Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Разведка ушла в Сеть

Спецслужбы изучают социальные сети, чтобы спрогнозировать будущее
Владимир Лактанов
3 мин

Американские солдаты в интернет-кафе в Ираке, 15 января 2004 года. Фото: Julie Jacobson / AP
 

Согласно последним данным, 42% населения Земли активно пользуется интернетом, при этом за минувший год число пользователей Сети возросло на 500 млн человек. По оценкам экспертов, 29% жителей Земли поддерживают свои аккаунты в социальных сетях — это более 2 млрд активных профилей. Самой крупной социальной сетью в мире является «Фейсбук», по состоянию на октябрь 2014 года ее аудитория составляла 1,35 млрд человек.
В 2014 году отмечен бурный рост сети «Инстаграм», здесь число пользователей возросло до 300 млн. Этот сервис по популярности превзошел «Твиттер» (примерно 280 млн участников).
В России наиболее популярны «ВКонтакте» — 54,6 млн подписчиков (по данным на ноябрь 2014 года) и «Одноклассники» — 40,1 млн. Количество пользователей «Фейсбук» и «Инстаграм» в России — 24,2 и 13,3 млн соответственно.
В 2014 году неожиданно стала популярна интернет-рация — сервис Zello. Это приложение заняло первое место по количеству скачиваний на Украине, в Венесуэле и Турции — в странах, где происходили уличные беспорядки. Правительство президента Николаса Мадуро даже запретило использование Zello, которое было изначально разработано для переговоров на стройплощадках и больших производствах, но неожиданно оказалось эффективным для координации действий в реальном времени.
Что же представляют из себя социальные сети, по мнению западных аналитиков? Вот какое определение дают А. Каплан и М. Хейнлейн (Andreas M. Kaplan, Michael Haenlein) из университета штата Индиана: «Группа интернет-приложений, которые базируются на идеологических и технологических основах Web 2.0. Это позволяет организовать создание и обмен контентом, формируемым пользователями». Web 2.0 — это новая фаза развития Интернета — переход от простого статического отображения информации к коллективному обмену. Примеры категорий социальных сетей: блоги; продукты коллективной разработки («Википедия»); сайты социальных сетей (например, «Фейсбук»); сообщества обмена контентом (например, YouTube); виртуальные социальные миры (например, Second Life); виртуальные игровые миры (например, World of Warcraft).
Боец Сирийской свободной армии делает снимок на мобильный телефон в Алеппо, 18 сентября 2013 года. Фото: Molhem Barakat / Reuters
Социальные сети коренным образом изменили распространение информации. А это, в свою очередь, изменило роль обычных средств массовой информации. Информация сейчас распространяется почти мгновенно — очевидец события может почти мгновенно разнести по миру фото- или видеозапись, сделанную на камеру телефона.
Зарубежные аналитики указывают, что в XXI веке одним из главных элементов глобальной безопасности уже есть и будут инструменты, предоставляемые интернетом. В период 2001—2004 годов бурно развились элементы социальных сетей: «Википедия», сети Friendster, Myspace. Уже к 2007 году социальные сети практически сформировались, включив в себя Flickr, del.icio.us, YouTube, «Фейсбук», «Твиттер». Появились блоги, доски объявлений, чаты и многое другое.
По данным Брукингского института, в настоящее время примерно 100 стран создали и развивают свои киберкомандования; при этом 20 из них являются серьезными игроками. Здесь можно выделить два крупных направления: получение информации для организации ведения боевых действий и организация информационной войны.
Начнем с последнего. Наиболее свежий пример — действия «Исламского государства» (ИГ), которое интенсивно использует социальные сети для распространения информации, манипулирования данными в выгодном для себя ракурсе, сбора пожертвований и прочего. Поражает уровень изобретательности — например, распространяются сообщения в сети «Твиттер», адресованные любителям кошек.
Классический пример информационной войны — противостояние Израиля и движения «Хамас» в «Твиттере». По мнению ряда зарубежных экспертов, израильские силы самообороны наиболее активно используют социальные сети в военных целях — освещая угрозы государству, распространяя информацию, пытаясь завоевать симпатии читателей, рекламируя эффективность своих боевых действий. Движение «Хамас», в свою очередь, в значительно более скромных объемах распространяет сведения о жертвах израильских войск.
Официальный twitter-аккаунт Министерства обороны Республики Беларусь 
Практически все участники военных конфликтов на Ближнем Востоке активно пользуются социальными сетями, непрерывно передавая информацию — либо как наблюдатели, либо как участники боевых действий. Примеры тому — фото в «Инстаграм» и «Фейсбук». Однако каждое такое сообщение содержит метаданные, по которым определяются координаты передающего (РП писала об этом).
В вооруженных силах стран Запада в последние годы стали уделять повышенное внимание социальным сетям. Внимательное отслеживание материалов в соцсетях позволяет получить полную картину происходящего в том или ином регионе, спрогнозировать развитие событий.
Командиры передовых подразделений проходят специальную подготовку и включают работу в социальных сетях в план стратегических коммуникаций. Естественно, что для этих целей отбирается специально подготовленный персонал, который должен знать и понимать потенциального противника и владеть языком. Особое внимание уделяется мониторингу «Фейсбук», «Твиттер», YouTube, локализированных версий социальных сетей и блогов.
Как же осуществляется сбор данных от социальных сетей сейчас, в мирное время? В качестве примера можно привести исследовательский проект министерства обороны США «Минерва», в рамках которого ряд университетов анализируют социальную динамику сетей, в особенности «Фейсбук»; программу «Социальные медиа в стратегических коммуникациях», отслеживающую влияние на социальные движения активности в сетях Reddit, Twitter, Facebook, Pinterest, Kickstarter; операцию Earnest Voice, в ходе которой распространяется проамериканская пропаганда под вымышленными именами в неамериканских сетях, и другие. 
Существует также много других различных инициатив, среди которых можно отметить деятельность компании «Записанное будущее» (Recorded Future), основанной ЦРУ и Google несколько лет тому назад. На веб-сайте компании так описывается ее деятельность: «Мы ведем анализ в реальном времени 635 675 источников на семи языках с тем, чтобы определить возникновение киберугроз. Интернет ежедневно обновляется миллионами пользователей, информирующих о том, что происходит в мире. Наша платформа ведения интернет-разведки собирает воедино всю информацию от новостных лент, блогов, социальных сетей… Затем мы определяем, когда и как могут происходить события в будущем…».
РП продолжает серию публикаций о кибервойне. Первую часть можно прочитать здесь.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин