Новости – Общество
Общество
Рубль падает без паники
13 октября 2014 года. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Ослабление российской валюты выгодно многим, но по привычке его все боятся
13 октября, 2014 18:46
4 мин
В понедельник, 13 октября, рубль продолжил падать. Центробанк (ЦБ) установил курс доллара на завтра на уровне 40,3251 рубля, а евро — 51,0798 рубля.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина объявила, что за последние десять дней для поддержания курса национальной валюты было продано $6 млрд. Ее слова надо понимать так: если бы ЦБ не тратил эти деньги, то рубль падал бы еще быстрее.
Такие новости вне контекста создают ощущение приближающегося краха российской экономики. Советник президента Сергей Глазьев, известный своими эксцентричными высказываниями, на этом фоне выглядит как спаситель. В пятницу он сказал, что рубль «нужно просто зафиксировать и четко сообщить рынку, какой будет курс на ближайшие 2–3 года».
На самом же деле ослабление рубля выгодно если не всем, то очень многим, и вот почему.
В 90-е, когда ценники в магазинах выставлялись в у.е., а зарплату выдавали в рублях, курсовые колебания действительно были очень важны. Если ваши доходы в рублях, а все траты в долларах, имеет смысл сразу переводить рубли в доллары или, по крайней мере, пристально следить за соотношением российской и американской валют.
Эта привычка укоренилась, но экономические основания для нее почти исчезли. Хотя по-прежнему многие товары или сырье для их производства завозятся из-за границы, доля импорта по многим категориям товаров уже не так критична, и ценники выставляются в рублях.
Для примера, по данным PricewaterhouseCoopers, 11 из 20 самых продаваемых иномарок в России на самом деле собираются в РФ полностью из отечественных компонентов, включая Kia Rio и Renault Duster. Соответственно, на эти авто курсы рубль-доллар и рубль-евро никак не влияют. Теоретически продавцы могут поднять на них цены, воспользовавшись курсами как предлогом, но не сильно, поскольку конкурирующие иномарки российской сборки не дадут им этого сделать.
Часть покупаемых нами товаров продолжает завозиться из-за границы, но эффект переноса (то есть влияние обвала рубля на рост цен) выглядит так — каждый 1% ослабления рубля приводит к росту цен на 0,3%, рассказывал в интервью «Дождю» замминистра финансов Алексей Моисеев. Несложный расчет показывает: доллар к рублю с начала года укрепился примерно на 21%, что прибавило к инфляции дополнительно 3,6 процентных пункта. Получить рост цен за год на 9,6% вместо 6%, конечно, плохо, но не смертельно.
Кроме роста цен, от которого пострадают все, проиграют еще и те, кто взял кредит в валюте; кто собирался поехать за рубеж и вынужден теперь менять рубли по новому курсу; а также российские компании, продающие импортные товары.
Список выигравших выглядит следующим образом. Во-первых, это экспортеры сырья и государственный бюджет, который зависит от этих экспортеров. Нефть продается за ту же самую долларовую цену, но только внутри страны доллар стоит уже не 33, а 40 рублей.
Во-вторых, те граждане, которые предусмотрительно запаслись валютой.
В-третьих, это производители отечественных товаров, ведь импорт станет дороже. В подтверждение можно вспомнить 1998 год — после девальвации российские колбасы и торты вытеснили с прилавков датские салями и сладкие рулеты.
В-четвертых, население не только пострадает от роста цен, но и выиграет от того, что экспортеры нефти и отечественные производители станут богаче и смогут платить большие зарплаты (или нанимать дополнительных сотрудников). То же верно относительно госбюджета — он сможет больше платить бюджетникам.
Поэтому фиксировать курс просто нет необходимости — положительных эффектов от слабого рубля не меньше, чем отрицательных. Удивительнее всего, что это предлагает Глазьев, считающийся левым политиком и выступающий за помощь отечественному производителю. Фиксированный курс просто приведет к возникновению черного рынка валюты и не даст рублю достаточно ослабнуть, чтобы помочь российским промышленникам.
Кстати, $6 млрд, проданных Центробанком за последние десять дней для замедления падения рубля, только выглядят пугающе. На 1 октября у ЦБ было резервов на сумму $454 млрд, то есть даже при таких объемных вливаниях запасов хватит на 2 года. Но падение, скорее всего, замедлится. По расчетам Центра макроэкономических исследований Сбербанка, которые приводит РБК, курс доллара вернется к 37 рублям к концу 2015 года.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости