Новости – Общество
Общество
«Разведчики не могут водить детей в обычный детсад. Вдруг их разоблачат?»
Фото: Екатерина Штукина / РИА Новости
Экономист Василий Зацепин рассказал, почему депутаты засекретили каждый пятый рубль российского бюджета
26 ноября, 2014 09:00
12 мин
Совет Федерации 26 ноября рассмотрит проект бюджета России на 2015–2017 годы, сообщили «Русской планете» в Совфеде. Главная особенность документа — его повышенная секретность. В наступающем году на неизвестные цели будет потрачено 21% всех расходов, то есть каждый пятый рубль. Это 3 триллиона 262 миллиарда рублей, или 4,2% российского ВВП. А в 2017 году доля закрытых расходов бюджета вырастет до 24,6% — то есть засекретят каждый четвертый рубль. Причем, помимо очевидно закрытых военных расходов, тайные ассигнования можно найти в таких неожиданных разделах, как санаторное лечение и дошкольное образование. Почему растут секретные расходы и что скрывают детские сады, «Русской планете» рассказал заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин.
— Доля секретных расходов в бюджете страны увеличивается с каждым годом: с 11,8% в 2006 году до 21% в будущем. В чем причина такого заметного роста?
— В основном это влияние государственного оборонного заказа. Расходы на него у нас растут с каждым годом.
— Но ведь секретные статьи не ограничены лишь разделом «Национальная оборона». Довольно много денег спрятано в разделе «Национальная экономика».
— Это капитальные вложения государства в оборонно-промышленный комплекс в рамках соответствующих федеральных целевых программ. И традиция их засекречивания еще советская.
Да и закрытость государственного оборонного заказа вернулась у нас в последние годы на советский уровень. Напомню, что на протяжении трех лет — с 2003-го по 2005 год — у нас в составе приложений к закону о федеральном бюджете публиковались ассигнования на оснащение Вооруженных сил и других воинских формирований, причем их основные показатели расписывались весьма подробно. Немногие, вероятно, знают, что сделано это было по инициативе Института экономики переходного периода — лично Егора Гайдара как руководителя и его сотрудника Виталия Цымбала. Конечно, это было бы невозможно без поддержки и согласия Веры Чистовой (тогда руководителя департамента Минфина), Алексея Кудрина и Владимира Путина. Опубликованные тогда в законе о бюджете данные в целом соответствовали тем, что Россия предоставляет в ООН для подготовки ежегодного доклада о повышении мер военного доверия и снижения военных расходов.
К слову, Россия продолжает предоставлять эти данные в ООН, и их можно найти на сайте организации (ООН выкладывает в общий доступ сокращенную версию этих сведений. — РП). Так что никакого ущерба национальной безопасности публикация этих данные не наносит. Тем не менее после 2005 года их публикация в законе о федеральном бюджете прекратилась.
— Возможно, за это время поменялся перечень информации, относящейся к гостайне?
— Нет, закон о гостайне, принятый в 1993 году, в этом отношении не менялся. А вот настроения в стране менялись. Чрезмерная закрытость российского бюджета никогда не соответствовала нормам этого закона, но в нашей стране это никого не смущает.
Справка РП:
О чрезмерной закрытости российского бюджета говорят многие: от экспертов МВФ до депутатов Госдумы. Максимальный рост закрытых ассигнований в разделах «Национальная оборона» (69,8%) и «Национальная экономика» (7,1%) связан с наращиванием расходов на выполнение государственного оборонного заказа. Природу секретности других расходных статей официально не объясняют. Характерная деталь: за две недели — с 16 сентября, когда проект бюджета был опубликован для антикоррупционной экспертизы, и его внесения в Федеральное собрание 30 сентября — закрытые расходы выросли на 289 миллиардов рублей. Причина в низком качестве бюджетного планирования, пишут эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ и Института экономической политики имени Егора Гайдара в заключении на проект бюджета.
Источник: МВФ
— Какой гособоронзаказ предполагается в жилищном строительстве или дошкольном образовании? Доля засекреченных расходов в первом случае составляет 23,6%, а во втором — 7,8%.
— Секретные расходы в дошкольном образовании — это ведомственные детские сады для детей сотрудников службы внешней разведки, ФСБ и подобных структур. Они же не могут рисковать своими детьми и водить их в обычный детсад, оплачивая услуги воспитателей и нянечек из открытого бюджета. Вдруг их разоблачат? (смеется)
— Но в этом, 2014 году, секретными были 2,6% расходов на детсады, а в следующем будет уже 7,8%.
— Вероятно, засекретить свои расходы на детские сады решили и другие силовые службы. Так как у нас есть тенденция к росту числа ведомств, причисляемых к силовым структурам, возможно, что и таможенники решили последовать примеру контрразведчиков и пограничников. Плюс мы не знаем о размере надбавок за секретность — ни их размер, ни общую долю в общем объеме фонда оплаты труда в той или иной отрасли. Это же секретные надбавки. Возможно, они были сильно увеличены.
— То есть когда мы говорим о тайных деньгах в той или иной «мирной» статье — это не значит, что Минобороны попросту пыталось замаскировать свои расходы, «размазав» их по всему бюджету?
