Новости – Люди












Люди
«Бессмысленное махание флажками»

Участники «Русского марша» в Екатеринбурге, 2013 год. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Представители низовых ультраправых движений, наиболее громко заявлявших о себе в последний год, не собираются идти на «Русский марш» вопреки ожиданиям его организаторов
31 октября, 2013 05:29
7 мин
4 ноября в Москве и других городах России пройдет «Русский марш» — традиционное шествие, которое всегда воспринималось как смотр сил праворадикального политического сектора. Один из организаторов «Русского марша — 2013» Дмитрий Демушкин на оргкомитете шествия признался, что неонацисты делают ставку не на представителей легальных общественных движений, а на отдельных ультраправых и футбольных фанатов и участников низовых инициатив, которые не устраивают митингов, а занимаются полезной в их понимании общественной деятельностью — охотой на педофилов и выселением приезжих из общежитий.
Сами эти движения, за исключением питерских «Русских зачисток», недавно лишившихся харизматических лидеров, идти на шествие 4 ноября не планируют. «Русская планета» попыталась выяснить, как подобные инициативы повлияли на популярность ультраправых идей и почему их создатели обходят стороной «Русский марш».
31 декабря 2010 года из колонии вышел неонацист Максим Марцинкевич (известный по кличке Тесак). Освободившись, бывший лидер ныне запрещенной организации «Формат-18» начинает во множестве выкладывать в сеть агитационные видеоролики. В них он рассказывает, как правильно худеть, какие передачи нужны заключенным и как вести себя при встречах с полицией.
Марцинкевич организует различные проекты, но, по сути, выстреливает только один из них — охота на педофилов под названием «Оккупай-педофиляй». Участники проекта регистрируют на сайте знакомств анкету вымышленного ребенка (на самом деле подростка ультраправых взглядов) и дожидаются, пока в переписку с ним вступит взрослый мужчина. Жертве «педофиляя» назначают встречу, на которой его избивают и унижают на камеру.
Проект позиционируется создателем как пропагандирующий идеи «национал-социализма»; в чем именно заключается эта пропаганда — неизвестно, однако все активисты «педофиляя» разделяют ультраправые взгляды.
Стоит отметить, что Марцинкевич не является автором ноу-хау. Первый известный случай ловли подозреваемого в педофилии на живца был зафиксирован в Екатеринбурге в октябре 2011 года. Операцию по задержанию мужчины, познакомившегося в интернете с 13-летней девочкой, проводили активисты Уральского родительского комитета совместно с полицейскими и сотрудником фонда «Город без наркотиков» Евгением Маленкиным (сейчас он в бегах в связи с расследованием деятельности фонда, глава которого Евгений Ройзман недавно стал мэром Екатеринбурга). От имени ребенка мужчину пригласили на квартиру, где его ждал Маленкин, который спрятался под кроватью с травматическим пистолетом и выскочил, как только подозреваемый прикоснулся к девочке.
Это была первая известная в России попытка насилия по отношению к подозреваемому в педофилии. До того родители несовершеннолетних детей, которым поступали интимные предложения на сайтах знакомств, относили нотариально заверенные распечатки переписки в управление «К» региональных полицейских главков, но поимки интернет-совратителей не добивались.
Но если для членов фонда Ройзмана акция в Екатеринбурге была разовой, то Тесак поставил подобные операции на поток. Существует и ответвление этого проекта — инициатива «Оккупай-геронтофиляй», направленная на поимку подростков-геев. Проект возглавляет приятель Тесака Филлип Разинский по кличке Дениц.
Филиалы «педофиляя-геронтофиляя» действуют в России, странах СНГ и даже в Эстонии. Нередко последователи Тесака становятся фигурантами уголовных дел о побоях, вымогательстве и сексуальном насилии. (Об этом читайте в материалах «Русской планеты»: «Стаю загоняют в клетку» и «День борьбы с педофиломанией»). Одну из участниц «Оккупай-педофиляя» недавно зарезали в Набережных Челнах — якобы за сотрудничество с полицией.

