По состоянию на 6 июля 10:30
Заболевших687 862
За последние сутки6 611
Выздоровело 454 329
Умерло10 296
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Рамки для алчности

Новые поправки в закон «О торговле» лишат торговые сети возможности устанавливать поборы для товаропроизводителей

Надежда Алексеева
30 июня, 2016 10:00
9 мин

Работа супермаркета. Фото: Lehtikuva/ТАСС

Поправки к закону «О торговле», призванные облегчить выход на рынок продукции малого и среднего бизнеса, приняты Госдумой во втором чтении в начале недели. Противники законопроекта прилагают последние усилия, чтобы скорректировать его в свою пользу, перед тем как документ поступит на рассмотрение верхней палаты парламента и президента.
Недовольство торгового бизнеса вполне объяснимо — по новым правилам, ритейлеры лишатся немалых средств, получаемых поверх доходов от непосредственно торговой деятельности.
Новые правила игры
В частности, против принятия этих поправок протестует Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) — ее представители обратились к спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко с призывом провести «тщательный анализ экономических последствий» законопроекта. Если поправки будут приняты окончательно, они вступят в законную силу спустя десять дней с момента публикации.
По мнению представителей торговых сетей, ритейлеры не смогут уложиться в отпущенный десятидневный срок для того, чтобы переписать договоры для заключения новых сделок с контрагентами. Разделяет такую точку зрения и омбудсмен по защите прав предпринимателей Борис Титов — он полагает, что срок вступления в силу новых поправок следует увеличить. При этом законом установлен шестимесячный переходный период, в течение которого компании смогут привести в соответствие с новыми нормами ранее подписанные контракты.
Кроме того, возмутил представителей торговых сетей запрет на оплату поставщиками логистических услуг, что якобы приведет к «разрыву единого экономического пространства, создаст физические и финансовые барьеры для перемещения продукции между регионами».
Положения законопроекта, внесенного в январе 2016 года группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой, накладывают серьезные ограничения на ретробонусы — плату, собираемую ритейлерами с поставщиков за большой объем закупки. Ранее максимальный размер таких выплат не мог превышать 10% от стоимости поставленного товара, после принятия поправок этот порог будет опущен до 5%, причем в конечную сумму будут включаться все затраты ритейлера на логистику, маркетинг и рекламу. Ранее торговые сети требовали от контрагентов отдельную плату за эти и другие услуги, помимо ретробонуса.
Еще одним нововведением является заметное сокращение сроков, в рамках которых продавец обязан оплатить товар поставщику. За поставку продукции со сроком годности до 10 дней торговая сеть будет обязана расплатиться в течение 5 рабочих дней, за товары со сроком годности до 30 дней производитель должен будет получить деньги в 20-дневный срок. В настоящее время эти сроки больше. По мнению автора поправок Ирины Яровой, отсрочка платы за отгруженный товар является фактически беспроцентным кредитованием торговых сетей.
Председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая
Председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Новая редакция закона, кроме того, отменит несправедливую практику возврата непроданной продукции обратно производителю. Ведь реализация товара — прямая обязанность ритейлера, за исполнение которой он, собственно говоря, и получает свой доход. Продавцы и производители смогут заключать договоры о таком возврате в частном порядке, однако в этом случае ритейлер будет обязан снижать цену возвращаемой продукции в соответствии с приближением ее срока годности. То есть вернуть почти испорченный товар поставщику по той же цене, что и свежий, уже не получится.
Не удивительно, что законопроект спровоцировал бурную реакцию представителей торговой сферы: глава Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев даже пригрозил продовольственным дефицитом: по его словам, после того как документ вступит в силу, в стране начнутся перебои с поставками продуктов питания из-за того, что ритейлеры не смогут подготовиться.
Противоположная сторона утверждает обратное: как заявил прессе директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, участники рынка смогут переоформить контракты в шестимесячный срок, а десятидневный лимит касается лишь новых договоров. Следует отметить, что представители некоторых сетей уже сейчас приступили к обсуждению новых условий работы со своими партнерами.