— Нет, это действительно расходы государства на обслуживание силовиков. Когда мы видим, что у нас засекречено 14,4% федеральных расходов на санаторное лечение, это означает, что каждый седьмой рубль из центрального бюджета идет на восстановление сил сотрудников всем известных силовых ведомств и членов их семей.
Рост секретных расходов по каждой такой статье — это наглядное свидетельство того, как растет власть и влияние силовиков в стране.
Справка РП:
Засекречивались расходы на образование и земледелие в России также и в начале XX века. Экономист и кадет Николай Авинов, в будущем член Учредительного собрания и Временного правительства, в 1906 году критиковал существование секретных статей в российском бюджете, а также ежегодный рост расходов по этим статьям. В те годы они назывались «секретные кредиты» и проходили под рубрикой «на известное Его Императорскому Величеству употребление». Примечательно, что уже тогда тайными расходами обзавелось даже министерство народного просвещения — 2000 рублей на 1907 год. В то время зарплата депутата Госдумы составляла 350 рублей в месяц, сейчас — в среднем 104,3 тысячи рублей согласно Росстату. «Секретные кредиты дают возможность действовать под покровом сугубой тайны таким органам государственного управления, в которых по существу их назначения ничего тайного быть не может», — писал Николай Авинов в Московском еженедельнике 2 декабря 1906 года.
— По некоторым статьям мы наблюдаем обратный процесс. Расходы на физическую культуру были засекречены на 62% в 2011 году, а в следующем году тайная доля сократится до 5,9%. Почему?
— Это значит, что наши спецслужбы лучше других ведомств готовят свои бюджеты. И когда ведомства планировали свои расходы на тот же 2011 год, то по «физкультурной» статье свои расходы запланировали только спецслужбы. А другие — Минобороны, МЧС и прочие, у которых секретность не столь всеобъемлюща, — постеснялись или прозевали. Видимо, они свои спортивные нужды удовлетворяли на бесплатной основе или за счет каких-либо внебюджетных фондов. А потом сделали правильные выводы и тоже стали вносить свои расходы на спорт в бюджет. Так что секретная доля стала снижаться просто за счет того, что ее размыли представители других государственных структур. Но это, скорее, исключение.
Засекречивание государственного бюджета — это многовековая российская традиция. Она дает участникам бюджетного процесса свои преимущества на каждом этапе прохождения бюджетных средств.
— Вы сейчас намекаете на коррупционную составляющую этих тайных расходов?
— Это не коррупция, это устройство государства такое. Секретность — это наша сугубо российская отрасль экономики. Это только у вас возникают вопросы, почему расходы на санатории или жилищное строительство оказались секретными. А ведь бюджет ежегодно проверяется Счетной палатой, и у нее таких вопросов нет. Очень квалифицированные специалисты из Счетной палаты проводят аудит секретных расходов и получают за это секретные надбавки.
— Неужели результаты проверки ни разу не вскрывали какие-либо проблемы? Например, нецелевое расходование?
— Результаты проверок ведь, как правило, засекречены. Это действительно огромный пласт экономики, хотя зачастую — просто способ подкинуть денег своим подчиненным. Неудивительно, что секретные расходы появляются все в новых и новых разделах бюджета и представители все более неожиданных профессий начинают получать надбавки за секретность. Государственная тайна с такой точки зрения вполне официально является предметом купли-продажи.
— А каковы размеры секретных надбавок?
— Это секретная информация (смеется). Лет десять назад для чиновников уровня от директора департамента надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, достигала до 75% должностного оклада. Нынешние цифры не афишируются и мне неизвестны.
Гипертрофированная секретность государственного бюджета — это наша хроническая болезнь. Сама по себе она не смертельная, но в сочетании с другими ведет к постоянному отставанию от развитых стран, а время от времени даже к таким неприятностям, которые случились в 1917-м или 1991 году.
— В мае МВФ проанализировал российский бюджет. И, критикуя высокую долю закрытых расходов, эксперты МВФ перечислили страны, где доля засекреченных расходов превышает 8%. Помимо России там оказались Китай, Индия, Индонезия, Италия, Турция. Если посмотреть на структуру закрытых расходов в других странах, что мы там увидим?
— Список закрытых статей примерно одинаков: национальная оборона, безопасность, кое-кто включает туда и борьбу с наркотиками. Но в развитых странах в сумме они не набирают и 1% от бюджета. Исключение — США, у которых менее 3%. Да, есть сферы деятельности государства, где открытость совершенно лишняя. Другое дело, при чем тут детские сады?
Источник: МВФ
Секретные депутаты
За секретные статьи российского бюджета в Госдуме отвечают члены комиссии по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Как происходит принятие закрытых расходов? В Госдуме РП рассказали, что депутаты этой комиссии собираются в отдельном кабинете, дата и место встречи не публикуется в расписании, предназначенном для журналистов, а вход в кабинет особо охраняется.
Комментировать повышенную секретность бюджета члены комитета отказались, но официальное заключение на законопроект они построили на основе доклада, сделанного экспертами РАНХиГС и Института Гайдара. Кстати, один из авторов этого заключения — Василий Зацепин. «Ни в самом проекте, ни в пояснительной записке к нему не дается обоснования и раскрытия структуры закрытой части расходов федерального бюджета, что значительно снижает его прозрачность, позволяя необоснованно манипулировать нераспределенными бюджетными ассигнованиями», — пишут в заключении депутаты.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости