











Ребрендинг Сбербанка: Зачем Герман Греф снова меняет логотип?

Новый логотип Сбербанка вновь стал поводом для мемов, а немаленькая стоимость ребрендинга заставила задуматься: в чём смысл спускать столько денег на какой-то там логотип?
Да ещё и в столь непростые для страны времена? Однако ребрендинг – важная часть жизни любой компании. И, если повнимательнее вглядеться, смена лого сможет многое поведать о целях, задачах, миссии и всё в таком духе. Разбираемся, зачем Герману Грефу новый дизайн и что нам с этого.
Новый логотип будет официально представлен лишь 24 сентября, на онлайн-мероприятии «Сберконф» - как заявляют организаторы, это будет «главная презентация года». Между тем, с главного офиса «Сбербанка» в Москве старый логотип уже сняли, а изображение нового вовсю гуляет по сети, и к дизайнерам у него немало вопросов.

Если помните, при предыдущем ребрендинге в 2009 году Сбербанк избавился от приставки «России», а теперь потерялось слово «банк» - теперь «Сбербанк» стал просто «Сбером», в общем-то, как люди его и называют в обиходе. Шрифт выбран неплохой, современный. Только вот цветастые переливчатые градиенты ушли из трендов дизайна уже пару лет как. Собственно, и в 2009 году «Сбербанк» тоже не успел за модой: пока все компании мира избавлялись от выпуклостей и делали свои логотипы плоскими, «Сбер» зачем-то отдал почти 20 млрд рублей за очевидно устаревший объёмный кружочек.
«Зато там солнечный блик», - уверяли топы Сбербанка. Мол, мы такие позитивные, меняемся.
Это оказалось почти что правдой. Если раньше Сбербанк ассоциировался исключительно с длиннющими очередями из бабушек, получавших пенсию да оплачивающих «квиточки», то после ребрендинга офисы стали просторнее, светлее, технологичнее, и почти ничего не напоминало о наследии советских времён. Мы больше не «Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР», пытался убедить нас Греф. И это ему почти удалось.
Попытка одного из крупнейших банков страны сыграть на одном поле с конкурентами-частниками носила догоняющий характер. Пока коммерческие банки делали ставку на клиентоориентированность, в красивых и обновлённых офисах Сбера по-прежнему можно было услышать фразу из прошлого столетия: «где карту заводили – туда и обращайтесь».

Однако надо отдать Герману Грефу должное. Одержимый идеей цифровизации, в 2009 году он представил новый сервис – «Сбербанк Онлайн», а вслед за ним – и мобильное приложение. Другие банки на тот момент похвастаться подобным не могли, а удобство сервиса и сопряжение его с самыми разными сферами жизни и связанных с ними платформами заставили многих россиян закрыть глаза на приветы из прошлого века и отсутствие клиентоориентированности – просто потому, что картой «Сбера» действительно удобнее.
Вместо банка – экосистема
Собственно, на масштабную трансформацию Сбербанка Герман Греф намекал уже давно. В 2018 году он заявил, что из названия в скором будущем может исчезнуть слово «банк» - потому как Сбербанк уже и правда не банк, а целая экосистема, с кучей всевозможных сервисов, начиная от доставки еды и заканчивая страхованием, под единым тагом. Теперь, похоже, время для запуска экосистемы настало – для этого Грефу и нужен обновлённый Сбербанк. Простите, теперь уже просто – «Сбер».
А в чём же разница, спросите вы? И стоило ли тратить, по некоторым подсчётам, аж 300 млн долларов на разноцветный градиент и логотип, в котором, кажется, окончательно потерялась преемственность? Который совершенно не узнаваем и похож на самую обычную галочку подтверждения в кружочке, коих тысячи в самых разных приложениях и на сайтах?
С экосистемой как таковой Греф, надо признать, тоже немного опоздал. У «Яндекса», например, это получается на твёрдую пятёрку. Главной IT-компании страны не хватает самого главного: банковского элемента. Распрощавшись со «Сбербанком», «Яндекс», по слухам, намерен купить «Тинькофф банк». Кроме того, о запуске своей экосистемы заявил ВТБ. В общем, конкуренты наступают на пятки.
Похоже, инвесторы не оценили цифровой порыв. На волне новостей о новом логотипе акции компании пошли вниз:

Что ж, подождём 24 сентября. Быть может, Герман Оскарович сможет всех нас удивить и расскажет, чем на самом деле станет Сбер, перестав быть банком.