Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Русский костюм можно изучать бесконечно»

Народный костюм мог рассказать о материальном положении владелицы и ее принадлежности к определенной местности. Фото: Анастасия Хаски/ Русская планета

Автор крестьянских костюмов XIX века Екатерина Чугина о традициях в одежде того времени

Анастасия Хаски
16 апреля, 2016 18:00
8 мин
В костромском областном Доме народного творчества находится коллекция крестьянских костюмов Костромской губернии XIX века. В коллекции представлено 17 повседневных и праздничных нарядов. Автор костюмов Екатерина Чугина в разговоре подчеркивает, что это лишь попытка воссоздать русский народный костюм. Однако коллекция уже занимала первое место на всероссийской выставке «Русский костюм на рубеже веков».
— По профессии я закройщик, шесть лет назад пришла работать в областной Дом народного творчества, — рассказывает Екатерина Чугина. — Здесь я шью костюмы для коллективов, а в свободное время работаю над историческими костюмами. Эта коллекция собиралась для того, чтобы показать, во что одевались наши предки.
В коллекции представлен исключительно женский костюм, так как именно он сохраняет в себе основные черты национального наряда. Женщина всегда была привязана к семье и хозяйству. Они не могли надолго отлучаться из своей деревни. Вследствие этого они не были знакомы с традициями других поселений, у них был узкий кругозор, они сохраняли консервативное мышление и оказывались хранителями традиций в костюме. Женский костюм всегда был более разнообразный и сложный, чем мужской. Народный костюм мог рассказать не только о материальном положении владелицы, но и о принадлежности к определенной местности. Покрой, форма, сочетание цветов, количество деталей и украшения часто различались не только в губерниях, но даже в отдельных деревнях.
— Русский костюм можно изучать бесконечно, постоянно открываются новые секреты старинного мастерства. Каждый наряд многообразен, каждая мастерица к своему костюму подходила индивидуально, шила его сама, вкладывала всю душу, старания и умения. Раньше ни с кем не делились своей технологией пошива, все творилось женской рукой очень таинственно и строго. Все секреты пошива остались в прошлом, ведь мастерицы не разглашали свои умения даже самым близким родственникам, — рассказывает Екатерина Чугина.
Процесс воссоздания старинного костюма трудоемок и занимает много времени. Сохранилось мало информации об особенностях пошива, сами костюмы крайне редко встречаются в музеях. Информация по крупицам собирается в архивах и библиотеках. Терминология костюма очень сложна. У каждого автора было свое описание, в разных деревнях одна и та же деталь костюма могла называться по-разному. Некоторые костюмы воплощались со старинных репродукций открыток, картин и фотографий.
— Некоторые рисунки, детали вышивки, росписи кокошников воссозданы точно, но найти нужную ткань, фурнитуру и другие детали отделки в наше время сложно. Приходится искать, обходить множество магазинов, заказывать, ждать, — говорит Екатерина Чугина. — Если работать без перерыва, то на изготовление одного костюма может уйти месяц-полтора. Очень много времени занимает вышивка, особенно на головном уборе. По одному и тому же месту необходимо несколько раз пройти иголкой, чтобы ни одна мельчайшая деталь не отвалилась.
Отличалась в старину и технология кроя, который пришлось изучать с нуля. Современный покрой идет ближе к телу, а раньше делали свободные вещи. Люди были неграмотные, невозможно было точно снять мерки, чтобы одежда была близко к телу. Длину измеряли веревкой. Этим обусловлены широкие фасоны сарафанов, к тому же в свободных одеяниях можно было скрыть фигуру. Просто шились и рубахи. Например, рукав у них был очень широкий. Сама рубаха шилась в сборку по горловине. В пройму рукава подмышкой вставлялись ластовицы, представляющие собой прямоугольный кусок ткани. Они давали свободу движению. При пошиве сарафана переднюю часть обязательно поднимали выше. Обычно прямой фасон делали, просто сшивая несколько полотнищ ткани в сборку на лямки.
