Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Русский «Скаут» с украинскими двигателями

Какие трудности испытывает Россия в модернизации парка многоцелевых вертолётов МИ-2
Степан Зайцев
17 сентября, 2020 11:54
7 мин
МИ-2
Фото: Topwar.ru

Большой интерес у публики на международной выставке HeliRussia-2020 (Москва, Крокус Экспо) вызвал образец лёгкого многоцелевого вертолёта «Скаут», представленный компанией «Борисфен».

Машина является модернизированной версией «старичка» Ми-2, который эксплуатируется с начала 1960-х годов. Однако, как утверждает разработчик, «Скаут» заметно превосходит советскую модель.

Так, часовой расход топлива был уменьшен более чем на 30%, дальность полёта с дополнительными баками увеличена до 1000 км (против 580 км), крейсерская скорость полёта — до 200 (190 км), максимальная масса груза на внешней подвеске — до 1030 км (800 км).

«Борисфен» предлагает заказчикам несколько вариантов применения «Скаута»: транспортно-пассажирский, патрульный, поисково-спасательный, учебно-тренировочный, сельскохозяйственный, спортивный. Благо Ми-2 — универсальная винтокрылая машина, приспособленная для выполнения самого широкого спектра задач

Демонстрация «Скаута» невольно поднимает вопрос будущего парка Ми-2, который не выпускается с 1990-х годов, но по-прежнему эксплуатируется в России, Польше и на постсоветском пространстве, включая Украину.

Точной оценки парка отечественных Ми-2 не существует, однако в отраслевых СМИ можно найти информацию, что количество вертолётов данного семейства после распада СССР неуклонно сокращалось. Так, в 2011 году в нормальном техническом состоянии находились 120 машин, а к земле были прикованы около 500.

При этом, несмотря на почтительный возраст, Ми-2 востребован как недорогой и неприхотливый в эксплуатации лёгкий вертолёт. В России он используется для грузопассажирских перевозок, спортивных и учебных целей. Модель, представленная на HeliRussia-2020, выполнена для нужд ДОСААФ.

В экспертных кругах распространена точка зрения, что продление эксплуатации Ми-2 позволит в немалой степени вытянуть отечественную авиацию, которая нуждается в машинах подобного класса.

Сейчас Ми-2 используется в сельском хозяйстве, лесной охране, реже применяется в интересах Минобороны РФ. Стоимость Ми-2 в несколько раз ниже западных аналогов. Собственно, в этом заключается ещё одно ключевое преимущество этого вертолёта, который наподобие легендарного Ан-2 остаётся абсолютным хитом лёгкой авиации постсоветского пространства из-за простоты и экономичности.

Конечно, всех проблем совершенствование парка Ми-2 не решит — стране всё равно требуются новые машины, причём разной грузоподъёмности и размерности. По данным газеты «Известия», дефицит вертолётов в регионах РФ до 2024 года рискует достичь 248 единиц.

Однако запуск программы модернизации Ми-2 позволит эксплуатировать эти «рабочие лошадки» ещё по меньшей мере 15-20 лет. За это время промышленность вполне может создать новый лёгкий отечественный вертолёт с приемлемыми ценовыми и эксплуатационными характеристиками.

Главным препятствием на пути модернизации парка Ми-2 является отсутствие подходящего российского двигателя. Проект «Скаут» продвигается на рынке с турбовальным агрегатом АИ-450М, который является совместной разработкой запорожских компаний ЗМКБ «Прогресс» и АО «Мотор Сич»

Судя по всему, «Борисфен» немного доработал украинский двигатель, но от этого АИ-450М не превратился чудесным в российское изделие, которое можно свободно выпускать без лицензии.

Судя по информации «Известий», «Борисфен» в состоянии собирать запорожские агрегаты, однако здесь необходимо утрясти юридические моменты и понять, какое количество комплектующих придётся закупать на Украине.

Сегодня угроза очередных санкций Киева по военно-технической линии представляется более чем реальной, учитывая, что ДОСААФ имеет непосредственное отношение к российской армии, да и сами военные не гнушаются летать на Ми-2.

Необходимо признать, что АИ-450М действительно является наиболее оптимальным для Ми-2 двигателем. В советские годы на вертолёт устанавливался ГТД-350 разработки ленинградского ОКБ В.

Я. Климова (сейчас — петербургское АО «ОДК-Климов»). Агрегат был тяжёлым, габаритным, прожорливым и недостаточно мощным, хотя для периода 1960-1970-х годов являлся вполне современным изделием.

Очевидно, что сейчас нет смысла делать ставку на Ми-2 с таким двигателем. АИ-450М заметно превосходит климовский агрегат по всем ключевым характеристикам, включая мощь и объём удельного расхода топлива. Достаточно сказать, что основные характеристики, воплощенные в «Скауте», полностью определяются достоинствами АИ-450М мощностью 465 л. с. (против 400 л.с. у ГТД-350).

Неудивительно, что наибольших успехов в совершенствовании Ми-2 достигла именно Украина, продвигающая на внутреннем и зарубежном рынках винтокрылую машину МСБ-2 «Надежда».

Сейчас сложно представить, но данная машина вполне могла завоевать расположение российских гражданских и военных заказчиков. В мае 2013 года «Мотор-Сич» впервые представил в РФ МСБ-2 с АИ-450М, доработанным радиоэлектронным оборудованием и комфортабельным салоном. Но в силу известных событий 2014 года перспектива украинского Ми-2 в России была похоронена.

В 2016 году «Надежда» поднялась на высоту 7500 метров, что почти вдвое превосходит динамический потолок Ми-2 (4000 метров). Гендиректор «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев заявил, что ремоторизация привела к появлению качественно нового вертолёта.

Именно АИ-450М позволили «Мотор-Сич» в 2015 году представить ударный легкобронированный Ми-2МСБ-В цвета хаки. Запорожские инженеры смогли разместить на (откровенно говоря) не самой удобной платформе блоки неуправляемых ракет, пару автоматических гранатомётов и один 7,62-мм пулемёт. В хвосте[АЗ1] машины была установлена обойма с тепловыми ловушками.

Для сохранения парка Ми-2 России требуется создать собственный аналог АИ-450М. Такая проблема стоит на повестке дня очень давно (если не учитывать ситуацию с Украиной), но, к сожалению, она никак не решалась

Сейчас небольшую надежду на развитие отечественного парка Ми-2 даёт проект двигателя ВК-650В, запущенного «климовцами» в прошлом году. Планируется, что в 2024 году будет развёрнуто серийное производство нового изделия. Агрегат будет устанавливаться на Ка-226Т, «Ансат» и лёгкий VRT500.

В перспективе на основе газогенератора ВК-650В «ОДК-Климов» собирается разработать линейку изделий мощностью от 500 до 750 л.с. Поэтому не исключено, что Ми-2 всё-таки обретёт некий аналог АИ-450М, хотя официально об этом пока не сообщалось.

темы
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