Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Рожденный не ползать, а летать

Александр Пороховщиков (крайний слева) на испытаниях «Вездехода», 1915 год. Источник: wikipedia.org

Судьба русского изобретателя Александра Пороховщикова
Георгий Степанов
3 октября, 2014 09:45
13 мин
Потомственный дворянин Александр Александрович Пороховщиков, сын известного московского архитектора, мецената и коммерсанта, был, несомненно, незаурядной личностью. Обладатель диплома инженера-конструктора, он говорил на двенадцати иностранных языках. Он не только фонтанировал техническими идеями, но и самостоятельно воплощал их в жизнь. По своему характеру Пороховщиков вполне соответствовал духу мятежного XX века.  
В 1909 году он, 17-летний гимназист, презентовал в Москве на Воздухоплавательной секции съезда российского Союза естествоиспытателей действующую модель моноплана «Пороховщиков-1». В Риге, тогдашней столице российской авиации, этот юноша с хваткой прирожденного предпринимателя и немалым капиталом, владел собственной мастерской. Здесь «Пороховщиков-1» был построен в натуральную величину — длиной 7,5 метра, с восьмиметровым размахом крыльев, с 22-сильным двигателем. Впервые Пороховщиков поднялся на нем в воздух 25 июня 1911 на рижском ипподроме в Золитуде.
Авиастроение было для этого человека и страстью, и призванием. В 1914 в его мастерской на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге по схеме «Би-Кок» (летающая рама) создали новый аэроплан, двухместный разведчик. Увы, так и не запущенный в серийное производство из-за разногласий изобретателя с военными. В 1915-м петроградский завод Пороховщикова выпускал самолеты иностранных марок, а также его учебный биплан П-IV. В 1918-м Пороховщиков сдал официальный экзамен на звание военного летчика, затем служил в советских авиационных частях. В 1919–1923 годах выходили небольшие серии учебных бипланов его конструкции П-IV бис, П-IV 2 бис, П-VI бис.
Самолет Пороховщикова П-IV бис, 1920. Источник: wikipedia.org
Самолет Пороховщикова П-IV бис, 1920. Источник: wikipedia.org
Но ни одно детище Пороховщикова, «рожденное летать», даже самолет «Би-Кок» на гусеничном шасси вместо колес, не вызвало столько споров, сколько его машина «Вездеход».
Связанная с этим проектом идея, по словам изобретателя, родилась весной 1914 года на Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге: «На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегающих цепью, я подумал: невеселая штука бежать в атаку под пулеметами врага. А что если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…»
«У него нет колес!»
Утро 15 сентября 1916 года на реке Сомме в Северной Франции выдалось промозглым. Дожди превратили землю в грязь, и в окопах передовой линии обороны германской армии стояла вода, которую солдатам приходилось непрерывно  вычерпывать. Вдруг до них со стороны английских позиций донеслись странные звуки — какие-то непонятные взревывания и металлический скрежет. Из редеющего тумана показалось несколько циклопических ромбовидных «коробок». Грохоча и дымя, эти чудовища медленно приближались к немецким окопам. Они легко рвали проволочные заграждения, прокладывая в них целые просеки, по которым двигалась английская пехота.
Панический страх охватил немецких солдат, увидевших, что несмотря ни на что эти «сороконожки» продолжают неотвратимо преследовать их по пятам. «Оно двигается и стреляет, и не боится ружейного огня! И у него нет колес!» — недоумевали те, кто уцелел…
Спустя две недели после боевого дебюта танков на Сомме газета «Новое время» опубликовала статью «Сухопутный флот — русское изобретение» Александра Пороховщикова. Автор утверждал, что придумал и сконструировал подобную машину на два года раньше англичан. Эту точку зрения он упорно отстаивал и в дальнейшем, вплоть до своего ареста по традиционному в сталинском СССР обвинению в шпионаже и антисоветской деятельности.
А 18 октября 1916-го уязвленный Пороховщиков пишет в Главное военно-техническое управление армии (ГВТУ): «24 декабря 1914 года мною был представлен Главному начальнику снабжений Северо-Западного фронта проект изобретенного мною «Вездехода» — точного прототипа нынешних лоханей (так в русской печати переводили слово «танк») английского сухопутного флота». Тут же Пороховщиков приводит явно приукрашенные им результаты испытаний своей машины.