Основу традиционного крестьянского костюма в XIX веке составляли сарафан и рубаха, которую часто называли «подставой». Верхняя часть, называемая «воротушкой», состояла из кофты с длинным рукавом. Нижняя часть называлась «станина» и представляла собой широкую юбку, состоящую из двух-трех полотен ткани. Рубаха обязательно была длинная, до пят. Ее носили даже летом. Во время сенокоса работали в одной рубахе. На рубахе у крестьянских женщин обязательно был разрез, чтобы всегда можно было покормить ребенка грудью.
Еще одной деталью крестьянского костюма была душегрейка или коротена, которая надевалась поверх сарафана. Они также абсолютно разные: парчовые на подкладке, утепленные, были и с длинным рукавом. Люди побогаче вышивали их золотом и вешали сзади бант.
Покрой, форма, сочетание цветов и украшения часто различались не только в губерниях, но даже в отдельных деревнях. Фото: Анастасия Хаски/ Русская планета
Обязательной частью костюма был головной убор. Его носили все: и бедные, и богатые. Замужние женщины носили сборник — мягкую шапочку с овальным верхом, которая стягивалась на затылке. Девушки могли оставить волосы открытыми. Они носили широкие ленты, которые закрывали лоб и затылок.
— Все начиналось с кокошников, но от них постепенно отходили. До конца XIX века высокие кокошники носили только в Галиче, — рассказывает Екатерина Чугина. — Галич долгое время был богатым городом с большим количеством зажиточных людей. Поэтому там дольше сохранялись дорогие костюмы. Купцы могли себе позволить купить ткани, украсить одежду драгоценными камнями, жемчугом и золотом. В деревушках одежда была проще. Крестьяне жили очень бедно. Они не могли себе позволить дорогие ткани и отделку. Они сами выращивали и ткали дома на простом станке лен, который в то время был основой народного костюма в Костромской губернии.
Костюм делился на повседневный и праздничный. Нарядные вещи надевали в церковь, на гуляния и по большим праздникам. Такие костюмы хранили очень бережно, ведь их изготовление было не только более трудоемким, но и крайне дорогостоящим. Праздничный костюм дополняли украшения: всевозможные бусы, подвески, серьги. Мода на праздничные наряды не менялась в течение столетий, что позволяло передавать их из поколения в поколение. Именно поэтому одной из особенностей крестьянского наряда в XIX веке могло быть значительное временное различие отдельных деталей одежды. Головные уборы могли передаваться по наследству, а части отделки выпарывались из старых вещей и пришивались на новые. Для детей костюмы обычно перешивали после взрослых.
При изготовлении костюма читалась молитва. Ее смысл и назначение могло зависеть от веры, жизненного уклада и семейных традиций. Религиозный момент есть во многих деталях крестьянского костюма испокон веков. Самым главным символом костюма был пояс.
— Пояс был обязательным элементом одежды для всех. Он считался оберегом, хождение без пояса приравнивалось к греху. Крестьяне плели его сами из цветных нитей, оставляя на концах пояса кисточки. Пояс был нарядным, его украшали, делая плетение цветами или геометрическими рисунками, — рассказывает Екатерина Чугина.
Пояс носили очень высоко, завязывая сразу под грудью. Распоясанными не ходили даже в избе, женщины не снимали пояс и ночью. Считалось, что получившийся замкнутый круг позволит уберечься от нечистой силы. Пояс позволял сохранить и приумножить жизненную силу, необходимую для продолжения рода.
— Крестьяне всегда носили длинные рукава. Обязательной была вышивка на манжетах рукава, на подоле рубахи и сарафана. Магическая сила вышивки у славян имела очень важное значение. Считалось, что благодаря этому не смогут в тело проникнуть злые духи, — говорит Екатерина Чугина.
Костюмы отличались в каждой области. Одной из отличительных черт костюма в Костромской Губернии была пришитая яркая полоса ткани по низу подола сарафана. Она присутствует как на праздничном, так и на повседневном наряде. На праздничном сарафане ее расшивали бисером, тесьмой, кружевами.
— Здесь можно бесконечно долго рассказывать. Тема русского народного костюма не изучена до конца. Это работа для историков и лингвистов. Уверена, что нас ждет еще много открытий, — говорит Екатерина Чугина. — Воссоздав крестьянский костюм, можно возродить народные традиции, нашу культуру, привить любовь и уважение к своим истокам, без которых трудно представить движение вперед.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