Вносимые поправки к закону «О торговле» назрели очень давно: представители производственного бизнеса, в особенности среднего, не первый год жалуются на кабальные условия, выставляемые торговыми сетями. Требования ритейлеров способствуют монополизации рынка: очевидно, что позволить себе выплату всех поборов, а также долгие сроки возврата средств могут позволить себе лишь крупные, прочно стоящие на ногах производители. Например, размер ретробонуса с одного поставщика может достигать 25 млн руб., и это лишь часть требуемых ритейлером выплат.
Тихая монополизация
По сути, вся существующая система служит интересам торговых сетей, а также крупнейших товаропроизводителей, которым система заградительных платежей, введенная ритейлом, помогает выдавливать с рынка потенциальных конкурентов. Одновременно ужимаются несетевая торговля и мелкие региональные сети — они не выдерживают конкуренции с гигантами вроде X5 Retail Group и другими компаниями аналогичного масштаба.
Особенно ухудшилось положение «одиноких» торговых точек на фоне кризиса — по статистике, именно малые торговые сети и одиночные магазины вынуждены в последнее время прибегать к сокращению персонала, многие либо разоряются, либо выкупаются лидерами рынка. Соответственно, закрывается и последний канал сбыта для малых и средних товаропроизводителей.
Фактически торговые сети требовали от поставщиков оплачивать собственную работу по реализации товара поверх наценки на товар, которая колеблется в районе 20–30% от оптовой цены. С какой стати поставщик должен отдельно оплачивать еще логистику и маркетинг, словно он один заинтересован в реализации товара, совершенно неясно — получается, что ритейлер лишь получает прибыль, снимая с себя всю ответственность. Объяснить подобную практику можно, к сожалению, только алчностью и картельным сговором торговых сетей.
По мнению исполнительного директора всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Андрея Шубина, представители торговых сетей намеренно нагнетают панику в связи с новыми поправками.
«Наценки, устанавливаемые торговыми сетями, покроют их расходы на логистику и маркетинг, бонусы составляют лишь небольшую часть их дохода. Разумеется, представители крупных торговых сетей протестуют против поправок, так как они могут снизить их прибыль, но о перспективах разорения говорить не приходится», — рассказал эксперт «Русской Планете».
Минфин отстаивает позицию, согласно которой поставщик даже не имеет права на вычет ретробонуса из налога на прибыль: например, с точки зрения кабмина, «плата покупателю за сам факт заключения с продавцом договора поставки не может рассматриваться как экономически обоснованный расход». А оплата производителем маркетингового продвижения уже поставленной продукции с точки зрения налоговой службы не может быть вычтена из налога на прибыль, так как компания оплачивает мониторинг и продвижение товаров, уже не являющихся ее собственностью. К счастью, суды чаще всего встают в подобных спорах на сторону компании-производителя.
Представители торговых сетей аргументируют взимание платы с поставщиков необходимостью отбора «добросовестных» контрагентов — якобы выплатой ретробонуса компания доказывает серьезность своих намерений.
Однако на деле система более напоминает легализацию коммерческой коррупции: чем по своей сути ретробонус отличается от «отката»? Можно ли говорить о приоритете качественных критериев при отборе поставщиков торговыми сетями, если решающим фактором является платежеспособность производителя? Возможность вернуть непроданный товар производителю, а также отложить оплату поставок тоже не способствует попаданию на прилавки лучшей продукции — ведь продавец мало зависит от сроков ее реализации и спроса.
Помимо отмены неоправданных поборов с поставщиков, существует еще один эффективный инструмент борьбы против ценового сговора ритейлеров-монополистов, пока что не примененный государством. Речь идет о создании государственной сети сбыта, ориентированной на отечественных производителей. Целью такой сети должно стать не извлечение максимальной прибыли, а регулирование ценообразования на рынке путем создания здоровой конкуренции частным монополиям путем удержания низких цен при высоком качестве продукции. Торговая наценка в государственных магазинах должна покрывать накладные расходы, но не подразумевать извлечение прибыли.
К сожалению, до тех пор пока правительство занимает сторону торговых сетей (правительственные поправки к проекту изменений закона «О торговле» предполагали, например, сохранение за ритейлерами права на взимание отдельной платы с поставщиков за логистические услуги), подобные инициативы вряд ли воплотятся в жизнь.
темы
9 мин