Люди
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Люди
Русская планета

Россия - страна с непредсказуемым прошлым?

фото предоставлено пресс-службой ОИГ «Дрофа-Вентана»
Говорят, что Россия – страна с прекрасным будущим и уникальной историей, в которой… всё может измениться в любой момент. Так ли это?
Андрей Карелин
28 марта, 2017 14:17
21 мин
Как учат истории сегодня, когда мы живем в эпоху нескончаемых перемен? Существует ли «унифицированный» подход в преподавании «Истории России» в школах и университетах? «Зубрить» или «думать», чтобы получить «пятерку» на уроке истории? История «для всех» и для специалистов. Есть ли право на профессию у педагогов, имеющих альтернативный взгляд на происходившие и происходящие события? Будет ли история обязательным экзаменом ЕГЭ? Как оснащаются российские школы в регионах? И главное…
Что с нами будет дальше?
На эти и другие вопросы «Русской Планете» ответил кандидат исторических наук, доцент Кубанского государственного университета Вадим Александрович Кумпан, принявший участие во Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы обновления содержания общественно-научного образования в российской школе», которая прошла в Москве с 23 по 25 марта в парк-отеле «Шереметьевский».
— Вадим Александрович, прошло 4 года с того момента, как прозвучали предложения сделать учебник истории единым, «каноническим», оставив поле для вариативности трактовок. В прошлом году мы стали свидетелями того, как попытка определенной части аудитории поставить под сомнение реальность запечатленного кинематографистами подвига двадцати восьми панфиловцев вызвала достаточно острую реакцию министра культуры Владимира Мединского. Когда мы сможем пролистать единый учебник истории, в котором всё написано, «как надо»?
— В нашей стране был период, когда был учебник «Краткий курс истории ВКПБ», который использовали все педагоги. Безусловно, возвращение к такому «этапу развития» невозможно. Речь идет только лишь об историко-культурной концепции, которая, действительно, принята в 2013-м. Но она сформулирована не по «директиве», а на основании общения историков друг с другом. Многие, действительно, остались не согласны с принятой концепцией. Это абсолютно нормально. У нас вовсе не демократический централизм, как в Европе, когда «все всё приняли и потом послушно выполняют». Вчера прошел круглый стол, выступавшие историки говорили о том, что у них есть другие позиции. Это нормально. Но есть принятое магистральное направление, которое выбрано и предложено в качестве единой концепции преподавания истории России. К примеру, для обществознания и всеобщей истории таких документов нет. Более того, я не уверен, что они нужны, потому что это слишком сильно «регламентирует» автора. История очень многообразна, и найти в ней общие точки зрения, которые обозначат, что рассказывать о нашем прошлом нужно именно так (и никак по-другому!) очень сложно.
— Но при этом есть и непреложные истины?
— Да. К примеру, никто и никогда не спорил с фактом, что Россия – великая держава. Но на определенных этапах своего исторического развития наша страна добивалась достойных целей, а в каких-то ситуациях оказывалась на задворках… Пускай на третьих ролях мы не были, но были ситуации, когда мы оставались на вторых. Однако, и это было серьезным проигрышем.
- Насколько я понял, сегодня речь идет о некой общепринятой учебной линии?
- В настоящее время существует три учебных линии. Их отбор был не искусственный, а естественный. Лучшие издательства, авторы внесли свои предложения на основании выработанной концепции, и по результатам экспертизы было выбрано то, что сегодня используется в школах.
- Как вы оцениваете эти материалы?
- К ним есть определенные вопросы. И хотелось бы, чтобы издательства получили право их подредактировать, потому что по состоянию на сегодняшний день такого права они не имеют: учебник после выхода в свет существует сам по себе. Но о едином учебнике, все же, никто не говорил…
- Но это не отменяет тяготения к «единопринятому мнению», как показывает ситуация с Мединским.