Деревянный «самоход»
Поскольку проектом Пороховщикова заинтересовался сам Верховный Главнокомандующий великий князь Николай Николаевич, к январю 1915-го конструктор уже имел смету работ. Средства были выделены в размере 9660 рублей 72 копейки. С 1 февраля в авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт» при казармах Нижегородского пехотного полка солдаты-мастеровые и квалифицированные рабочие приступили к изготовлению опытного экземпляра «Вездехода».
В итоге получилось нечто крайне необычное и столь же далекое от идеала. Каркас «Вездехода» опирался на широкую моногусеницу из прорезиненной ткани, натянутую на четыре пустотелых барабана, причем передний из них был заметно приподнят над опорной поверхностью. Такая конструкция гипотетически облегчала преодоление препятствий. Крутящий момент на ведущий задний барабан передавался через коробку передач и карданный вал от карбюраторного двигателя мощностью 10 лошадиных сил. По бортам «Вездехода» размещались два управляемых от штурвала поворотных колеса.
Схема конструкции «Вездехода» Источник: wikipedia.org
Схема конструкции «Вездехода». Источник: wikipedia.org
Предполагалось, что по хорошей дороге «Вездеход» будет двигаться на заднем барабане и колесах, а на рыхлом грунте ложиться на гусеницу. Но во втором случае  управление оказалось проблематичным: на испытаниях для поворота приходилось упираться в грунт длинной жердью поочередно с правой и левой стороны машины. На твердой дороге «Вездеход» шел вполне уверенно, а 29 декабря 1915 года достиг исключительно высокой скорости — 40 верст в час. Его проходимость на местности была, безусловно, выше, чем у обычных автомобилей, но с серьезными оговорками – крайняя затрудненность поворотов, проскальзывание ленты по барабану, да и вообще ее уязвимость, и так далее.
Фактически «Вездеход» мог перемещаться только по прямой, поскольку поворот направляющих колес влево-вправо грозил их полной поломкой.
Отметив достоинства, Главное военно-техническое управление армии (ГВТУ) дало «Вездеходу» в целом отрицательную оценку, указав, в частности, на его неспособность ходить по рыхлому снегу глубиной около 30 сантиметров. В таком виде он военных не устраивал. Но главное: детище  Пороховщикова, по проекту не имевшее ни брони, ни вооружения, не являлось не только танком, но даже прототипом такового. Корпус обтекаемой формы, хорошо видимый на фотографиях, был деревянным макетом. Вооружение рассматривалось изобретателем приблизительно: нарисованная пунктиром башенка с пулеметом не соответствовала размерам машины.
Говоря современным языком, «Вездеход» — это прототип шасси транспортного средства с претензией на повышенную проходимость. Во всех документах, включая справку, подготовленную управляющим делами технического комитета ГВТУ 21 октября 1915 года, машина упоминается как «самоход», «усовершенствованный автомобиль», «самодвижущийся экипаж». 
Англичане же целенаправленно проектировали и создавали именно танк. Их 18-тонный первенец «Маленький Вилли», испытанный в сентябре 1915 года, обладал всеми признаками танка — бронекорпусом, шаровой установкой пулемета в лобовом листе, амбразурой для стрельбы из личного оружия и вырезом под башню в крыше корпуса.
Похоже, Пороховщиков не очень хорошо представлял сферу применения своей машины. Равно как и то, что произойдет после оснащения ее бронекорпусом и вооружением. А вот русские военные инженеры прекрасно понимали, что после этого «Вездеход» просто «сядет» на грунт и будет беспомощно крутить ведущим барабаном внутри неподвижной гусеницы. По этой, да и по многим другим вполне объективным причинам ГВТУ в сентябре 1917 года отказало Пороховщикову в ассигнованиях на постройку улучшенного образца, «Вездехода-2» массой около 10 тонн, четырехместного, с бронированным корпусом и тремя пулеметами «Максим» в башне. Времени на устранение недостатков уже не было. Фронт же отчаянно нуждался в специальном позиционном танке, способном рвать многорядные проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и вообще утюжить оборону противника.
Одноместный, массой 3,5 тонны «Вездеход» для этого категорически не годился.
