Новости – Общество
Общество
Рекордная взятка оказалась рядовым мошенничеством
Андрей Гривцов во время оглашения приговора в Хамовническом суде. Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС
Суд оправдал экс-следователя СК Андрея Гривцова по делу о рекордной взятке
30 июня, 2014 20:48
6 мин
Хамовнический районный суд Москвы огласил приговор по делу о вымогательстве рекордной взятки в $15 миллионов. Подсудимые — бывший следователь по особо важным делам Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре (так тогда назывался СК) Андрей Гривцов и экс-начальник центра «Э» ГУВД по Москве Сергей Хацернов — явились ровно к назначенному времени. Поддержать их пришли родственники, присяжные, которые в 2012 году их оправдали, и коллегии — бывшие следователи, прокуроры, оперативники. Лавочек в зале для всех желающих послушать приговор оказалось недостаточно, но судья Марина Фильченко разрешила присутствовать всем.
Когда осенью 2013 года судья только начала рассматривать это дело, на скамье подсудимых были трое. Все они находились под подпиской о невыезде. Но бизнесмен Сергей Киримов, когда подошла его очередь давать показания, вдруг перестал появляться в суде. Хотя до этого он даже ни разу не опоздал на процесс. Заседания несколько раз откладывались, Киримова искали по месту жительства, но не нашли. В итоге судья дело в отношении него приостановила.
Гривцов обвинялся в том, что рассчитывал получить взятку с президента концерна «Росэнергомаш» Владимира Палихаты, которому грозило уголовное преследование по делу о рейдерских захватах ОАО НИИЭМИ и ЗАО «Инфико». За это дело следователи взялись еще в 2005 году. Тогда его вел экс-зампрокурора ЦАО Руслан Паркин, бывший руководитель Гривцова, который в настоящее время находится в федеральном розыске.
В 2009 году в Россию был экстрадирован еще один фигурант уголовного дела, генеральный директор ООО «Бизнес-контракт» Николай Нестеренко (на данный момент осужден условно), бизнес-партнер Палихаты.
Гривцов в то время находился в командировке в Санкт-Петербурге в составе следственной группы по делу лидера «тамбовской ОПГ» Владимира Барсукова-Кумарина. После экстрадиции Нестеренко следователь вернулся в Москву и занялся расследованием его дела. Паркин на тот момент уже уволился из правоохранительных органов, работал адвокатом и оставался с Гривцовым в дружеских отношениях.
Как считает следствие, в ноябре 2009 года бизнесмен Киримов, Паркин вступили в переговоры с Палихатой и его адвокатом Михаилом Вытновым. И свел их, по версии обвинения, Хацернов. Экс-прокурор гарантировал им, что они не будут привлечены к ответственности по делу Нестеренко. В качестве взятки Паркин потребовал $15 миллионов якобы для следователя Гривцова. Палихата вскоре обратился с заявлением в правоохранительные органы.
Последующие разговоры свелись к тому, что Палихата выплатит сумму в два транша. Первую часть в $8 миллионов потерпевший положил в банковскую ячейку на имя Киримова. Задержан он был при снятии этих денег ($59 тысяч были настоящими, остальные оказались муляжом). Хацернов также, по версии следствия, организовал слежку за участниками сделки, чтобы проверить, не ведется ли за ними контрнаблюдение.
Прокурор требовал приговорить Гривцова к девяти годам лишения свободы, а Хацернова к шести. Приговор должны были огласить 25 июня, но по неизвестным причинам отложили до 30-ого.
Судья зачитывала приговор более семи часов. За это время было сделано три коротких перерыва. После первого в зале не оказалось подсудимого Хацернова и его адвокатов. Судья заявила, что она не обязана их ждать и что «подсудимые вообще могут скрыться». Однако через пять минут в дверях появился Хацернов, а затем и его защитники. После второго перерыва желающих слушать приговор поубавилось, устали и приставы, так что судье пришлось попросить секретаря разобраться, почему они отсутствуют. Через пять минут пристав появился.
В течение первого получаса чтения приговора стало понятно, что Гривцов полностью оправдан. Судья называла его «неосведомленным в преступных действиях соучастников». По ее словам, Паркин предоставил потерпевшим — Палихате и Вытнову — «недостоверные сведения о якобы имеющейся у него возможности воздействия на ход расследования». Об участии Гривцова в этом деле Палихата знал только со слов Паркина, лично же со следователем он никаких разговоров о взятке не вел. Верил же он Паркину потому, что ранее, в 2006 году, уже платил ему $1,5 миллиона за непривлечение к уголовной ответственности, после чего уехал из России. Но в 2009 году вернулся. Киримов, в частности, убеждал его, что сумма такая крупная, так как это последнее дело Гривцова, его «дембельский аккорд», зачитывала судья. По ее мнению, все имеющиеся доказательства, в том числе материалы прослушки, никак не подтверждают участие Гривцова в инкриминируемых ему преступлениях. Наоборот, они полностью соотносятся с его показаниями.
Вину же второго подсудимого Фильченко сочла полностью доказанной. Но так как следователь, получается, не знал о преступлении, то и действия остальных обвиняемых нельзя квалифицировать по ч.3 ст.30 ч.4 ст. 290 УК (покушение на получение взятки). Поэтому судья переквалифицировала действия Хацернова на ч.3 ст.30 ч.4 ст.159 УК (покушение на мошенничество в особо крупном размере). Как отметила судья, Хацернов был изначально осведомлен о преступных планах. Кроме того, он обсуждал их с сообщниками, о чем свидетельствуют материалы прослушки. Психолого-лингвистическая экспертиза этих разговоров, которую предоставила защита, по словам судьи, не доказывает и не опровергает версию обвинения. Так, на одной записи Киримов сообщает, что Палихата в состоянии заплатить $10 миллионов, но Хацернов не верит и отвечает, что «за такие деньги вас или посадят, или закатают в асфальт». Таким образом, он совершил «покушение на хищение денежных средств путем обмана». Судья учла все смягчающие обстоятельства, которые имеются у Хацернова: несовершеннолетний ребенок, государственные награды, добровольная явка в правоохранительные органы и то, что в настоящее время подсудимый является пенсионером. Однако Фильченко сочла невозможным его исправление без наказания с реальным сроком лишения свободы. Судья назначила ему три года колонии общего режима и распорядилась арестовать его в зале суда.
— Вам приговор понятен? — спросила она Хацернова. Подсудимый ответил что-то невнятное.
— Мой подзащитный хочет сказать, что приговор ему абсолютно не понятен, — прокомментировал его адвокат Владимир Рудовский.
В это время к подсудимому подскочили приставы и надели на него наручники. Гривцов же, обнимая жену и друзей, но с расстроенным видом вместе с остальными слушателями покинул суд. «Грустно все это», — сказал он.
В 2012 году это дело уже рассматривалось в Мосгорсуде. В октябре 2012 года присяжные заседатели оправдали не только Гривцова, но и Хацернова с Киримовым. Тогда они не признали сам факт совершенного преступления. Но в 2013 году Верховный суд отменил их приговор и направил дело на пересмотр. «Подождем теперь, как на этот раз пройдет апелляционная инстанция», — говорит с опаской Гривцов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости