Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Российский бензиновый парадокс

Экономисты объясняют, почему нефть будет дешеветь, а бензин дорожать
Владимир Лактанов
3 мин
Фото: Артем Житенев / РИА Новости
«Что вы переживаете по поводу удешевления нефти? Заправлять машину дешевле. Если вы не трейдер, а журналист, то для вас это хорошо», — сказал 27 ноября генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри на конференции, где возглавляемая им организация объявила прессе, что не уменьшит добычу нефти, чтобы остановить ее удешевление.
В России над его словами смеются. В России цены на бензин почти никогда не следуют за ценами на нефть и при этом почти всегда растут.
Источник: Росстат
Источник: Росстат
Цены на нефть с июня 2014 года до нынешнего момента рухнули примерно со $115 за баррель почти до $70. В результате во Вьетнаме АИ-92 дешевеет с лета и теперь продается по $0,95 за литр. Вьетнам — не самый удачный пример, ведь там правительство пытается удерживать цены, продавая бензин из своего топливного стабилизационного фонда.
Но во многих странах похожая ситуация. По информации министерства энергетики США цена галлона (около 3,79 литра) бензина снизилась с $3,5 —4,3 в июне до $2,5—3,1 в ноябре.
«Практически каждого потребителя смущает, что нет тесной связи между ценой нефти и ценой бензина. Но цена нефти — это далеко не единственная составляющая стоимости бензина. Даже в норме бензин медленнее дешевеет, когда дешевеет нефть, и медленнее растет в цене, когда она дорожает», — сказал «Русской планете» Вадим Новиков, старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), член Экспертного совета при правительстве России.
Источник: Росстат
Источник: Росстат
В других странах цена бензина тоже во многом определяется налогами. В Великобритании налоги составляют около 63%, а сама нефть не более 40% от цены на заправке. В США — 72% приходится на стоимость нефти, а 13% на налоги. В России, как следует из данных Росстата, нефть отвечает за 47% стоимости, а налоги — от 30%.
Монополизм не виноват
Если не налоги, то причина в чем-то другом. Популярное объяснение — монополизм среди производителей, которые договариваются и держат цены. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) регулярно расследует сговоры и налагает штрафы на компании. В начале ноября она возбудила дело о манипулировании ценами на нефтепродукты в отношении «Башнефти», «Роснефти» и «Лукойла». Но бензин продолжают дорожать, несмотря на усилия ФАС. Монополизм действительно есть, признают эксперты, борьба с ним может снизить цены, но он сам по себе не приводит к росту цен. «Любые изменения цен надо объяснять чем-то, что изменилось, а не тем, что осталось постоянным. Поскольку с монополизмом ситуация на рынке не меняется, а эту историю с ростом цен на бензин мы слышим регулярно, то он не может быть причиной роста цен», — поясняет Новиков.
«В США конкурентный рынок во всех сегментах — добыче, переработке, рознице — обеспечивает то, что изменение цен на нефть быстро транслируется в розничные цены на бензин. В других странах, к примеру, в ЕС, эта реакция гораздо слабее. Конкуренция частично работает и у нас —увеличение мощностей по дизельному топливу привело к тому, что цены на дизель стабилизировались во втором полугодии, тогда как бензин дорожает на 8-10%  год к году», — рассказал РП руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов.
Дешевле нефть — дороже топливо
Цена на нефть, выраженная в долларах, падает, но одновременно сам доллар дорожает в рублях. «Поэтому мировая цена нефти в рублях остается неизменной — около 25–27 тысяч рублей за тонну», — напоминает Салихов. В итоге цена бензина меняется не из-за нефти, а из-за налогов и других расходов производителей.
«В России цены на нефть связаны с внутренними ценами на горюче-смазочные материалы не прямым, а обратным образом — чем ниже мировая цена на нефть и, соответственно, доходы бюджета от экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, тем выше в готовом топливе доля налогов и акцизов, за счет которых государство наполняет худеющий бюджет», — заявил РП заместитель генерального директора компании Omnicomm, занимающейся мониторингом топлива и транспорта, Станислав Емельянов.
Кроме того, инфляция в США в настоящее время 1–2%, а в РФ — 7–9%. Поэтому в России постоянно дорожают почти все продукты и услуги. В таких условиях бензин просто не может не дорожать. «Для того чтобы у нас могли снижаться цены на бензин, необходимо, чтобы общий уровень инфляции был ниже», — уверен Марсель Салихов.
В этом году на подорожание повлияли и специфические факторы — к примеру, авария на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе способствовала росту цен на бензин в Сибири, добавил Салихов.
Цены хорошие, прогноз плохой
Неудивительно, что эксперты ждут дальнейшего подорожания топлива.
«Фактором, который повлияет уже в следующем году, станет налоговый маневр — по сути это перенос налоговой нагрузки нефтяной промышленности с экспорта на добычу. При прочих равных это должно приводить к росту внутренних цен на нефтепродукты», — говорит Салихов. Соответствующий закон на этой неделе подписал президент Владимир Путин.
«Судя по всему, это связано с необходимостью поиска дополнительных доходов для бюджета — частично дополнительные налоги будут собраны с автовладельцев. По нашим оценкам, только фактор налогового маневра приведет к росту внутренних цен на 2–3 рубля в следующем году», — прогнозирует эксперт.
С ним соглашается Станислав Емельянов из Omnicomm: «С учетом весьма вероятного дальнейшего снижения стоимости нефти, общих экономических проблем и вводимого с 1 января налогового маневра, нефть и дальше будет дешеветь, а топливо дорожать. К лету 2015 года цены на топливо вырастут, как минимум, на 10-15%».
Вице-премьер Аркадий Дворкович считает, что цены на бензин в 2015 году повысятся на 10% из-за налогового маневра.
Напоследок — немного позитива. Несмотря на все подорожания, Россия еще остается страной со средним уровнем стоимости топлива. Это следует из данных за второй квартал 2014 года, собранных агентством Bloomberg.
Так выглядит верхушка и конец рейтинга (а также место России в нем) по цене галлона бензина в процентах от средней зарплаты за день в стране:
1. Пакистан — 114,92% (показатель выше 100% означает, что за один день на галлон не заработать).
2. Индия — 110,35%.
3. Филиппины — 55,72%.
35. Россия — 7,95%.
59. Саудовская Аравия — 0,65%.
60. Кувейт — 0,64%.
61. Венесуэла — 0,13%.
Все ожидаемо — в бедных странах дорого, в нефтеэкспортирующих — дешево.
Следующий рейтинг показывает цену галлона:
1. Норвегия — $9,79.
2. Голландия — $9,46.
3. Италия — $9,34.
53. Россия — $3,19.
59. Кувейт — $0,81.
60. Саудовская Аравия — $0,45.
61. Венесуэла — $0,04.
Неожиданно в нем то, что самый дорогой бензин в мире в одном из крупных экспортеров нефти — Норвегии. Это еще одно подтверждение того, что не только в России, но и в мире нефть это далеко не самый главный фактор в цене бензина.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин