Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Не пустить Китай в АСЕАН

Москве необходимо застолбить рынок вооружений Юго-Восточной Азии и вернуться в Камрань

Владимир Лактанов
4 мин

Модели военной техники китайского производства компании North Industries Corporation (NORINCO). Фото: ALI AL-SAADI / AFP

Китайские оружейники пытаются пробиться на рынки Юго-Восточной Азии. Китайская северная промышленная корпорация — NORINCO — выиграла тендер на поставку новейших танков VT-4/MBT-3000 для Императорской сухопутной армии Таиланда. Королевство также частично получит технологию производства. Об этом сообщают китайские СМИ со ссылкой на источники в Таиланде. Количество машин и сумма контракта не указываются.
Ранее Таиланд собирался приобрести около 200 украинских танков Т-84 «Оплот». Однако Киев не смог выполнить обязательства и поставил только 50 машин. Видимо, тайские власти решили восполнить недостаток новой техники за счет образцов «оборонки» КНР. Китайские СМИ утверждают, что MBT-3000 якобы превосходит по характеристикам украинский Т-84, российский Т-90 и даже Т-14 «Армата».
MBT-3000 был впервые представлен публике на выставке Eurosatory-2012 как уникальная разработка китайского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Машину активно пиарили и нахваливали, что указывает на желание Пекина продвигать ее за рубежом. Поставка в Таиланд будет первой экспортной партией, причем достаточно крупной. В NORINCO подчеркивают, что MBT-3000 не требует дорогостоящего обслуживания, а все необходимые комплектующие производятся в Китае.
Российское на смену американскому
Если информация о контракте с Таиландом подтвердится, то Москве есть смысл задуматься о перспективах конкуренции в Юго-Восточной Азии со стороны КНР. Последние три десятка лет Поднебесная пытается нивелировать технологическое отставание от развитых стран. Так, в сфере ОПК Китай преследует цель добиться паритета с Россией. Пекин сделал огромный рывок в развитии ракетной отрасли и теперь наряду с Москвой и Вашингтоном является участником гонки гиперзвуковых вооружений.
КНР также сокращает дистанцию в сфере обычных вооружений. NORINCO производит широкий спектр военной техники, которая идет за рубеж. Это танки MBT-2000, VT2, боевые машины пехоты VN5, VN6, VN9, VN11, бронемашины VN1, VN4, VN5, WMZ551. Техника была продана 12 странам в Южной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Америке. На внутренний рынок NORINCO поставляет различные артиллерийские системы, средства радиолокационной борьбы, противотанковые орудия, авиационные бомбы и стрелковое оружие.
Экспансия китайского ОПК в страны региона выглядит вполне логичным этапом развития отрасли, и здесь амбициям Пекина могут преградить путь интересы Москвы, у которой тоже большие планы на Юго-Восточную Азию. 19–20 мая в Сочи проходит саммит Россия — АСЕАН. У президента РФ Владимира Путина запланированы встречи с лидерами Мьянмы, Таиланда, Вьетнама, Сингапура, Лаоса и султаном Брунея. 18 мая глава государства побеседовал с руководителем Индонезии и президентом Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
Развитие связей по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) — один из перспективных способов укрепления экономических и политических позиций РФ. О развитии связей в области ВТС уже есть договоренность с президентом Индонезии Джоко Видодо. «Мы договорились о том, что будет осуществляться передача технологий, что мы будем обсуждать возможности для налаживания совместного производства», — заявил глава Индонезии.
На сегодняшний день на вооружении индонезийских ВВС (11-я воздушная эскадрилья) стоят российские истребители Су-27СK, Су-27СКМ, Су-30MK и Су-30MK2. В феврале министр обороны страны Рьямизард Рьячуду рассказал о готовности закупить десять новейших истребителей Су-35. Не исключено, что в будущем Джакарта заменит российской техникой поставленные в 1980-е и 1990-е годы американские истребители F-16, F-5 и британские штурмовики BAE Hawk МK.53.
Истребители Су-27СK, принадлежащие индонезийским ВВС, в небе над Джакартой
