Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Рынок — не место для вежливости

Торговым сетям Подмосковья дали два дня на размышления о пенсионерах
Владимир Лактанов
4 мин
Продажа продовольственных товаров в магазинах Московской области. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Губернатор Московской области Андрей Воробьев на заседании регионального правительства признал, что «есть тенденция подорожания продуктов питания». После этого глава региона адресовал министру потребительского рынка Владимиру Посаженникову просьбу «обратиться к торговым сетям с возможностью предоставления специальных скидок в определенное время тем, кто находится на пенсии, тем, кто в этом нуждается». И оптимистично добавил: «Я думаю, если мы обратимся с таким запросом, сети могут пойти нам навстречу».
Министр осторожно ответил, что через два дня постарается получить сколько-нибудь внятный ответ от руководителей подмосковного ритейла.
Добровольно-принудительно
Скидки для пенсионеров на продукты питания — отнюдь не новая идея для Подмосковья. Сейчас по социальной карте жителя Московской области тоже можно купить продукты на 3-5% дешевле. Правда, как правило, только в относительно дорогих торговых сетях. В наиболее популярных среди пенсионеров «Магнитах», «Пятерочках», «Дикси» и проч. подобных скидок не предусмотрено; нет таковых и в самых посещаемых «демократичных» гипермаркетах типа «Ашана» или «О’кей».
Некоторые из ритейлеров, правда, проводили временные акции по снижению цен в той или иной форме. Так, на пике подорожания продуктов в феврале 2015 года популярная в Московской области сеть «Дикси» объявила о добровольной заморозке цен на социальный набор продуктов — это «крупы, мука, рыба, масло, макароны и даже пельмени», как выразился тогда глава компании Илья Якубсон. Еще по ряду продуктов ритейлер заморозил собственную наценку (от 0% до 15%), оставив потенциальное подорожание исключительно на совести поставщиков или непосредственных производителей.
Чего-то подобного, очевидно, ожидают от популярных сетей и сейчас, как сказали бы советские остряки, «в добровольно-принудительном порядке». Видимо, таким образом подмосковные власти стремятся хотя бы отчасти загладить свою вину перед областными пенсионерами, которых только что лишили бесплатного проезда на московском общественном транспорте.
Закон, которого нет
Даже несмотря на кризис, жители Подмосковья покупают очень много: власти утверждают, что около 26% валового продукта области составляют именно торговля и бытовые услуги. (На втором месте, кстати, «операции с недвижимостью», конкретнее — «аренда и предоставление услуг в этой сфере», но не строительство. То есть, по сути, переливание из пустого в порожнее.) Сектор розничной торговли — важнейший двигатель подмосковной экономики и основной источник налоговых поступлений. И он же в своем роде «контролер» уровня жизни населения области.
Тем не менее административного контроля над этим «контролером» нет, а точнее, нет никакого регулирования цен на продовольствие как такового. И это касается не только МО, но и России в целом. Региональные департаменты потребительского рынка, конечно, отслеживают минимальные и средние цены на социально значимые продукты питания, но на этом все. Напрямую повлиять на уровень цен они не могут. То есть, если вмешиваться в тарифы естественных монополий государство имеет полное право, то с продовольственным рынком (кстати, тоже весьма монополизированным) по каким-то причинам не делает ничего. Даже откровенно спекулятивные цены конца 2014 года, когда мятые огурцы продавались в киосках по 299 рублей за килограмм, и те вызвали лишь гневные комментарии чиновников, но никаких действий мы так и не дождались.
Время от времени, в периоды резкого роста цен на какой-то конкретный продукт власти того или иного региона, конечно,  пытаются как-то ограничить сей процесс. Но единого, предусмотренного законом механизма для этого не существует.
Помогаем чужими руками
Нет оснований сомневаться, что в случае с «просьбой» подмосковных властей цель будет достигнута и торговцы пойдут навстречу пенсионерам. Уж слишком много у ритейлеров-дискаунтеров уязвимых мест, на которые можно при необходимости надавить. Зайдите в любой недорогой сетевой магазин, загляните в подсобку, и вы наверняка увидите там граждан, на лицах которых крупными буквами написаны отсутствие регистрации и наличие липовой медкнижки. А повод для внеплановой проверки найти несложно.
Пенсионер в супермаркете
Пенсионер в супермаркете. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Но основные вопросы вызывает отнюдь не сама возможность скидок для пенсионеров как таковая, а тот факт, что губернатор и министр второго по численности населения региона РФ (а если считать тех самых граждан из подсобок и со строек, то, скорее всего, первого) обращаются к коммерсантам с просьбами вместо того, чтобы ударить кулаком по столу и сказать: «Будет так, как мы сказали, и точка!»
Нет, мы не призываем нарушать законы и ломать коммерцию о колено: пусть эти люди торгуют так, как считают нужным. Но если руководство региона по-настоящему хочет заботиться о пенсионерах, почему бы не заявить о своих намерениях со всей серьезностью, а не робко, как будто бы боясь эту самую коммерцию обидеть?
Повторим?
Давайте вспомним Советский Союз. В нем на протяжении десятков лет каким-то образом существовала государственная система продовольственных магазинов; причем не просто существовала, но и вполне успешно конкурировала с частниками на рынках и в потребкооперации. Да, это были не лучшие магазины на свете, да, ассортимент чаще всего поражал воображение своей ограниченностью, но там действительно было дешево! И сейчас у нас есть счастливая возможность взять все лучшее от той системы, избежав ее пороков. Но вместо этого мы пытаемся взять худшее, в частности продовольственные карточки, которые Минпромторг обещает разработать уже к осени.
К счастью, это уже не те советские карточки, по которым можно было купить дефицит. У их «реинкарнации» другая цель — дать малоимущим возможность приобрести что-то по низким ценам. Карточки будут адресными, с ограниченным сроком действия, а реализовать свое право на покупки можно будет в любом из участвующих в программе частных магазинов. Разницу между ценой «для всех» и ценой «для малоимущих» магазину компенсируют из регионального или федерального бюджета. Детальный план «карточной» помощи, которая заработает с 2016 года, обещают представить уже в этом сентябре.
Слишком вежливые люди
Как бы там ни было, все это выглядит не более чем полумерами (если не четвертьмерами или и того меньше). Надо отдавать себе отчет, что рынок в любой ситуации будет стремиться к максимальной прибыли: такова его природа, и смешно его в этом винить. И именно поэтому нам нужны не унизительные карточки и не добровольно-принудительные скидки, а кардинально иная система продуктового обеспечения. В новых экономических условиях, на сложном пути к продовольственной независимости нашей стране — и Московской области в ее составе — необходима государственная сеть магазинов, работающая наравне с частными. Сеть, гарантированно обеспечивающая население продуктами по минимально возможным розничным ценам. Сеть, не только напрямую помогающая малообеспеченным, но и в то же время создающая заградительные условия для возможных спекулянтов (например, путем ограничения отпуска количества товара в одни руки).
Да, это может навевать неприятные воспоминания о 1980-х. Да, это отчасти «совок». Но, при всем уважении к готовности коммерсантов идти на какие-то уступки, к их благотворительной деятельности и так далее, реальную помощь собственному народу может оказать только государство. И да, от этого уменьшатся налоговые поступления: народ станет меньше покупать у нынешних главных плательщиков в бюджет. Однако не для того ли и собираются налоги, чтобы поддерживать население, особенно в тяжелое для него время? Прямая помощь всегда лучше проходящей через несколько инстанций специалистов по «распилу».
Если же, положим, регион не имеет средств для создания такой сети, можно поставить вопрос ребром перед оккупировавшими рынок ритейлерами: или вы, ребята, скидываетесь на создание такой «социальной торговой сети», или добро пожаловать на выход. Но это не должно быть просьбой. Такие нынче времена: вежливые люди эффективнее в армии, чем в департаментах торговли.
* * *
А пока мы ждем ответа от руководителей «Магнита», «Пятерочки», «Дикси» и других сетей на предложение Владимира Посаженникова. Скорее всего, в итоге мы увидим в магазинах 5-процентные скидки по социальным картам в будни с 11 до 16 часов... При этом цены очень скоро вырастут на те же самые 5%, так что в минусе коммерсанты не останутся. Ничего личного — законы рынка.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин