Реквием по боевым кораблям РФ и СССР
Печальная история с ракетным крейсером «Москва» обрастает все новыми подробностями, но, скорее всего, того, что случилось с российским кораблем, мы никогда не узнаем.
В официальном сообщении больше вопросов, чем ответов. Главные – что послужило истинной причиной губительного пожара на флагмане Черноморского флота и сколько членов экипажа нашли вечный покой на морском дне – погрузились в густой туман. Еще один вопрос – какова судьба командира крейсера, капитана первого ранга Антона Куприна.
Увы, в России так и не научились говорить правду – в том числе, о бедах, несчастьях, катастрофах. Так умалчивали о них раньше в Российской империи, а потом в Советском Союзе.
Несчастная «Императрица Мария»
Во многих событиях можно найти исторические аналоги. История с «Москвой» – не исключение. Конечно, все сравнения относительны, но все же некоторые можно принять.
…В октябре 1916 года раздался мощный взрыв на новом линкоре Русского флота «Императрица Мария», стоявшем на рейде в Севастополе. Героические попытки моряков погасить вспыхнувший на корабле пожар не увенчались успехом. Тем более, взрывы, уже меньшей силы, продолжались.
Вскоре громадный корабль стал заваливаться на правый борт, потом перевернулся вверх килем и затонул. Погибли и получили ранения более трехсот человек.
Были созданы две комиссии по расследованию случившегося. Однако их работа закончилась безрезультатно. В заключении специалистов сквозила полная беспомощность: «Прийти к точному, доказательно обоснованному выводу не представляется возможным, приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся при следствии обстоятельства».
Командующий Черноморским флотом адмирал Александр Колчак в диверсию не верил. Морской министр Иван Григорович, наоборот, считал подобную версию самой реальной: «Личное мое мнение, что это был злонамеренный взрыв при помощи адской машины и что это дело наших врагов…»
Шла Первая мировая война, и врагами России были Германия и Австро-Венгрия. Григорович считал, что «кто-нибудь из подкупленных лиц, переодетый матросом, а может быть, в блузу рабочего, попал на корабль и подложил адскую машину». По мнению министра, успеху этого преступления «способствовал беспорядок на корабле».
Вскоре вспыхнула Февральская революция, и было уже не до расследования гибели линкора. Но в 30-х годах о нем заговорили снова. Сотрудники ОГПУ раскрыли шпионскую организацию, которую возглавлял некий Виктор Верман, сотрудничавший с германской разведкой. На допросах в ОГПУ он сообщил, что по его указанию диверсию на борту «Императрицы Марии» совершили завербованные немцами инженер Феоктистов и электротехник Сбигнев. За это им были якобы обещаны громадные деньги…
Однако эта версия не стала официальной. Вполне могло быть, что шпионов попросту выдумали, как бывало во времена Сталина. И потому по-прежнему неизвестно, кто более ста лет назад погубил «Императрицу Марию»…
«Чезаре» не выдержал удара
29 октября 1955 года в половине второго ночи огромный корпус линкора «Новороссийск», стоявшего на Севастопольском рейде, содрогнулся от мощного взрыва. Его мощность позже оценили в тонну (!) тротила. Площадь пробоины, по различным оценкам, составила от 120 до 150 квадратных метров.
Отключилось освещение, и «Новороссийск» погрузился в темноту. Вышли из строя сигнализация, радиотрансляция и многие механизмы.
Многим морякам сначала показалось, что линкор подвергся атаке с воздуха, и началась война. На «Новороссийске» была объявлена аварийная, потом и боевая тревога. Но вскоре стало ясно, что никакого нападения не произошло…
Узнав о случившемся, на берегу собрались родственники моряков. Они кричали и рыдали при виде жуткого зрелища. В лучах прожекторов, бороздивших Севастопольскую бухту, была видна огромная перевернутая вверх дном туша линкора. На волнах качались моряки, которые пытались достичь спасительной суши. Увы, это удалось немногим – в ту страшную ночь погибли 614 человек. Впрочем, по другим оценкам, жертв было еще больше.
…«Новороссийск» был детищем итальянских кораблестроителей. Линкор водоизмещением в 25 тысяч тонн носил имя «Джулио Чезаре» – в честь Гая Юлия Цезаря. Его девизом были слова: «Чтобы выдержать любой удар».
Корабль, спущенный на воду в 1914 году, входил в состав Королевского итальянского флота. После окончания Второй мировой войны «Джулио Чезаре», как и другие боевые корабли Апеннинской республики стал трофеями союзников. Хотя Советский Союз претендовал на новые линкоры, ему достался лишь «пожилой» линкор.
Италия всячески противилась передаче «Джулио Чезаре» Советскому Союзу. Звучали призывы сделать все возможное, чтобы не допустить потери национальной реликвии. Кое-кто даже предлагал уничтожить плавучую крепость, чтобы она не досталась русским…
В 1948 году линкор, получивший название «Новороссийск», перегнали в Севастополь и поставили на ремонт. Корабль был в запущенном состоянии - нужно было восстанавливать не только техническую часть, но и жилые помещения, душевые, камбуз.
«Новороссийск», на котором установили новое вооружение и оборудование, восстановили средства связи, несколько раз выходил в море. Несмотря на солидный возраст, его состояние было неплохим. Корабль даже планировали оснастить ядерным оружием…
Правительственная комиссия назвала причиной катастрофы «внешний подводный взрыв». Имелось в виду, что линкор подорвался на немецкой мине времен Великой Отечественной. Но эта версия тут же подверглась критике. Мина, даже очень мощная, не могла разнести восемь палуб громадного корабля, три из которых были бронированные.
Возникли другие версии. Одну из них выдвинул бывший член экипажа линкора старшина Юрий Лепехов. В свое время он, командир трюмной группы, одним из первых ступил на борт линкора, переданного итальянской стороной. Он рассказывал, что в нижней носовой части «Джулио Чезаре» обнаружил отсек, где были недавно заварены три отверстия. Моряк доложил командованию об этом факте. Странно, но никакой реакции не последовало.
Лепехов считал, что именно там был спрятан диверсионный снаряд. И его детонацию спровоцировал наружный взрыв. Эта версия заслуживала внимания, но более убедительной казалась другая…
В годы Второй мировой войны получили известность подводные диверсанты из подразделения Decima Flottiglia MAS под командованием Юнио Валерио Боргезе по кличке «Черный князь». Боевые пловцы, прозванные людьми-лягушками, на управляемой торпеде подходили под днище вражеского корабля, устанавливали заряд и исчезали. Считалось, что эти отчаянные парни уничтожили больше британских боевых кораблей, чем весь итальянский флот.
Согласно легенде, Боргезе поклялся, что «Джулио Чезаре» никогда не будет ходить под вражеским стягом. И якобы под его руководством была совершена диверсия против «Новороссийска».
После войны Боргезе выпустил мемуары, которые были опубликованы в России. Но там не было ни слова о трагедии в Севастопольской бухте. Может быть, «Черный князь» не хотел признаваться, опасаясь мести советских спецслужб? Или он не имел никакого отношения к диверсии?
В 2013 году ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д’Эспозито сообщил, что итальянские военные действительно были причастны к гибели «Новороссийска». Но он не уточнил, каким образом была проведена диверсия. Да и можно ли было верить глубокому старику?
Письма одинокого «часовщика»
Это история произошла в октябре 1939 года, в самом начале Второй мировой войны. На морскую стоянку в Скапа-Флоу, расположенную на севере Шотландии, на Оркнейских островах, проникла германская подводная лодка U-47. Субмарина, преодолев заграждения и минные поля, напала на стоящий на рейде линкор «Королевский дуб» (Royal Oak) и тремя торпедами отправила его на дно. Море поглотило тела 832-х моряков - членов экипажа.
Выполнив задание, немецкие моряки без приключений вернулись на свою базу в Вильгельмсхафене, а еще через несколько дней их восторженно встречали жители Берлина. Командир подлодки Гюнтер Прин и остальные члены экипажа были удостоены Железных крестов. Вскоре командир субмарины получил еще и Рыцарский крест из рук Гитлера.
Эту операцию разработал командующий подводным флотом Германии Карл Дениц. Событию предшествовал долгий сбор разведывательных данных. В той почти детективной истории якобы участвовал и таинственный часовщик…
До сих пор неизвестно, как звали этого человека – то ли Веринг, то ли Шулерман, то ли еще как-то. Неведомо, кем он был - немцем, голландцем или швейцарцем. Суть не в этом. Этот человек, связанный с немецкой разведкой, задолго до войны поселился на Оркнейских островах. Открыл часовую мастерскую в городе Керкуолл и стал по крупицам собирать информацию о британской базе – от местных жителей, моряков, которые к нему часто заглядывали. Конечно, он ничего не спрашивал, а только внимательно слушал. Изредка выходил в море, якобы, чтобы половить рыбку. А на самом деле приближался к гавани…
Никто не мог заподозрить в том немолодом одиноком человеке, который корпел в своей мастерской, немецкого шпиона. Соседям он говорил, что в Европе у него остались близкие. Им «часовщик» часто посылал письма – простые, непритязательные: о погоде, здоровье, житье-бытье.
На самом деле это были зашифрованные послания, которые внимательно изучали в Берлине. Шпион детально описывал состояние британского флота и береговой обороны гавани. В конце концов он указал точное место, где сможет проскользнуть немецкая подводная лодка.
Это «часовщик» уже сделал лично. В определенный день он, захватив с собой составленные карты, на шлюпке вышел в море. Субмарина захватила его, и шпион блистательно провел подводную лодку через все препятствия…
В свой дом «часовщик» уже не вернулся. И жители Керкуолла на следующий день после взрыва линкора напрасно стучали в дверь его мастерской. Вскоре туда нагрянула полиция. Но в это время «часовщик» уже находился далеко от островов.
Вскоре он объявился в Берлине. На нем был военный мундир, он выпрямился, приосанился. И голос, прежде тихий, стал громким и уверенным. Этому человеку дал аудиенцию глава абвера Вильгельм Канарис.
Впрочем, возможно, никакого «часовщика» не было и в помине. Его могли придумать британцы, чтобы оправдать свою халатность и разгильдяйство. Но почему-то хочется верить в существование этого таинственного человека. Мы же любим детективы, да и сказки тоже…