Максим Марцинкевич. Фото: личная страница Вконтакте врез: Игорь Мангушев. Фото:
Максим Марцинкевич. Фото: личная страница ВКонтакте
Несмотря на такую популярность своего проекта, в политический капитал Марцинкевич свой успех инвестировать не собирается. Членов своего движения «Реструкт» он призвал игнорировать шествие 4 ноября и пригрозил за участие в нем исключением. Официальное лицо «Реструкта» Юлия Феб сказала, что организация считает марш «бессмысленным маханием флажками», правда, признала, что сама она на акцию идти собирается.
Вообще же «педофиляй» — сетевая структура, и не все ее участники подчиняются Тесаку. Так, например, нижегородское объединение борцов с педофилией (часть его членов допрашивали в связи с уголовным делом, возбужденного по факту грабежа) планирует выйти на «Русский марш» в своем городе, а часть из них может ради акции посетить столицу. Сами организаторы «Русского марша» рассчитывают, что многие сторонники Тесака выйдут на ультраправое шествие в частном порядке.
Кроме «педофиляя» Тесак пробовал запускать еще ряд проектов, например «Оккупай-наркофиляй» (ловля торговцев легальным наркотиком «спайс») и «Оккупай-выселяй» (поиск и расселение мест нелегального проживания гастарбайтеров). Но они особого развития не получили, и на фоне деятельности движений «Молодежный антинаркотический спецназ», «Щит Москвы» и «Светлая Русь» остались почти не замечены.
Последние же два движения, агрессивно штурмующие подвалы с мигрантами, снискали себе скандальную славу. «Русь», например, с самого начала взяла курс на силовое решение проблемы. В конце 2011 года на официальной страничке движения «ВКонтакте» появился призыв переводить на его счет деньги, которые пригодятся для закупки фонарей и средств самообороны. Руководитель «Руси» Игорь Мангушев, кстати, также считает «Русский марш» бессмысленным мероприятием и вместо уличных шествий предлагает акции прямого действия. Такие акции проходят довольно жестко, хоть формально и в рамках закона. На видео со штурмом одного из объектов, где жили нелегалы, активисты «Руси» выбивают двери и вытаскивают напуганных среднеазиатов из-под кроватей. В описании ролика сказано, что зачистка проводилась вместе со «Щитом Москвы» и полицией.
На свои акции, которые проходят куда агрессивнее рейдов «Руси», «Щит Москвы» зовет всех достигших 18 лет. До недавнего времени на их страничке «ВКонтакте» говорилось, что на рейды организации не допускаются ультралевые, анархисты, антифашисты и геи.

Игорь Мангушев. Фото: личная страница Вконтакте
Игорь Мангушев. Фото: личная страница ВКонтакте
«Щит» возглавляет Алексей Худяков. Сейчас он находится в СИЗО. Бывший активист прокремлевской «России молодой» полгода назад покинул организацию и стал заниматься выселением мигрантов. В сентябре он штурмовал общежитие в Капотне и вместе с двумя своими товарищами был задержан по подозрению в хулиганстве. При обыске одного из них нашли националистические стикеры, биту и пластиковые наручники; во время суда по мере пресечения Худяков заявил, что он «неоднократно помогал оперативникам в их работе».
Мангушев и Худяков не скрывают своих консервативных воззрений. Оба любят фотографироваться на фоне почитаемого ультраправыми имперского флага, а их акции привлекают молодежь крайне националистических взглядов. В беседе с «Русской планетой» Мангушев допустил, что ряд его сторонников пойдет на «Русский марш» и назвал это мероприятие «красивым, хоть и бесполезным».
Авторство идеи с выселением мигрантов из подвалов и ветхого жилья приписывает себе столичный муниципальный депутат Елена Ткач. По словам Ткач, в ее районе (Пресненском. — РП) мигранты якобы любили выпивать по вечерам и занимали все детские площадки. Летом 2011 года ее терпение лопнуло, и депутат попыталась взять ситуацию под контроль. Тогда и выяснилось, что приезжих рабочих нелегально поселили в подвалах и пустующих зданиях исторического центра, совершенно не приспособленных для жизни.
Ткач удалось наладить контакт с местным ОВД и привлечь к проблеме внимание прессы. Вот уже несколько лет она успешно выселяет из нежилых помещений мигрантов-среднеазиатов. Депутат утверждает, что на ее акциях совсем не бывает маргиналов: неонацисты, говорит она, предпочитают избивать людей и не способны к кропотливой работе.
Кого именно Ткач считает неонацистами — не совсем ясно, но с Мангушевым она сотрудничает плотно: активисты «Руси» на рейдах пресненского депутата появляются часто.
В отличие от своих московских единомышленников, петербургские неонацисты на «Русский марш» собираются. В начале лета у них появилось желание упорядочить уличную торговлю у станций метро. Так появились «Русские зачистки» — акции, активно анонсируемые в сети членом ныне несуществующего Координационного совета оппозиции Николаем Бондариком и Дмитрием Евтушенко, известным по кличке Бешеный. Первый арестован по обвинению в подготовке провокаций перед Курбан-байрамом, а второй находится под следствием за хулиганство во время одной из «Русских зачисток» и возбуждение национальной ненависти на страничке «ВКонтакте».
Бондарик является председателем общества защиты прав потребителей «Петроград», своим сторонникам он раздал удостоверения «контролеров общества». По его словам, при себе «контролеры» всегда имели путевые листы, удостоверения и копии свидетельства о регистрации организации.
Тем не менее ведут себя участники зачисток агрессивно — переворачивают столы с фруктами, задирают торговцев и отпускают на камеру откровенно расистские комментарии. Время от времени полиция задерживает их за самоуправство.
Ролики со все более массовых акций Бондарика и Евтушенко стали настоящими хитами на YouTube. Самый популярный из них — «Блондинка с битой, или Русская зачистка» набрал больше 740 тысяч просмотров. Между тем изобретатель зачисток Бешеный имеет неоднозначную репутацию в ультраправой среде Петербурга. Многие националисты возлагают на него ответственность за раскол городского отделения «Славянской силы» Дмитрия Демушкина на две структуры — «Славянскую Силу — Северо-Запад» и «Славянскую Силу — Nord West», куда и вошел Евтушенко. Сами же участники зачисток на «Русский марш» в Петербурге пойдут, несмотря на присутствие на акции «Национал-социалитической инициативы», чье руководство недолюбливает Бондарика.
То, что участники низовых инициатив сторонятся «Русского марша», — неудивительно. Неорганизованные сторонники правых идей никогда не доверяли лидерам легальных движений, а после участия движения «Русские» в акциях 2012 года за честные выборы и вовсе стараются избегать их, рассказывает руководитель информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский.
«Именно поэтому марш 2012 года был столь малочисленным», — говорит он.
Популярность антипедофильских, антинаркотических и антимигрантских рейдов эксперт объясняет тем, что их участники (а это в основном люди, которые на поколение моложе завсегдатаев митингов «русских») получают возможность легально — пусть и ограниченно — применять насилие. Верховский отмечает, что уголовные дела, по которым в последнее время преследуются участники ультраправых акций, пока никак не сказываются на их численности.
Участники не думают о политическом капитале, предпочитая заниматься прямым действием, говорит руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
«Люди не преследуют политических целей, слово "политика" вызывает у них отторжение и раздражение, они не ходят на выборы и живут в параллельной с организаторами "Русского марша" реальности», — считает политолог.
Медийность низовых ультраправых инициатив Калачев объясняет тем, что их ролики распространяются в интернете как вирусная реклама — это привлекает новых сторонников, причем достаточно молодых.
«Это поколение "Русских пробежек" (массовых спортивных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и правых идей. — РП), которые нашли себе удобную нишу. Ситуация, когда ограниченное насилие становится нормой жизни, достаточно тревожна. К тому же они не больно-то себя контролируют», — рассуждает Верховский.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости