Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Российские колонии утонут в крови»

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ
Кабмин рассмотрит законопроект Минюста о применении силы в местах лишения свободы; РП попыталась выяснить, что грозит заключенным
Никита Сологуб
8 сентября, 2014 18:58
18 мин
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила предложенные Минюстом поправки в закон об исправительных колониях. Они уточняют порядок применения силы и спецсредств к заключенным. РП попыталась разобраться, чем грозят обитателям колоний возможные изменения.
Минюст предложил поправки в законы «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в декабре прошлого года. Законопроект подготовлен в целях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) России до 2020 года. На сайте правительства сообщается, что законопроектная комиссия уже одобрила его — таким образом, вскоре документ будет рассмотрен Кабмином. Основатель социальной сети «ГУЛАГу.Нет» Владимир Осечкин утверждает, что отправленные на рассмотрение правительством поправки фактически не прошли согласования с экспертным и правозащитным сообществом в Общественной палате. «В ОП есть комиссия по взаимодействию с региональными ОНК, которые посещают места принудительного содержания и изнутри знают все реальные проблемы как заключенных, так и сотрудников. То, что правительственная комиссия уже согласовала этот законопроект и миновала созданные институты взаимодействия с гражданским обществом и с экспертным сообществом, хотя есть и ОП, и открытое правительство,  это уже само по себе говорит о том, что данные поправки, очевидно, не выдержат никакой публичной критики», — объяснил он РП.
Среди прочего, доработанный текст законопроекта вносит изменения в главу V закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», которая предусматривает отдельные статьи для применения физической силы, спецсредств и оружия. Именно она и вызывает опасения правозащитников. Если в действующем сейчас законе первая статья этой главы называется «Общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия», то Минюст предлагает переформулировать ее заголовок так: «Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия». Слово «право», появившееся в заглавии статьи, регламентирующей обстоятельства, при которых надзиратели могут оказывать физическое воздействие на заключенных, настойчиво повторяется по всему тексту документа. Так, действующий закон говорит, что сотрудник УИС не просто может применить силу или спецсредства к осужденному, но «имеет  на это право».
Между выговором и избиением
Сейчас сотрудники УИС могут применять физическую силу к заключенным в порядке, предусмотренном законодательством, «на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными», если ненасильственным способом выполнить их законные требования невозможно. Минюст же предлагает эту длинную формулировку заменить на лаконичное «сотрудник УИС может применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на него обязанностей». «Можно называть это приемами рукопашного боя и самбо, но по-русски это избиение. Сегодня избиение является уголовно наказуемым деянием, карается  заключением от трех до десяти лет лишения свободы. Эти же поправки развяжут руки, и по поводу и без повода сотрудники будут заниматься рукоприкладством», — комментирует это нововведение Осечкин.
В поправках Минюста есть уточнения о применении силы, которые в действующей версии закона отсутствуют. Согласно им, сотрудник УИС может применить силу не только для пресечения преступлений, но и для пресечения нарушений режима содержания. «К примеру, идет построение, и у одного заключенного в суматохе потерялась феска (кепка на тюремном сленге. — РП), и он вышел на плац с неприкрытой головой. Если сейчас на него максимум могут составить выговор или при повторном нарушении заключить в карцер, то в случае принятия поправок к нему могут запросто подойти и ударить по лицу, и это будет по закону. Заключенный отказывается делать зарядку, и его наказывают не выговором, а избиением, и это законно», — говорит правозащитник.
Владимир Осечкин. Фото: личная страница в Facebook
Помимо этого, Минюст предлагает дать надзирателям право применять силу не только для задержания осужденного или «преодоления противодействия законным требованиям сотрудника УИС», но и для осуществления обязанностей по конвоированию. Поскольку формулировка законопроекта разрешает применять силу тогда, когда «несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на него обязанностей», Осечкин резонно замечает, что в случае его принятия сотрудники УИС смогут, к примеру, избить заключенного, отказавшегося конвоироваться из-за боли в животе.
В перечень оснований для применения спецсредств авторы законопроекта предлагают добавить следующую формулировку: «Когда они (заключенные. — РП) своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе». Каким образом заключенный может «дать основание полагать», что он собирается сбежать, в законопроекте не уточняется. «То есть уже за одно намерение можно избить человека. И каким образом можно доказать, что человек пытается или не пытается убежать? То есть человек неправильно чихнет, посмотрит, какой-то жест сделает, и после этого тюремщики смогут его избивать и ссылаться на эти нормативно-правовые акты», — уверен Осечкин.
Сейчас надзиратель может применить к заключенному спецсредство, только если «неповиновение» или «сопротивление», которое он оказывает, является «злостным». В редакции Минюста это слово исчезло. «По сути дела, эта новелла — легализация превышения должностных полномочий с применением насилия, и в случае ее принятия сотруднику, чтобы оправдать избиение заключенного, достаточно будет сослаться на новые нормативы и написать: "Я в его глазах, по его поведению, в его жестах понял, что он собирается совершить нападение на меня или побег, и поэтому я применил к нему спецсредства, применил к нему методы борьбы и связал его подручными средствами"», — полагает собеседник РП.
Сам же перечень оснований для применения спецсредств в новом законопроекте возрос до десяти пунктов (в нынешней версии закона их пять). К общепринятым основаниям, таким как «для отражения нападения» или «для пресечения массовых беспорядков», добавляются уточняющие «для блокирования движения групп осужденных» или «для задержания осужденного, если он может оказать вооруженное сопротивление».
Нужно больше спецсредств
Примечателен перечень предметов, которые законопроект определяет как «спецсредства». Помимо «палок специальных» и «служебных собак» к ним добавляются «электрошоковые устройства» и «светошоковые устройства». Согласно действующей редакции закона, сотрудник колонии в случае, например, массовых беспорядков, в отсутствие наручников может применить к заключенному «подручные средства связывания». В редакции Минюста же «средства сковывания движения» и вовсе вынесены отдельным пунктом. Что именно представляют собой эти «средства», не уточняется. «Правозащитники неоднократно находили в колониях ремни, на которых распинали заключенных, например, в Копейской колонии № 6, за что теперь судят ее экс-начальника Дениса Миханова. Если по действующему законодательству это однозначно указывает на признаки преступления, потому что есть спецсредство, наручники, а ремни не являются спецсредством, то теперь эти поправки позволят тюремщикам бить заключенных, связывать их веревками, жгутами, ремнями. Фактически привязывание будет узаконено. Даже если правозащитники придут в колонию и обнаружат там распятого заключенного, то тюремщики всегда скажут: «Он пытался сбежать, и мы его таким образом нейтрализовали», — комментирует Осечкин. 
По словам правозащитника, эта мера абсолютно излишняя, поскольку периметр СИЗО и колоний охраняется снайперами, а случаи побегов единичны и нет необходимости менять из-за них закон. Однако есть в измененной Минюстом главе V и ограничения на применение спецсредств: так, «палкой специальной», согласно документу, нельзя бить по голове, шее, ключицам, животу, половым органам, в область проекции сердца, а водометы нельзя применять при температуре ниже нуля градусов.
Статья законопроекта, регламентирующая порядок применения оружия, отличается от действующей версии меньше остальных, однако и в ней можно обнаружить изменения. Сейчас порядок ношения оружия на территории колоний и СИЗО устанавливают территориальные органы УИС. Минюст же предлагает переформулировать эту норму таким образом, чтобы носить оружие в колониях можно было бы только для «пресечения противоправных действий осужденных». Основания для его применения остаются теми же — защита от нападения, пресечение попытки завладеть оружием или транспортом, освобождение заложников и захваченных зданий, пресечение побега и отражение вооруженного нападения на здания УИС, а также «обезвреживание животного», угрожающего чьей-либо жизни и здоровью.