- Мединский является специалистом в очень четкой области, которая отражена в его научных работах, диссертации, а также научно-популярных изданиях. И он, как и все мы, понимает, что есть некий водораздел между «историей для историков» и ее версией для аудитории, которая формулируется в несколько упрощенной схеме. Когда я пишу свою диссертацию, я занимаюсь «историей для историков». А, к примеру, Вы берете у меня интервью…
- Для аудитории «Русской Планеты». А еще для себя, как для сценариста, которому очень интересно, можно ли «по-разному» смотреть на исторические вещи в нашей стране.
- То есть, для обычных и нормальных людей, которые хотят получить внятные ответы на логичные вопросы, которые, как вы поняли, я пока не даю…
- А хотелось бы. Вот про героические образы в истории, например, их воплощении на экране. Они не должны подвергаться сомнению?
- Возьмем образ Александра Невского в известном кинопроизведении. Это вовсе не Александр Невский. Тот образ, который журналисты и кинодеятели сформировали в отношении 28 панфиловцев, – это не образ реальных 28 панфиловцев! Но мы четко понимаем, что количество людей, побеждавших в Великой Отечественной войне, было поистине колоссально. Тот же поступок Матросова... Он может по-разному оцениваться.
- Есть разные версии обстоятельств его гибели…
- Да, но главное то, что были реальные люди, которые повторили этот подвиг. А это уже такая коннотация, как патриотизм.
- Что это с точки зрения историка?
- Патриотизм — это способность человека в какой-то момент отдать жизнь«за други своя», за Родину свою. И отдает ее человек, когда хочет, чтобы его дети жили на этой земле, или, быть может, за идею. Предположим, чтобы социализм в его стране победил. Как бы там ни было – поступок героический! Но исследование вопроса, какие именно обстоятельства сопутствовали совершению этого подвига – дело историков, которые с удовольствием этим будут заниматься.
Зрителю или аудитории в школе, университете не обязательно всякий раз рассказывать о подробностях – что герой накануне ел или с кем он общался: «Нет, нет! Подождите, Александр Невский был не таким!»… Он был таким, был героем, но при этом и человеком. Так же и с Владимиром Ильичем Лениным. Посмотрев кинохронику, изучив его работы, мы поймем, насколько мощной была его энергетика. Его величие в его действиях, в их результатах.
Поэтому подвиги, которые в истории совершаются, необходимо фиксировать. Им нужно верить. Если подтверждается, что какой-то факт не обладает достоверностью, то нужно понимать, что история — не математика. На протяжении тысячелетий существовала Эвклидова геометрия, которая была непреложной, а в истории изменения происходят значительно чаще. Но наша история устоявшаяся. Я хочу, чтобы мои дети знали ее, и чтобы у нашей страны было будущее. Хочется, чтобы оно было великим. Но хорошо бы за это не платить кровью.
- Я вспоминаю свои школьные и студенческие годы. В середине 1980-х мы всё еще пели на утренниках «Красную гвоздику» и кричали «Ура!» товарищу Сталину, не смотря на «грянувший» перестроечный период. В «университетские 90-е» отношение к Сталину было уже совсем другое. Мы смотрели фильмы «Холодное лето 53-го года», «Десять лет без права переписки». Сегодня снова слышны голоса о памятниках Иосифу Виссарионовичу или Ивану Грозному. Всё поменялось трижды за каких-нибудь 30 лет. Не слишком ли часто? И любопытно, чему учат детей сейчас?
- Чем бриллиант отличается от алмаза? Алмаз округлый, а у бриллианта много граней. Личность любого великого человека – это бриллиант, который он «гранил» много лет. На Сталина можно смотреть с разных позиций. Можно его оценивать и так, и эдак. Вопрос в том, что он создал для нашей страны? Это одна грань. А что он ел при этом? Другая грань.
Есть два самых больших греха. Первый – это позолота исторических персонажей, когда мы начинаем думать, что Ленин действительно гулял с детьми, как это описано у Бонч-Бруевича. Или считать, что Сталин был несгибаемым атеистом и провел в кабинете, склонившись над картой, всю жизнь, но при этом ничего скоромного не ел. Но ведь он отнюдь не был атеистом! Меняются те позиции, те прожекторы, которые с разных сторон показывают нам картину одной и той же личности. Меняется не история – меняется угол зрения. Эти изменения происходят в ориентире на современность.
В зависимости от того, на что мы хотим смотреть, какими мы должны видеть героев. В момент разрушения советского государства в нашей стране кому-то нужно было уничтожить образы самых ярких политиков. Эти люди превратили наше прошлое в пустыню. А до этого мы были вместе, держались за руки и гордились тем, как велика наша страна.
фото предоставлено пресс-службой ОИГ «Дрофа-Вентана»
- Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. На какие «прописные» истины ориентируются в школах и вузах сейчас?
- Истина в том, что наша страна разная. Когда-то великая, а когда-то… татаро-монголы ведь не рядом проходили, они прошли прямиком через наши души, сердца и, если хотите, через наш антропологический тип. С точки зрения нормальной, вменяемой, толковой истории ничего не изменилось!
Появились новые факты. Открыв для себя новые документы, мы, возможно, узнали, что в конкретный день делал Иосиф Виссарионович Сталин, какие документы он подписал. А принципиально в оценке его личности ничего не изменилось. Даже те люди, которые лили на него потоки грязи, прекрасно понимали, что лили ее на великого человека. И думали, что таким образом они самовозвышаются, декларируют свое «право» обвинять «даже Сталина».
Поэтому хочу сказать, что «позолота» в истории — совершенно ненужная вещь, но и очернение, поливание нечистотами – еще более никчемная. И самое главное, чтобы у ребят, которые сейчас учатся в школе, сформировалось рациональное отношение. Чтобы они строили будущее нашей страны, понимая ее особенности. И хорошие, и плохие. Есть такая особенность, как пресловутые «российские дороги». Находятся и разные люди на большом пространстве России… Но, тем не менее, наша история – это история великой страны.
- Российская Федерация сейчас находится в особенной политической ситуации. Должна ли история в школе, университете, быть предметом, ориентированным на те процессы, которые происходят в государстве? Востребована ли, казалось бы, канувшая в Лету героизация, правильные акценты на личностях сильных лидеров, не только на вновь находящихся на «пике спроса» Сталина, Грозного, других русских, советских, российских политических деятелей?
- История, как школьный предмет, всегда должна быть объективной, при этом в ней, конечно, должны всегда расставляться правильные акценты. Но если мы займемся тем, что будем героизировать и восхвалять политиков, то выясним через некоторое время, что… король-то голый. Нам не нужна такая ситуация. В истории могут быть обобщения, но придумывания чего-то (того, чего не было вообще!) не должно быть.
Всегда нужно помнить: мы растим детей не как шарнир, который вставим в механизм общества. В истории очень важное значение имеют факты и не менее важное значение имеют оценки. Единый государственный экзамен учит знанию фактов и умению выстраивать самостоятельно оценки.
- В феврале 2017 года министр образования Ольга Васильева сказала, что история будет обязательным предметом в ЕГЭ. Прокомментируете инициативу своего «генерального руководителя»?
- В свое время, когда эта ситуация возникла с математикой и русским языком, многие филологи и математики были в шоке. В настоящий момент есть разная позиция и у тех, кто преподает в школах историю. Но очевидно, что экзамен будет не тот, который мы имеем сейчас. Возможно, останется базовая, профильная часть. Хорошее знание личности Ивана Грозного – это вопрос специалиста, а не выпускника школы. Мы уже никогда не будем жить при Иване IV. И зачем в обязательном порядке знать, как была устроена монетная система при Петре I, если куда важнее грамотно ориентироваться в финансовой реальности дня сегодняшнего?
История – это очень хорошо. Мне, как специалисту, хочется, чтобы ее знали все. Но это, всё-таки, наше прошлое. В школьной программе есть предмет, который позволяет знать, как общество развивается сейчас. Это обществознание. С точки зрения логики развития государства будет лучше, если молодые граждане нашей страны будут понимать, как решать наши насущные проблемы.
- Исходя из своего школьного опыта, помню, что у школьных педагогов были разные методики. Кто-то требовал «учить параграф от сих до сих». Другим — подавай твои личные переживания и мысли о прочитанном материале. Кто сегодня нужен современной российской школе? Учитель, который правильно формирует человека как личность, «директивно» прививая «правильную позицию» к прошлому, задавая отношение к настоящему, или тот, кто учит ребенка делать свои выводы из материалов о прошлом своей страны? И возможен ли сегодня в школе учитель-аналитик, который имеет альтернативную позицию, отличающуюся от «рекомендаций, единой стратегии»?
- Чем больше ребенок встретит разных педагогов с разными мнениями, тем будет богаче его социальный опыт и внутренний мир. Но, конечно же, все должно быть, как говорил Остап Бендер, «в рамках уголовного кодекса». Если человек приходит к учителю русской литературы, который заставляет «вызубрить» - это неплохо, если он приходит на историю, где учат думать, это прекрасно. Сегодня в школах, вузах, у нас сегодня активно развивают образовательные услуги, когда ребенок становится участником рыночных отношений, потребителем, и это достаточно печальная вещь. Если ребенка не устраивает продукт, он уходит к другому.
- Разве сейчас у простого ученика существует возможность выбирать учителя в рамках этой системы?
- Нет, у нас классно-урочная система и самого учителя они выбрать себе не могут. Но если не устраивает образовательное учреждение, то можно пойти учиться в другое. Но считаю, что у нас сегодня работают очень хорошие учителя - это профессионалы. Чуть лучше, чуть хуже, чуть талантливее в чем-то. Кто-то очень хорошо учит детей дословному воспроизведению текста, кто-то их учит думать. Но сам факт, что при той нагрузке, которую сегодня имеет педагог, он еще умудряется учить детей – это подвиг. Я просто горжусь учителями!
- Владимир Александрович, на базе онлайн-медиа «Русская Планета» в режиме бета-тестирования сегодня запущен онлайн-тренажер «Интуит». Занимаясь на нем, люди анализируют актуальные вопросы новостной ленты нашего интернет-издания и пытаются предугадать правильный ответ, который должен быть получен в кратко- и среднесрочной перспективе. На ваш взгляд, знание истории помогает предугадать те моменты, которые должны свершиться в недалеком или наоборот отдаленном будущем? И имеет ли право учитель истории проводить параллели между прошлым и будущим?
- Вы знаете, у нас правовое государство, и разрешено всё, что не запрещено. Это очень хорошая данность для нас и наших детей. Многие пожертвовали собой, чтобы эта данность была установлена. Но прогнозирование – достаточно неблагодарная вещь. Мне в этом плане нравится история, написанная одним из американских фантастов, где человек встречает «маленького Бога», который может исполнить желание, но всего лишь на 1 доллар и 87 центов. Отмахнувшись от маленького Бога, герой вскоре находит завтрашнюю газету стоимостью 1 доллар 87 центов, которая содержит бесценную информацию из будущего и позволяет ему выигрывать на скачках. Если бы мы знали будущее, мы бы не совершали ошибок…
- Знал бы прикуп, жил бы в Сочи?
- Именно! Кстати, город Сочи находится в моем родном Краснодарском крае. Поэтому, с точки зрения предсказаний, я со своими студентами и учителями анализирую ситуацию с точки зрения развития международных экономических отношений. Садимся за стол, «берем» последние триста лет, смотрим, какие были войны, рассматриваем модификацию системы международных отношений, применяем количественно-качественный метод анализа. И пытаемся предположить, что будет дальше?
- А что будет дальше, Вадим Александрович? Вопрос, уверен, интересует 140 миллионов россиян.