Истребители Су-27СK, принадлежащие индонезийским ВВС, в небе над Джакартой. Фото: INOONG / AFP
Хорошие перспективы военно-технического сотрудничества в отношениях с Таиландом, который также стремится обновить авиапарк посредством российских машин. 18 мая командующий сухопутными войсками королевства генерал Тхирачай Накванит сообщил, что приобретет российские вертолеты Ми-17 (экспортный вариант знаменитого Ми-8). Российские вертолеты придут на смену американским Boeing CH-47 («Чинук»).
Возвращение во Вьетнам
Наращивание производства вооружений, новая военная техника и сирийская операция подогрели интерес к российскому оружию. Портфель заказов достиг рекордного с 1992 года значения — 56 млрд долларов. В минувшем году российские компании подписали контракты на 26 млрд долларов и поставили оружия согласно действующим договоренностям на 14,5 млрд.
Экспорт осуществлялся в 58 стран мира, а контакты — с более чем 100 государствами. В 2015 году среди стран АСЕАН покупателями, за исключением Индии и Китая, стали Вьетнам, Мьянма, Бангладеш и Шри-Ланка. Главным импортером выступил Ханой. Вьетнаму были проданы две дизель-электрические подлодки проекта 06361 «Варшавянка», четыре истребителя Су-30МК2 и средства поражения к ним. Общая стоимость поставленной техники составила 1 млрд долларов.
Простор развития в области ВТС с Вьетнамом огромный. Армия социалистической республики вооружена устаревшей советской техникой, которая массово поставлялась в период войны (1960-е, 1970-е годы). В замене нуждаются танки (Т-54/Т-55, Т-64), ракетные комплексы (Р-300), системы залпового огня (БМ-14, БМ-21), самоходные гаубицы (2С3 «Акация», 2С9 «Нона-C»), артиллерийские орудия (М-1944, M101, Д-30, М-30, Д-20), минометы (БМ-37, М-43), средства ПВО (ЗСУ-23-4 «Шилка», 9К38 «Игла»), вертолеты (Ми-24, Ка-28), самолеты (МиГ-21, Су-22М4, Як-18) и многое другое.
В настоящее время в политической элите РФ обсуждается перспектива восстановления базы ВМФ во вьетнамском порту Камрань. 17 мая глава комитета Госдумы по обороне экс-командующий Черноморским флотом РФ адмирал Владимир Комоедов заявил, что благодаря этому наша страна получит выход в Индийский океан и на «тихоокеанские просторы». По его словам, Россия поторопилась с уходом из Камрани, которая до 1972 года была крупной тыловой базой американских войск.
В 2001 году на волне потепления российско-американских отношений Москва совершила, как кажется сейчас, ошибку, прекратив пребывание в Камрани. Действительно, в 1990-е годы РФ практически не пользовалась ресурсами базы и не выходила в Индийский океан. Но сегодня присутствие в стратегически важной точке Юго-Восточной Азии помогло бы сместить баланс сил в пользу нашей страны.
Застолбить рынок
Огромное имиджевое значение для России имела первая в истории встреча министров обороны стран АСЕАН с руководством военного ведомства РФ. Переговоры прошли 26 мая в Москве. Государствам региона необходим внешний арбитр по множеству спорных вопросов и противовес влиянию КНР и США. Москва успешно проявила себя в качестве миротворца на Ближнем Востоке и, видимо, заслужила уважение в Юго-Восточной Азии.
АСЕАН — динамично развивающийся регион, где пересекаются интересы РФ, Индии, Китая и США. Реальную конкуренцию в сфере вооружений Москве могут оказать Пекин и Вашингтон. Однако на сегодняшний день, как утверждают российские эксперты, китайский ОПК значительно отстает по качеству от российской «оборонки». Китайцы склонны преувеличивать свои успехи, чтобы пустить пыль в глаза зарубежным партнерам. Поэтому то, что утверждают в Поднебесной, имеет смысл делить на два, и говорить о реальной конкуренции с КНР в АСЕАН пока рано.
Тем не менее потенциал Китая в сфере ОПК ни в коем случае нельзя недооценивать. Наши южные соседи не спешат и строят планы экспансии на десятилетия. В связи с этим для Москвы важно застолбить рынок АСЕАН в ближайшие годы и внимательно относиться к попыткам Поднебесной приобрести технологии производства.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин