Новости – Общество
Общество
Русский без денег
Макет кампуса Дальневосточного федерального университета на острове Русский во Владивостоке. Фото: Виталий Аньков/РИА Новости
Идея развития знакового дальневосточного острова Русский уходит в прошлое
23 марта, 2016 13:30
8 мин
Спустя шесть лет после принятия постановления правительства России «О создании на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края туристско-рекреационной особой экономической зоны» федеральное Министерство экономического развития подготовило проект постановления правительства (есть в распоряжении РП) о досрочном прекращении существования этой зоны. Закрывается когда-то широко разрекламированная особая экономическая зона острова Русский в соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 6 федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ», то есть по причине того, что «в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все заключенные соглашения расторгнуты». По мнению экспертов, во многом причиной провала стало то, что федеральные и региональные власти чересчур оптимистично оценивали перспективы вхождения на российский рынок азиатских инвесторов.
О том, что Дальний Восток является стратегическим регионом, в первую очередь с точки зрения территориальной безопасности страны, федеральные власти рассуждают на протяжении последних полутора десятков лет. Именно остров Русский, по задумке чиновников, должен был стать примером, который потянет за собой развитие как Приморского края, так и других ближайших субъектов федерации. В 2005 году администрация Приморского края разработала и представила широкой публике проект «Развитие острова Русский». Согласно этой идее на острове планировалось возвести комплекс производств в сфере био- и информационных технологий, университетский комплекс мирового уровня и другие важные объекты.
Для лучшей транспортной коммуникации острова Русский с Большой землей в 2006 году федеральное правительство одобрило строительство моста. Одновременно предлагалось строительство спортивно-рекреационных комплексов и гостиниц высокого уровня. Как тогда утверждали чиновники и писали СМИ, в будущем Русский должен был стать центром международного сотрудничества со странами Азиатского региона и фактически жемчужиной Дальнего Востока.
В 2010 году в Москве было подписано постановление о создании на острове туристско-рекреационной и особой экономической зоны. Венцом всех стараний стало открытие на Русском 2 сентября 2012 года саммита организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
После завершения саммита объекты, на которых он проходил, отошли к Дальневосточному федеральному университету (ДВФУ), который и должен был стать вузом мирового уровня. Но, как показывают последние события, с 2012 года проект острова Русский вместе с университетом фактически идут по пути деградации. В ночь 20 марта этого года представители следственных органов при поддержке спецслужб задержали ректора ДВФУ и экс-замминистра образования РФ Сергея Иванца. Причина оказалась более чем банальная — коррупция. Теперь Москва готовится к досрочному отзыву статуса особой экономической зоны острова Русский, хотя ОЭЗ должна была просуществовать по законодательству до 2019 года. Имея все предпосылки для развития как минимум туризма — под самым боком находятся такие страны, как Китай и Япония, — и колоссальную информационную и деловую поддержку федерального центра, региональные власти так и смогли извлечь из особого статуса острова Русский хоть какую-то видимую пользу.
Первый зампред комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Иван Абрамов считает, что главной проблемой нулевого желания бизнесменов вести дела на острове Русский является то, что власти установили слишком высокий порог входа, пожелав видеть в ОЭЗ только крупные предприятия, способные вложить сразу большие суммы. Если бы этот порог был снижен и войти в это бизнес-пространство под особые экономические преференции смогли предприятия среднего и малого бизнеса, возможно, сегодня у приморских и федеральных властей не было бы головной боли, в чем искать причины провала и нужно ли поднимать вопрос о закрытии особой экономической зоны.
«Закрыть всегда легче, чем открыть, и я считаю, что из этого решения ничего хорошего не выйдет. Это только лишит жителей Русского возможностей, а территорию — преференций, которых у них и так немного. Только нужно помнить, что Дальний Восток — это стратегически важный регион, который мы должны активно развивать», — сказал РП Иван Абрамов.
Экономический форум во Владивостоке на острове Русский. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
К плачевным данным о развитии главного инвестиционного проекта Дальнего Востока острова Русский в начале года прибавилась и новость о том, что Москва в принципе готовится сократить финансовую поддержку дальневосточных регионов. В январе 2016-го Минвостокразвития РФ представило на обсуждение общества проект по изменению госпрограммы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014–2025 годы. К сожалению, несмотря на всю значимость регионов, ведомство предложило на 40% сократить расходы по госпрограмме в 2016 году — с 77,4 млрд рублей до 46,7 млрд.
Другой немаловажной проблемой для развития региона с точки зрения транспортной доступности стало банкротство крупнейшего частного российского авиаперевозчика — компании «Трансаэро». Именно эта компания до последнего времени обеспечивала массовые и более или менее бюджетные полеты жителей Дальнего Востока в центр страны и обратно. После ее ухода с рынка многие обладатели дальневосточной прописки указали на то, что слетать в Москву или Санкт-Петербург стало своего рода роскошью, которую себе могут позволить далеко не все. Таким образом, связь Дальнего Востока со всей остальной страной стала еще менее ощутимой.
Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников считает, что урезание программы поддержки Дальнего Востока, как и отказ от особой экономической зоны на острове Русский, связаны прежде всего с переоценкой федерального центра перспектив работы на азиатском рынке.
«Дальний Восток не уходит из приоритетов, он остается в их числе и всегда там будет. Просто, полагаю, сейчас немного меняется стратегия по нему. Мы уходим от завышенных ожиданий войти в Азию на лучших условиях. Тогда мы несколько переоценили желания зарубежных инвесторов, а сейчас приходит некое переосмысление ситуации», — констатировал эксперт.
Несмотря на все трудности и провалы, 22 марта появилась информация о том, что Фонд развития Дальнего Востока обсуждает с Банком России создание отдельной биржи во Владивостоке, на которой будут размещаться бумаги региональных компаний, в первую очередь добывающего сектора. Сам проект может быть презентован широкой публике на Восточном экономическом форуме в сентябре этого года. По некоторым данным, идее создания Владивостокской биржи ценных бумаг симпатизирует вице-премьер России Юрий Трутнев.
Так или иначе, но фактических трудностей на Дальнем Востоке на сегодняшний день гораздо больше, чем идей, как их исправить, не говоря уже о том, насколько эти идею могут быть эффективны. Регион, безусловно, остается самым сложным для федерального центра. Низкие экономические возможности и угрожающий уровень плотности населения создают все предпосылки для территориальных претензий со стороны Китая. Недавний проект по выдаче каждому желающему жителю страны 1 га земли в дальневосточных регионах также не привел к массовому исходу москвичей или краснодарцев на берега Охотского моря. Обещая бесплатную землю, федеральные власти, по всей видимости, забыли учесть тот факт, что без достаточной инфраструктуры и льгот мало у кого может возникнуть желание стать крупным землевладельцем.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости