Новости – Общество
Общество
Развитие моногородов поможет российской экономике
Вид на город Заринск Алтайского края. Фото: Виктор Садчиков / ТАСС
В России будут возрождать моногорода, создавая новые предприятия
8 июня, 2015 09:50
12 мин
Российские власти возрождают населенные пункты, которые когда-то славились мощными градообразующими предприятиями. Условно моногорода делятся на три типа — успешные, стабильные и кризисные. Помочь последним призван учрежденный ВЭБом Фонд развития моногородов, который уже начал финансировать развитие таких территорий. Эксперты уверены: если деньги будут идти не только из федерального бюджета, но и от инвесторов, отстающие моногорода смогут внести свой вклад в диверсификацию российской сырьевой экономики.
На конец мая Фонд развития моногородов заключил с руководителями девяти регионов 11 генеральных соглашений о совместной реализации комплексных проектов по развитию моногородов, а также три соглашения о софинансировании. Фонд был создан в конце прошлого года, его учредителем стал ВЭБ, сама же рабочая группа по модернизации моногородов работает при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции с 2010 года. Основная задача Фонда — сделать моногорода привлекательными для проживания россиян. «Финансирование Фонда осуществляется за счет федерального бюджета. Общая сумма выделенных средств — 29,1 млрд руб. Этого достаточно для существенного улучшения ситуации в наиболее кризисных моногородах», — отмечает зампред правления ВЭБа, руководитель рабочей группы при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Ирина Макиева.
Понятие «моногород» появилось еще в советское время — тогда больше рассматривались вопросы экономической географии, чем экономической целесообразности. Как рассказал руководитель проекта по привлечению инвесторов Фонда развития моногородов Кирилл Пак, сегодня в 62 регионах России 319 моногородов, из них 94 получили статус города со сложной социально-экономической обстановкой, где производства закрываются, а работников сокращают.
«В городах, которые отобрала рабочая группа, Фондом проведена оперативная оценка инвестиционных проектов и инженерной инфраструктуры. В результате приняты решения о предоставлении более 2 млрд руб. для создания новых предприятий, а соответственно, и новых рабочих мест», — отметила Ирина Макиева. Фонд ведет работу с моногородами по трем основным направлениям: софинансирование расходов субъектов федерации и муниципалитетов по созданию объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для запуска новых инвестиционных проектов в моногородах, подготовка документации и организация финансирования инвестиционных проектов в моногородах, а также формирование команд, управляющих проектами развития моногородов, и организация их обучения.
На 1 апреля 2015 года портфель ВЭБа в моногородах состоит из 41 инвестиционного проекта, как реализованных, так и находящихся на разных стадиях рассмотрения, общей стоимостью 738 млрд руб. с предполагаемым участием банка 438,8 млрд руб. По итогам реализации данных проектов планируется создать более десяти тысяч новых рабочих мест. Составы команд будут формироваться из представителей субъектов федерации, моногородов, градообразующих организаций и инвесторов, реализующих новые проекты в соответствии с решениями Фонда. Члены команд станут кадровым резервом для развития и диверсификации экономики моногородов на длительную перспективу.
Развитие моногородов и поселений с одним системообразующим предприятием имеет огромное значение для России. По разным оценкам, вклад таких городов в ВВП страны колеблется от 10 до 40%. Их возрождение имеет важное значение в рамках работы по импортозамещению. Одним из последних решений, принятых наблюдательным советом Фонда, стало предоставление средств чувашскому моногороду Канаш на строительство автомобильной дороги «Аниш», реконструкцию водопроводных и напорных сетей, а также очистных сооружений в размере более 600 млн руб.
Среди моногородов есть и закрытые — это населенные пункты с объектами военно-промышленного комплекса, ядерной промышленности и воинскими частями вносят существенный вклад в обороноспособность страны, являясь важной составляющей военной организации государства. Такие моногорода имеют статус закрытых административно-территориальных образований — это объекты Росатома, Министерства обороны, Росавиакосмоса и Россудостроения. Значительное число моногородов возникло за счет эвакуированных во время Великой Отечественной войны предприятий — например, Шадринск. Когда началась реализация советского атомного проекта, моногорода стали возникать из-за особой секретности предприятий, вокруг которых они образовывались, — взять хотя бы тот же Снежинск.