Тернистый путь изобретателя
Военное ведомство от дальнейших работ отказалось. Инженер-техник из Главного военно-технического управления Земмеринг резюмировал в своем докладе: «Проект "Вездехода"… в его настоящем виде не заслуживает никакого внимания». Пороховщикова обязали вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам «Вездеход» отправить в Главное военно-техническое управление. Но конструктор с этим не торопился и даже задержал у себя пятнадцать мастеровых и выделенный ему автомобиль «Форд». На неоднократные напоминания из ГВТУ он отвечал, что «себестоимость "Вездехода" выразилась в сумме около 18 тысяч рублей, причем весь перерасход покрыт из личных средств». Впрочем, представленные им документы свидетельствовали, что расходы составили 10 118 рублей 85 копеек, причем сюда Пороховщиков включил деньги на покупку двух пистолетов, семи папах и т.д., вплоть до «чаевых курьерам в Петрограде».
При любых обстоятельствах, в России этот амбициозный проект мог осуществиться только на уровне единичного экземпляра, максимум нескольких машин. Не десятков и не сотен. Кустарное изобретательство не заменяло крупносерийное производство. Империя же вступила в Первую мировую, практически не имея собственной тракторной и автомобильной промышленности. Только мастерские по ремонту и изготовлению запчастей. Базой для развертывания танкового производства они стать не могли.
В Англии же не только материализовали витавшую тогда в воздухе идею танка, но добились ее жизнеспособности, пройдя от стадии экспериментов до создания нового рода войск. «Маленький Вилли» появился на свет на машиностроительном заводе Уильяма Фостера в Линкольншире. Конструкторы скрестили силовой блок английского тяжелого колесного трактора «Фостер-Даймлер» и шасси американского  гусеничного трактора «Холт». Далее были решены вопросы технологических цепей и кооперационных связей, эксплуатационного сервиса, боевого применения, штатной структуры танковых войск, подготовки кадров… За «Маленьким Вилли» последовал «Большой Вилли» — танк Mk 1, поразивший немцев на Сомме. Затем Mk 2, Mk 3, Mk 4.   
В сталинскую эпоху появился тезис, согласно которому в царской России с ее тотальной косностью самородок Пороховщиков, этот смелый новатор, был обречен на непризнание. Ранее, в 1922 году газета «Известия» пророчески точно назвала Пороховщикова «образцом подвижничества на тернистом пути русского изобретателя».  
Соловецкий лагерь особого назначения. Источник: wikipedia.org (https://ru.wikipedia.org)
Соловецкий лагерь особого назначения. Источник: wikipedia.org
Еще ранее, в 1919 году, его авиазавод в Петрограде закрыли как «ненужный Советской власти». Зиновьевское руководство города считало авиацию забавой богатеев. С 1923 года Пороховщиков жил в Москве, где в период спасительного для себя НЭПа организовал частное конструкторское бюро. И тогда, и много позже он продолжал изобретательскую практику в различных областях техники: самолетная броневая кабина, хлопкоуборочная машина, ледокол с механизмом шнекового типа для разрушения льда, судно для эксплуатации на мелководных участках, скоростные глиссеры, танковая броня…
Когда НЭП закончился, бывшего дворянина отправили на Соловки – на «трудовое перевоспитание». Здесь, в концлагере СЛОН, ему пришлось заняться проектированием гидросооружений для Беломорканала. Так что Советская Россия использовала потенциал «неоцененного» царизмом Пороховщикова в исчерпывающей степени.
В октябре 1940 года его арестовали по сфабрикованному делу. Расстреляли после начала Великой Отечественной войны, 28 июля 1941-го. Имущество было конфисковано. Где сейчас его дневники, переписка, эскизные проработки, чертежи, технологическая документация? Сохранились ли они? И если да, то не содержат ли эти бумаги неизвестные сведения о машине «Вездеход»?
В конце 1940-х годов СССР, охваченный кампанией борьбы с космополитизмом, в очередной раз начал борьбу за всевозможные приоритеты — прежде всего в области науки и техники. Разделивший Европу железный занавес перекрыл  для советского государства доступ к зарубежным технологиям. Гражданам старались доказать, опираясь на исторические примеры, что проблема решаема своими силами. Так Россия оказалась родиной парового и бензинового двигателей, прокатного стана и дуговой электролампы, воздушного шара и цельнометаллического дирижабля, вертолета и аэроплана, телеграфа и трамвая, велосипеда и гусеничного трактора.
«Вездеход» удачно лег в эту канву. Журнал «Танкист» в майском номере за 1949 год напечатал статью некоего Корнюшина, который утверждал: «...опытный образец боевой машины, построенный Пороховщиковым, был первым в мире работающим танком». 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