Денис Механов в зале заседаний челябинского Центрального районного суда. Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости
Основное изменение, касающееся порядка использования оружия в колониях, содержится в пункте 31.3, которым Минюст предлагает расширить закон: «Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника УИС». В ней говорится, что надзиратель имеет право выстрелить в заключенного, которого ему нужно задержать, если тот попытается завладеть его оружием либо приблизиться к сотруднику колонии, «сократив при этом указанное им расстояние». Каким образом надзиратель должен определить это расстояние, поправки не проясняют. «А вдруг сотрудник будет пьяный и не сможет адекватно оценить, насколько заключенный приблизился к нему, вдруг ему покажется что-то?», — задается вопросом адвокат Сергей Бадамшин, по просьбе РП ознакомившийся с текстом законопроекта.
Отдельно в законопроекте оговариваются последствия применения физического воздействия к заключенным для сотрудников УИС. В предложенной Минюстом редакции прямо говорится, что надзиратель не несет ответственность за вред, причиненный осужденному при применении силы, спецсредств или оружия, если оно осуществлялось «по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим законом». Бадамшин полагает, что этот пункт является главной целью его авторов. «Этот пункт так сформулирован, что применение силы в отношении заключенного и причинение ему вреда в случае их обоснованности освобождают сотрудника от любой ответственности, даже от материальной. Он вызывает больше всего вопросов. Видимо, для этого закон и писался», — говорит он.
Мастерство юридической техники
По словам Осечкина, принятие этих поправок станет прыжком от современной пенитенциарной системы, ради которой затевалась госпрограмма «Юстиция», «обратно в ГУЛАГ». «Но если в ГУЛАГе уничтожали людей по идеологическому принципу, то сегодня в колониях свирепствует коррупция, поэтому уничтожать будут тех, у кого кончатся деньги. Преступления, за которые сегодня осуждены недобросовестные тюремщики, будут легализованы. Принятие этих поправок развяжет руки нынешним надзирателям, и, учитывая их низкий профессиональный уровень, низкий уровень образования и степень напряженности, которая сейчас царит во взаимоотношениях с заключенными, я могу с полной уверенностью сказать: российские колонии утонут в крови», — прогнозирует он.
По его словам, сейчас в этих поправках нет никакой необходимости, поскольку законом предусмотрены все меры дисциплинарных взысканий, с помощью которых ФСИН может эффективно противодействовать криминальным лидерам, которые дезорганизуют работу колоний. Осечкин уверен, что череда громких обвинительных приговоров, которыми в последние годы заканчивались дела о насилии в колониях, например об убийстве заключенного брянской колонии № 6 Владимира Волкова и заключенного саратовской колонии № 13 Артема Сотникова, подействовали на «сотни тысяч сотрудников ФСИН как холодный душ». «Рядовой тюремщик понял, что если завтра кого-то побьет, а у него, не дай бог, сердце остановится из-за синяков, то его просто на десять лет в колонию самого посадят. И после этого из многих региональных управлений были недовольные звонки и обсуждения в Минюсте о том, что сами сотрудники колоний боятся работать, боятся применять спецсредства, боятся быть осужденными. Поэтому этот закон прошел правительственную комиссию — силовой блок хочет, чтобы они не боялись, чтобы били, чтобы дубинка, кулак, насилие стали главными средствами исправления. Но это — прыжок обратно в прошлое», — рассказывает правозащитник.
Адвокат Бадамшин на предположение Осечкина о том, что принятие этих поправок позволят «утопить колонии в крови», ответил:  «Этому не мешает и действующая версия закона». «Эти поправки не позволяют утопить колонии в крови, но и не запрещают этого делать. Я не вижу в нем, что он дает отмашку, давайте топить, но тем не менее эти новшества по поводу обнаженного оружия и по поводу того, что опасность нужно определять по поведению заключенного, — это путь к злоупотреблению. Все зависит от конкретного сотрудника, все на его усмотрение. Если сотрудник порядочный, — это один момент, а если это садист, то он будет пользоваться всеми возможностями, чтобы удовлетворить свои низменные амбиции. Этот закон не устраняет эти моменты. Он не ставит препон садистам. Это просто имитация бурной деятельности, закон ни о чем», — считает он.