Сегодня к госкорпорации Росатом относятся десять ЗАТО: Железногорск и Зеленогорск Красноярского края, Заречный Пензенской области, Лесной и Новоуральск Свердловской области, Саров Нижегородской области, Северск Томской области, Снежинск, Озерск и Трехгорный Челябинской области. Одни образовавшиеся поселки впоследствии развились в крупные промышленные центры, другие остались в статусе моногорода, третьи совсем разорились. «Мы строили ВПК, но с распадом Советского Союза комплекс распался и пришел в негодность. Сейчас многие предприятия моногородов производят продукцию, которая не востребована», — рассказывает Кирилл Пак. В качестве примера невостребованной отрасли производства Пак приводит сталелитейную промышленность: за последние два года цены на сталелитейку упали на 44%.
Вид на Богословский алюминиевый завод в городе Краснотурьинск Свердловской области. Фото: Валерий Бушухин / ТАСС
Инвестиционная деятельность фонда предполагает, что он будет софинансировать регионам строительство инфраструктуры для привлечения туда инвесторов. Многие инвесторы выражают желание создавать новые предприятия в моногородах, но их отпугивает отсутствие инфраструктуры, отмечает Пак.
Фонд может непосредственно входить в капитал предприятий моногородов, в которых может создаваться что-то наподобие технопарка. Трансформация в индустриальный парк, к примеру, сейчас происходит в Череповце. «Сокращение моноструктурности экономики города планируется осуществить за счет развития и диверсификации экономики, создания и развития на территории города производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью», — объясняет мэр Череповца Юрий Кузин.
В индустриальном парке «Череповец» будет размещено семь новых предприятий, а также Логистический центр, предназначенный для обработки и хранения грузов предприятий-резидентов. Уже подписаны соглашения о намерениях с тремя резидентами — это завод по производству стружечно-цементных (фибролитовых) стеновых панелей и плит, Череповецкий гипсовый комбинат и трубопрофильное производство. Объем инвестиций по трем проектам составляет 3,18 млрд руб. «Работы по формированию пакета документов на участие в конкурсном отборе будут завершены до середины августа 2015 года, после чего начнется строительство базовых объектов инженерно-транспортной инфраструктуры индустриального парка. Стоимость подготовки площадки в 50 га и создание обеспечивающей транспортной и инженерной инфраструктуры до границ земельных участков резидентов составит 824,78 млн руб.», — отметил Кузин.
Аналогичная ситуация складывается и в городе Канаш в Чувашии. Ситуация на градообразующих предприятиях моногорода сложилась плачевная. На «Промтрактор-Вагоне» и Канашском автоагрегатном заводе сохраняется угроза сокращения. Загрузка производственных мощностей Канашского автоагрегатного завода составляет около 58%, объемы производства «Промтрактор-Вагона» сократились почти в два раза.
Для того чтобы сократить монопрофильность производства, в Канаше создается индустриальный парк площадью 374 га. Уже начата реализация стратегических инвестиционных проектов за счет внебюджетных источников: строительство завода по производству неорганических химических соединений «Аурат-СВ», завода по переработке овощей «Девелей» и литейного завода «СпецВагонДеталь». Расширяется производство дробильно-сортировочного оборудования «КанмашДСО», производство сельхозтехники «КанмашАгро», ведется строительство цеха по производству водного раствора гидроксихлорида алюминия «Знамя труда». С помощью развития индустриального парка Канаш рассчитывает выбраться из бедственного положения.
Как сообщил Кирилл Пак, пока подписано лишь несколько генеральных соглашений о реализации подобных проектов в этом году. «Денег господдержки всегда недостаточно, однако в свете того, что в стране происходит экономический кризис, программы режут, мы видим, что государство прилагает максимум усилий для поддержки», — говорит Пак.
Наличие инвестора, который бы вкладывал в развитие новых предприятий в моногородах серьезные средства, считает главным условием для развития глава администрации моногорода Заринска Алтайского края Иван Терешкин. «Моногородам и градообразующим предприятиям, которые испытывают трудности, необходима финансовая помощь государства на развитие инженерных сетей, подвижные пути, словом, на инфраструктуру. Самое главное при этом, чтобы был инвестор. Государственная финансовая помощь неплоха, но денег всегда недостаточно», — признает Терешкин. Он отмечает, что Заринск, к счастью, не подходит по нужным показателям, таким, как снижение объема производства, к числу тех, кому нужна помощь. Ведь на градообразующем предприятии «Алтай-Кокс», которое производит кокс и химическую продукцию, трудятся 3,5 тыс. человек, ежегодный объем производства составляет 30 млрд руб. Доля продукции предприятия в общем объеме производства кокса в России составляет 14%. «Наше предприятие работает стабильно, платит налоги, люди получают зарплату, в результате город чувствует себя нормально. Нас это устраивает, так как главное, чтобы предприятие работало», — говорит Иван Терешкин.
С интересной ситуацией столкнулся Северодвинск Архангельской области. С 2010 года моногород, в котором два градообразующих предприятия, получал господдержку и рассчитывал на нее в рамках сегодняшней программы по развитию моногородов, однако в апреле этого года моногород исключили из списка субъектов федерации с трудной экономической ситуацией и перевели в перечень «стабильных». В Северодвинске находятся два градообразующих предприятия: «Севмаш» — единственный в стране изготовитель атомных подлодок — и центр судостроения «Звездочка», который специализируется на ремонте подлодок и строительстве вспомогательных судов.
В одном их цехов центра судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. Фото: Марина Лысцева / ТАСС
Сейчас у предприятия все хорошо благодаря оборонзаказу в рамках программы государственных перевооружений на 2011–2018 годы. Однако город столкнулся с другой проблемой. «У нас нет пустующих мощностей и закрывающихся предприятий — на наших стратегически важных предприятиях катастрофически не хватает специалистов. Предприятия могут предложить хорошую зарплату — в среднем 50 тыс. руб., но у них нет возможности предоставить работникам жилье. Из-за этого мы не можем привлечь квалифицированных специалистов», — констатирует начальник управления экономики из администрации Северодвинска Юлия Чецкая.
Единственный объект, который государство решило поддержать, это Архангельское шоссе, проходящее вдоль градообразующих предприятий. Однако деньги на его реконструкцию и обустройство были получены в рамках совсем другой программы. «Сегодня у города есть рособоронзаказ, а дальше что? Получается, что после 2018 года предприятия снова опустеют, как было до 2011 года, до того, как страна решила вооружаться. Мы рассчитывали на деньги господдержки и хотели поддержать с их помощью инфраструктуру. Сейчас Северодвинск оказался замкнут в цепочку: чтобы создать рабочие места, надо построить жилье, а значит, и обеспечить город инфраструктурой», — отмечает Чецкая.
Если сравнивать историю развития российских моногородов с западной практикой, то мы увидим, что у нас дела обстоят гораздо лучше. В США такие города просто закрывались и пустели, у нас же они развиваются, в них вкладываются новые средства. «Для нас главное — развивать производства, а не сферу услуг. Это дает нам два хороших результата: решаем проблему самого моногорода и работаем на реальную индустриализацию России», — говорит Пак.
СПРАВКА
Комплексные проекты пока будут реализовываться в 11 моногородах: Канаш (Республика Чувашия), Краснотурьинск (Свердловская область), Юрга (Кемеровская область), Анжеро-Судженск (Кемеровская область), Чегдомын (Хабаровский край), Камешково (Владимирская область), Зеленодольск (Республика Татарстан), Луза (Кировская область), Белая Холуница (Кировская область), Каспийск (Республика Дагестан), Надвоицы (Республика Карелия).
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости