Новости – Общество
Общество
Бунт «зайцев»
Жители Кропачева встали на пути у служебной электрички РЖД. Кадр: YouTube
Жители челябинского села штурмуют служебный поезд РЖД, потому что им больше не на чем ездить во внешний мир
26 июля, 2016 14:30
7 мин
На днях десятки жителей поселка Кропачево в Ашинском районе перекрыли путь служебной электричке РЖД. Люди хотели прорваться в вагоны, чтобы уехать в райцентр, но полицейские убедили их отпустить поезд. С 2012 года кропачевцам отменили единственную электричку, на которой они ездили на работу в соседние населенные пункты и райцентр. А недавно запретили подсаживаться на служебный состав, который они буквально «ловили» на дороге. От внешнего мира оказались практически отрезанными около 5 тыс. человек.
Кропачево — крупная узловая железнодорожная станция, она же градообразующее предприятие для местного населения. Почти все здесь связаны с железной дорогой. Из-за массовых сокращений и отсутствия рабочих мест в поселке часть жителей осталась без средств к существованию.
— Молодежь уезжает, многие перебираются отсюда постепенно — ездить в райцентр каждый день затратно и проблематично, — поясняет местная жительница Светлана. — Автобус то ходит, то нет. На такси дорого — 1000 рублей в одну сторону до Аши. Единственным спасением была электричка, но и ту отменили. Моя бабушка всю жизнь на железной дороге проработала, ветеран труда, льготу на проезд в электричке имеет, но воспользоваться ею просто не может.
Местные жители вспоминают, что раньше по маршруту Кропачево — Аша — Кропачево электропоезд курсировал несколько раз в день, но особой необходимости ездить в райцентр у людей не было. Потому что в поселке были и ЗАГС, и паспортный стол, и больница. Сейчас же важных социальных объектов уже нет, как и отмененной в 2012 году из-за нерентабельности электрички. Кропачевцы нашли выход из ситуации: «зайцами» добирались до Аши на служебном поезде, который ежедневно возил рабочие смены железнодорожников.
— В больницу, за справками о рождении и смерти, прописку или пенсию оформлять все сейчас ездим в райцентр, — сетует житель Руслан Галин. — Машинисты нас жалели, бесплатно пускали, мест в вагонах всем хватало. Но рисковали, конечно, их могли уволить за нарушение инструкции. Пассажиры тоже рисковали: иногда где-то на станции двери могли не открыть, не выпустить — это рабочий поезд, и он не обязан останавливаться там, где нужно. Я года два так мучился, дела срывались, а сейчас на своей машине езжу.
Счастливчиков с личным автотранспортом в Кропачеве немного. Люди четыре года договаривались с машинистами, пока на днях селян не запретили пускать в служебную электричку.
— Служебная электричка не предназначена для пассажирских перевозок, — сообщили РП в Куйбышевском управлении дороги. — Из сложившейся ситуации есть два выхода: либо региональным властям включить в транспортный заказ пригородную электричку, либо обеспечить людей автобусным сообщением.
В Министерстве транспорта Челябинской области разводят руками — для запуска электрички денег в областном бюджете нет. Да и возить людей будет нерентабельно, считают в ведомстве.
— Специалисты сделали вывод о малой населенности на данном участке. В вагоне, рассчитанном на 100 человек, в среднем проезжает восемь, — комментируют в региональном Минтрансе. — В данной ситуации при отсутствии субсидий из областного бюджета стоимость проезда одной зоны (10 км) на участке Аша — Кропачево составит более 130 рублей. По расчетам специалистов, для возобновления движения поезда в данном направлении и компенсации убытков потребуется не менее 24 млн бюджетных средств ежегодно. Учитывая дефицит областного бюджета, выделение таких средств в настоящее время не представляется возможным. Однако если перевозчик минимизирует свои затраты, которые он нам предъявляет, то мы можем прийти к компромиссу.
Власти предложили кропачевцам пересесть в автобусы, но селяне недовольны. И продолжают настаивать: электричка для них не роскошь, а необходимость.
— Я живу в Симе, но у меня свой магазин одежды в Кропачеве, — делится предприниматель Алена Пьяных. — Автобусом пользуюсь, но таких единицы. Потому что при нашем рельефе местности трасса от Кропачева до Сима или Аши очень часто «встает» зимой. Сама несколько раз садилась в автобус в Симе, доезжаем до развилки, водитель смотрит в гору, на пробку и говорит: «Все, ребят, дальше не едем, разворачиваемся». Раньше старый «пазик» нас возил, который ломался, ездил не по расписанию. Также он ходит один раз в день утром, но пока доедет до Аши, уже обед наступает. А людям ведь в различные учреждения с утра по делам надо, в ту же поликлинику, чтобы талон взять.
В выходные и праздничные дни, по словам Пьяных, транспорт уже не ходит. А несколько месяцев назад «пазик» вообще поменяли на маршрутку, в которую вмещаются всего 13 человек.
Местные власти просят кропачевцев подождать. В ближайшее время в администрации обещают решить проблему с автобусным сообщением. Жители не верят: они ждали этого несколько лет.
— Когда в 2012 году электричку отменили, люди вышли на железнодорожные пути, протест выразили, но это никто не снимал на видео, нас так и не услышали, — вспоминает Руслан Галин. — В этом году произошла такая же ситуация. У нас накипело. Благодаря интернету, куда выложили ролик, проблема вышла на федеральный уровень. Надеемся, что все-таки пустят электричку, письмо Дубровскому (губернатору Челябинской области. — РП.) написали, ждем решения. Недавно марганцевый бунт у нас был: дороги грузовикам с марганцевой рудой перекрывали, сельский сход организовали — удалось отстоять поселок, руду теперь к нам не возят. Народ сейчас увидел, что обратили внимание на проблему с транспортом, думаю, что мы добьемся своего.
После штурма поезда руководство Куйбышевской железной дороги обратилось к губернатору с предложением восстановить пригородное сообщение между Кропачевом и Ашой. Решение пока не принято. Эксперты же считают, что эту проблему можно было решить давно, не доводя жителей до отчаянного шага.
— Можно было пустить несколько автобусных рейсов. Проблема с автобусами — прокол местной администрации, — говорит Павел Зюзин, старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ. — Это дешевле, чем постоянную электричку сохранять на этом направлении. Автобус неэффективен в снегопады и дожди в гористой местности, поэтому нужно организовать заказ электропоезда на период неблагоприятных погодных условий, чтобы люди не оказывались отрезанными от внешнего мира. Вопросом должны тщательней заниматься специалисты, которые отвечают за транспортное планирование в области. Кропачево — не район Крайнего Севера, проблема с транспортом решаема.
***
С такими же проблемами, как и жители Кропачева, сталкивались многие россияне. До зимы 2015 года ситуация с пригородными поездами во многих регионах складывалась сложная. Владимир Путин в феврале 2015-го на встрече с министрами назвал ситуацию с отменой электричек в пригородах недопустимой. «Отмена может быть только по тем направлениям, где альтернатива реальная: где есть хорошая дорога, хорошее автобусное сообщение и время перевозки автобусами достаточно короткое», — отметил президент.
В Кропачеве же нет ни электричек, ни нормальной трассы, ни стабильного общественного транспорта. И пока ситуация не изменится, людям просто ничего не остается, как брать штурмом служебные поезда ОАО «РЖД». При этом повторимся, что Минтранса Челябинской области готово пойти на компромиссы, если перевозчик пересмотрит затраты, которые предъявляются местным властям. Хочется верить, что отношение к жителям нашей страны все-таки станет важнее собственной выгоды любой госкорпорации.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости