Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Рубашка из Средневековья

Как в Ивановской области возрождают ручное ткачество раннего Средневековья
Анна Яблокова
8 января, 2016 15:00
6 мин
Михаил за рабочим станком. Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета»
Братья-близнецы Илья и Михаил Стариковы своими руками создают ткацкие станки и ткут полотна, из которых в разных точках мира шьют исторические костюмы. Специализация ивановских ткачей — ткани раннего Средневековья. «Русская планета» побывала в мастерской Стариковых и узнала секреты ручного ткачества.
Все началось с хобби. Братья увлеклись историческими реконструкциями, сами создавали себе костюмы. Чтобы максимально приблизиться к образу жизни людей Средневековья, они начали сами ткать на ручных станках, как это делали наши предки много веков назад.
— Я по образованию инженер-физик, и мои конструкторские знания очень помогли мне в создании первого станка, — рассказывает Илья Стариков. — Ручное ткачество — очень редкое занятие, меня никто не учил ни станки делать, ни ткать. Все познавал сам, искал информацию в интернете. Это был как прыжок в неизвестность. Постепенно ткачество завоевывало мое свободное время и стало любимым делом.
Первый станок, признается Илья, был далеко не идеальный, но вполне рабочий. Конструкторская мысль создателя продолжала работать, и станок постоянно усовершенствовался. Через год Илья понял, что работать на нем стало сложно: слишком много он всего придумал. Станок подарил знакомым реконструкторам, а сам стал создавать новый, более массивный и функциональный.
Делали Илья и его брат Михаил и так называемые реплики (копии) старинных станков. Они малопродуктивны и неудобны, зато собирают много зрителей на мастер-классах, которые братья регулярно проводят на фестивалях исторической реконструкции.
Братья работают вместе и оба занимаются ткачеством, а Михаил также освоил кожевенное ремесло и научился вручную шить обувь. Не только историческую, но и современную. Ради этого он даже бросил профессию программиста: реальное ремесло оказалось интереснее виртуальных алгоритмов.
Илья и Михаил Стариковы
Илья и Михаил Стариковы. Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета
— Кожевенное ремесло более распространено, чем ткачество, — говорит Михаил Стариков. — Тех, кто профессионально занимается созданием тканей вручную, в России можно по пальцам пересчитать. А в Иванове, наверное, кроме нас и нет никого. Но мы не только ткачи, хотя это наша основная специальность. Мы люди, как говорится, с руками, так что сами делаем и военное снаряжение для исторических костюмов, и элементы этих костюмов, да много чего. А самый масштабный мой проект — это настоящая, в натуральную величину юрта, в которой даже можно жить. Продолжаем ездить на фестивали реконструкций 5–6 раз в год.
Братья переехали в Иваново из Челябинска летом. Здесь жили их дальние родственники. Их крошечная мастерская с громким названием «OldCraft» располагается под самой крышей одного из старинных особняков города. Здесь стоит большой станок — ребята признаются, что это пока единственный их инструмент — и лежит множество образцов и кусков готовой ткани.
Станок светлый, из новых досок, видно, что обструган вручную. Его собирали уже здесь, в Иванове. Некоторые металлические детали покупали на ивановских заводах. Он, как и его предшественники, постоянно дорабатывается: например, недавно стал выше, а некоторые детали сдвинулись вперед или назад. К своим конструкторским изыскам братья относятся с юмором.
—  Перемены не всегда к лучшему, — улыбается Илья. — Постоянно совершаем какие-то ошибки, которые приходится исправлять. Но это вполне обычный процесс: мы пробуем новое, что-то приживается, что-то нет. Главное — наш станок работает, и с его помощью мы создаем ткани.
Сейчас братья ткут шерстяное полотно из желтых и коричневых ниток с ромбическим переплетением. Оно достаточно узкое — около полуметра — и длинное.
— В ткацком стане две главные детали: бердо, прижимающее продернутую челноком нить к краю ткани, и ремизки. Это металлические конструкции, которые помогают нам поднимать и опускать нужные нити, — поясняет Илья. — Здесь четыре ремизки, которые я поднимаю педалями, — ткач наживает на педали, и раздается скрип дерева. — В образовавшуюся широкую щель (она называется зев) продергиваю челнок. А затем сильно прижимаю к краю-опушке ткани бердо. Нить встает на свое место. Процесс достаточно долгий — например, вот эту ткань длиной 7 метров, которая намотана на специальный вал, мы ткали около недели, — но зато полностью ручной. Именно так ткали много веков назад.
Ткань получается точь-в-точь как в магазине: ровная и аккуратная. Отличается только тем, что она абсолютно натуральная, из чистой шерсти. В Средневековье не знали синтетики, вот и братья Стариковы с ней не работают. Разве что когда ткут современные шарфики.
Рядом с большим станом в мастерской стоит маленький станок, в который заправлены белая и красная нити.
— Это не полноценный станок, скорее модель, — говорит Илья, показывая мне принцип его действия. — Он переносной, и мы его создали для того, чтобы можно было устраивать мастер-классы по ткачеству. Сейчас он демонстрирует так называемое бранное ткачество. Бранное — от слова «набирать», «брать». Так создавались русские народные рубашки с красным узором. Мало кто знает, что этот узор был не вышитый, а вытканный красными нитями.
На модели стана — бранное ткачество
На модели станка — бранное ткачество. Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета»
Чаще всего шерстяные ткани Стариковых заказывают для пошива стилизованной верхней одежды: она получается плотной и теплой. Ивановцы изготовленными вручную тканями почти не интересуются, да и любителей истории у нас не так много. Так что Стариковы снабжают своими изделиями жителей Центральной России, есть заказы и из-за рубежа: Германии, Англии, Дании, Бельгии, Ирландии, Италии, США.
Освоили Стариковы и окрашивание тканей натуральными красителями: корой дуба и крушины, индиго. Для закрепления пигмента используют квасцы: соли металлов. Именно так красили ткани наши далекие предки. Сырье для окраски ткани Стариковы закупают специально на Алтае и Кавказе, а также в Китае. Красят дома в металлических баках, как раньше вываривали джинсы.
— Очень хочется возродить ручное ткачество в более крупных масштабах, — говорит Илья. — Создать свой цех, нанять ткачей. Думаю, это имело бы успех: сейчас ценится все созданное вручную, а наши ткани, кроме того, еще и экологически чистые.
темы
6 мин