- К сожалению, сейчас, я вам не могу дать ответ на этот вопрос.С точки зрения предсказаний, это настолько сложная вещь, которой практически невозможно научить, но можно попробовать. Пытаются ли предугадать варианты «истории нашего будущего» учителя на уроках или преподаватели в аудиториях? Дай Бог, если они это умеют! Тогда у нас будет счастливая страна, и мы будем знать, куда двигаться дальше.
- Знание истории дает приоритет при попытке прогнозировать будущее?
- Да!
- Совсем недавно в Москве прошел форум «Медиаобразование в педагогической сфере». Большое внимание вопросам инновационных методик преподавания уделяет и наше интернет-издание, на базе которого развивается проект «Медиа-Акселератор». Используется ли в Краснодарском крае передовые технологии, методики, оборудование, которые помогают ученикам «перенестись», допустим, в 16 ноября 1941 года и получше представить, как же, все-таки, устояли против немецких танков 28 панфиловцев с винтовками?
- У нас был реализован замечательный проект «Образование», после которого все школы Краснодарского края получили презентационное оборудование. Учителя активно используют его в работе. Не факт, что это хорошо. Лично у меня все лекции сопровождаются презентациями, но когда «выключают свет», как вы понимаете, все «уникальные технологии» - это «горловые особенности» учителя и преподавателя, его способность образно нарисовать картину этого события.
И еще момент: есть авторитарная педагогика, когда приходит преподаватель и учит, как нужно жить, а студенты должны это запомнить и воспроизвести. И есть вариант, когда я должен дать знания для того, чтобы на основе их люди продолжали размышлять, приходили к выводу, как жить дальше. Здесь важнее, как говорили в советские времена, «зажечь факел».
Если у педагога горят глаза и виден живой интерес аудитории – это лучшая технология, не меняющаяся со времен Аристотеля. Сегодня, впрочем, действительно, много инновационного. Но если бы было меньше детей в классе, если бы существовала возможность уделить больше внимания каждому, это было бы лучшей технологией улучшения образовательного процесса.
- То есть пожилые преподаватели, работавшие еще в советское время, которые передают информацию «от сердца к сердцу», не умея пользоваться компьютером, ценятся в Краснодарском крае по-прежнему высоко?
- Это не особенность Краснодарского края. Их также ценят и во Франции, и в Германии. Если есть жизнь на Марсе, их ценят и там. Есть учителя от Бога, которые не владеют компьютером, есть те, у кого аллергия на мел. Но это прекрасные педагоги, и они могут многое дать ученикам, студентам. А есть те, кто владеет компьютером в совершенстве, но их на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям. Почему? - Плохому научат! Кстати, как бы в современной жизни отнеслись к великому Сократу, гениальному Ньютону, который, как известно, отличался медлительностью во всем?
- Вероятно, скептически. Последний вопрос: если Вам придется начинать с нуля и формировать команду педагогов в роли завкафедрой вуза или руководителя секции по истории в школе, кого вы предпочтете пригласить в наших предлагаемых обстоятельствах: людей с диаметрально противоположными мнениями или лояльных единомышленников?
- Я начинал с нуля несколько раз. Это профессиональная необходимость, когда ты ощущаешь, что ты достиг «потолка» и начинаешь «гнуться». Хотя есть работа, с которой я не ухожу никогда, являясь вот уже 15 лет доцентом вуза. А заведующим кафедрой я перестал быть 2 месяца назад, создав за 3 года очень хорошую команду профессионалов, которые хотели покинуть кафедру вместе со мной.
Но я настоял на том, чтобы эти люди остались и продолжили работать на своих местах. Подбор команды – очень трепетная вещь для души. Не знаю, как сложится их судьба…Но точно знаю, что в каждом наборе я выбирал лучших студентов, впоследствии становившихся преподавателями. Их мировоззрение и точка зрения, касающаяся прошлого, настоящего и будущего при этом не должны были являться для меня комплиментарными.
- Большое Вам спасибо за разговор.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