Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Религиозная разведка боем

Украинская православная церковь обеспокоена действиями Константинополя на своей территории
Михаил Боков
28 июня, 2015 12:58
6 мин
Патриарх Киевский Филарет выступил в Европарламенте в Брюсселе. Фото: Виктор Дабковский / ТАСС
Представители Константинопольского патриархата приняли участие в заседании двух непризнанных мировым православием украинских Церквей — раскольничьей под управлением Филарета (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).
Эксперты РП называют действия Константинополя «разведкой боем». Эту кафедру и раньше упрекали в том, что она действует заодно с НАТО на отрыв Украины от России. Нынешнее вмешательство Константинополя в украинские дела, по мнению экспертов, приведет к еще большему религиозному расколу в регионе и серьезно подорвет позиции канонической Православной церкви на Украине.
Присутствие без согласования
«Выражаем обеспокоенность по поводу деятельности иерархов другой Поместной Православной Церкви на канонической территории Украинской Православной Церкви без согласования с ее священноначалием. Просим Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия обратиться к Вселенскому Патриарху Варфоломею за разъяснением ситуации, которая сложилась». Такое решение принял 24 июня Синод Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) по факту присутствия двух представителей Константинополя на заседании непризнанных церквей.
Вселенский Патриарх Варфоломей I во время литургии в православном монастыре Панагия Сумела, в Турции
Вселенский патриарх Варфоломей I во время литургии в православном монастыре Панагия Сумела в Турции. Фото: Матыцин Валерий / ТАСС
На этом заседании раскольники под управлением Филарета и УАПЦ объявили о скором объединении в единую поместную церковь. В качестве наблюдателей за ходом заседания следили посланцы Константинополя — епископ Эдмонтона и Западной епархии Иларион (Рудник) и епископ Памфильский Даниил (Зелинский). Ранее представители непризнанных церквей заявляли о том, что будут добиваться своей независимости через Константинополь.
Противостояние Украинской православной церкви и раскольников обострилось после киевских событий 2014 года. Раскольники под управлением бывшего православного священнослужителя Филарета заявляют, что церковь, подчиненная Московскому патриархату, действует против интересов народа по указке Москвы. Эти заявления сопровождаются захватом православных храмов. На сегодняшний день раскольники захватили 23 храма Украинской православной церкви — в основном эти храмы расположены в западных областях страны.
«Прихожан УПЦ лишают возможности посещать собственные храмы и совершать в них богослужения», — говорится в заявлении Синода УПЦ МП. Эти действия нередко происходят при покровительстве и содействии местных властей, отмечают члены Синода.
Территория на заметку
То, что константинопольские иерархи были на собрании непризнанных церквей, подтверждает: переговоры между раскольниками и Константинополем действительно ведутся. И это значит, что все прошлые заявления непризнанных церквей о том, что их скоро признают, были сделаны не на пустой почве, сказал «Русской планете» собеседник из Украинской православной церкви Московского патриархата, попросивший не называть его имени. «Все это вызывает беспокойство, потому что усугубляет раскол на Украине и посягает на территориальную целостность Украинской православной церкви», — добавил он.
«Визит константинопольских иерархов в обход канонической церкви — это попытка прощупать почву, провести разведку боем: как на это отреагирует Московский патриархат? И если реакции не будет, вероятно, со стороны Константинополя могут последовать уже более радикальные шаги», — комментирует «Русской планете» Андрей Кострюков, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела новейшей истории РПЦ Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета.
Исторически кафедра Константинополя занимает первенство чести в семье других православных церквей, ее еще называют «первой среди равных». Впрочем, на ее правах это не сказывается: константинопольский патриарх имеет равное количество прав с другими патриархами.
В реальном мире влияние Константинопольской церкви невелико, большая часть ее паствы рассеяна по миру. В самом Константинополе, сегодняшнем Стамбуле, при 13 миллионах населения православными считают себя не более двух, а по другим оценкам — 3–4 тыс. человек. Остальные исповедуют мусульманство.
В 20-е годы XX века Константинополь уже предоставлял незаконную автокефалию и права автономии церквям, бывшим прежде в юрисдикции Русской православной церкви. Тогда Московский патриархат, ослабленный революцией, не мог препятствовать этому, говорит Кострюков.
Сегодня влияние Москвы сильно, и Константинополь вряд ли решится радикально обострять отношения, резюмирует эксперт: «В этом смысле реакция предстоятеля Украинской церкви весьма своевременна. Высказанное им беспокойство, возможно, остановит Константинополь от дальнейших шагов в их контактах с непризнанными церквями на территории Украины».
К сожалению, ситуации, когда отдельные церковные образования требуют независимости или автокефалии, почти всегда сопряжены с конфликтами, добавляет Кострюков. Но решают эти вопросы прежде всего с церковью-матерью, от которой собирается отколоться новая структура, и уже затем соборно подтверждают с другими поместными церквями.
«Константинопольская церковь начиная с 1917 года все время пытается работать против России и Русской православной церкви. Она работает вместе с НАТО на отрыв Украины от России», — заявлял в 2008 году в интервью агентству «Интерфакс» Николай Лисовой, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя Императорского православного палестинского общества.
Одним из нерешенных споров между Московским и Константинопольским патриархатами остается вопрос о юрисдикции Эстонской церкви. Исторически православная церковь в Эстонии находилась под омофором Московского патриархата. Однако в 1996 году Константинопольский патриархат учредил в стране параллельную автономную церковь под своей юрисдикцией. Это привело к временному разрыву отношений между Московским и Константинопольским патриархатами. Москва не признает новую церковную структуру в Эстонии до сих пор. 
темы
6 мин