Бадамшин предполагает, что авторы законопроекта могли сохранить размытые формулировки, дающие сотрудникам колоний почву для злоупотреблений, не из злого умысла и расчета, а лишь по причине недостаточно мастерского владения юридической техникой. «Тут налицо момент провала в юридической технике и русском языке. Назвать этот законопроект либерализирующим или ужесточающим сложно, но ясно, что законодатель просто ввиду недостаточной техники не смог исключить моменты, которые могут быть связаны со злоупотреблениями, и одновременно защитить органы ФСИН от заключенных», — полагает он. Резюмируя, юрист говорит, что законопроект «не исключает возможности злоупотреблений со стороны сотрудников ФСИН, не исключает пытки и физическое воздействие на заключенных», и в некоторых моментах даже «дает почву для них».  «Люди, которые писали законопроект этот, за большим количеством слов и букв суть потеряли», — подытожил он.
Одиночный пикет возле Государственной думы в Москве. Кадр YouTube
В отличие от Бадамшина и Осечкина, руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов не увидел в документе ничего опасного. «Я не вижу в этих поправках расширения обстоятельств, при которых можно применять силу. Если сотрудник УИС не может конвоировать подследственного, потому что у него живот заболел, то он не может, конечно, его избить, а если изобьет, то окажется на скамье подсудимых. Сотрудник УИС должен, в соответствии с должностными инструкциями, осуществлять определенные действия: конвоирование, охрану их, надзор. Если он все делает в соответствии с инструкцией, то все хорошо. Если ситуация выходит из-под контроля, и другими, не силовыми способами, он осуществлять свои обязанности не может, то он применяет силу, вот о чем этот текст», — уверен он.
По мнению Шолохова, поправки носят исключительно уточняющий характер, а Минюст, составляя их, преследовал благие намерения и пытался привести «букву закона в соответствие с духом времени». В любом случае, как бы ни менялось законодательство, «садиста ничто не остановит», констатирует он и вспоминает дело о гибели четверых осужденных в колонии № 1 Копейска. «Тогда был осужден генерал ФСИН и еще 17 сотрудников. Они тоже выполняли свои обязанности, но делали это так, как считали нужным, — «ломали» заключенных для того, чтобы они утратили человеческое достоинство, стали стадом, легко управляемым. Их «гасили», не только избивали, но и издевались. Этих людей никакие инструкции не останавливали и не остановили бы», — полагает Шолохов.
С надеждой на волевого человека
Как рассказал РП Осечкин, он уже отправил письмо председателю президентского Совета по правам человека с требованием экстренно собрать его заседание и провести публичное обсуждение по вопросу законопроекта. «В данном случае однозначная обязанность СПЧ — занять правозащитную позицию и до принятия этих чудовищных поправок, которые развяжут руки недобросовестным тюремщикам, экстренно собраться и довести свою позицию до президента РФ. Если поправки вступят в силу, работа ОНК и правозащитников будет просто обессмыслена.  В случае, если СПЧ подключится и доложит об этих поправках президенту вместе со всей фактурой, то он как волевой человек, я уверен, их не подпишет», — прогнозирует он.
Начальник пресс-службы уполномоченного по правам человека в России Эллы Памфиловой Юлия Филонина сообщила РП, что омбудсмену известно о предложенных Минюстом поправках, однако пока конкретная позиция по этому вопросу не сформулирована. Сейчас сотрудники аппарата уполномоченного анализируют документ, утверждает она.
Как констатирует Осечкин, принятие этого законопроекта укладывается в общую канву происходящего в руководстве подведомственной Минюсту ФСИН. В качестве примера он приводит случай, произошедший в мае 2012 года. Тогда члены ОНК предали огласке факт убийства заключенного саратовской ИК № 13 Артема Сотникова, а тогдашний начальник ГУ ФСИН Саратовской области Александр Гнездилов в ходе пресс-конференции сообщил, что правозащитники распространяют лживые сведения о причастности к его смерти сотрудников колонии, «отрабатывая» западные гранты. В случае появления доказательств этого он пообещал уволиться. Несмотря на то, что пятеро сотрудников колонии в апреле этого года были признаны виновными в убийстве, свое обещание Гнездилов не сдержал — вместо увольнения его перевели на должность заместителя директора ФСИН РФ.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