Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Сбитый Боинг
Фото: Соцсети

Разгадка «песочных часов» малазийского «Боинга»

17 июля 2014 года произошла самая «рукотворная» авиакатастрофа на постсоветском пространстве
Сергей Волчанинов
17 июля, 2020 20:29
11 мин

Авиалайнер Malaysia Airlines выполнял рейс МН-17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия). 283-ти пассажирам и 15-ти членам экипажа предстояло провести в воздухе 11 с половиной часов.

У диспетчеров, передававших «с рук на руки» малазийский Boeing, полёт не вызывал никаких опасений или нареканий.

Опытные пилоты, имевшие на своём личном балансе не одну тысячу часов налёта на лайнерах данного типа, уверенно вели самолёт, выполняя все команды наземных специалистов. Но через 2 часа 49 минут самолёт… неожиданно пропал с радаров.

193 из 283-х летевших данным рейсом пассажиров были гражданами Голландии. Мужчины, женщины, дети мирно летели в отпуск в Австралию, Таиланд, Индонезию. Они смутно представляли, что на территории украинского государства разворачивается самый кровопролитный, а ещё самый затяжной и циничный конфликт, который может прервать этот полёт.

Через два с половиной часа полёта лайнер ещё не покинул пределов Европы. Прямо по курсу был грозовой фронт. Капитан воздушного судна, 44-летний Юджин Чочжин Леонг, имевший общий налёт более 12 тысяч часов и более 7 тысяч часов на самолётах данного типа, связался с наземными службами Днепропетровского района полётов, запросив разрешение уклониться от курса на 32 километра, чтобы обойти грозу.

Ему разрешили. КВС Юджин Леонг спросил, есть ли возможность подняться на 300 метров, заняв эшелон 340. Это позволило бы экипажу увеличить скорость и компенсировать отклонение от намеченного маршрута, вовремя прибыв в пункт назначения.

Однако сделать этого не удалось. В украинском воздушном пространстве в это время находилось большое количество самолётов. И 340-й эшелон, как назло, был занят другим бортом. Отклонивший запрос самолёта диспетчер Ещё через 18 минут констатировал, что самолёт рейса МН-17 вообще исчез с экранов радаров, не успев передать на Землю ни сигнал бедствия, ни сообщения о нештатной ситуации на борту. Наземные специалисты забили тревогу.

Самолёт упал на землю в районе села Грабово Донецкой области. Невдалеке от этого села расположен украинский городок областного значения — Торез, в прежние времена носивший название Чистяково.

Сбитый Боинг
Фото: Соцсети

С резким осуждением гибели сотен мирных людей, не имевших никакого отношения к трагедии, выступил тогдашний президент США Барак Обама, который заявил:

«Люди пали жертвой отвратительного преступления»

И с ним трудно не согласиться. Версия о том, что причиной мгновенно произошедшей трагедии была выпущенная ракета земля/воздух. Совет по безопасности Нидерландов, расположенный в Гааге, развернул свой офис в Киеве, начав плотное сотрудничество с украинскими следователями.

Сбитый Боинг
Фото: Соцсети

Сбор улик и поиск доказательств оказался очень непростой задачей, так как падение самолёта, следовавшего рейсом МН-17, произошло на территории, которая именно в 2014 году стала спорной. Там начались боевые действия, в результате которых был (случайно ли, умышленно ли – на этот вопрос предстоит дать ответ начавшемуся 9 марта 2020 года суду) сбит малазийский «Боинг».

Ведение боевых действий в зоне предполагаемого расследования затрудняло работу экспертов, которые, несмотря на сложности в работе, установили:

Самолёт развалился в воздухе

Точная причина катастрофы могла быть установлена только в случае проведения исследования обломков лайнера. Но доступа к месту трагедии следователям из Нидерландов не давали несколько дней подряд.

Искусственно создаваемые препоны и потерянное время не могли не сказаться на результатах сбора вещественных доказательств о причастности одной из противоборствующих в регионе сторон.

Никто из прибывших в Украину голландских следователей не терял время. В отсутствие доступа к обломкам, они отрабатывали иные версии случившегося. Самым тщательным образом собирались данные о погодных условиях, в которых приходилось лететь экипажу. Запрашивалась и обрабатывалась информация о технической исправности самолёта.

Проверялась каждая секунда пребывания самолёта в воздухе. Были затребованы сведения о личности каждого из 15-ти членов экипажа. В ожидании допуска к обломкам, прибывшие в Украину эксперты отработали даже совершенно невероятную версию – попадание метеорита.

Все выдвинутые теории не имели ни малейшего отношения к произошедшему в кошмарной реальности. Обнаруженные «чёрные ящики» были переданы малазийским властям (государству гражданской принадлежности самолёта).

Сбитый Боинг
Фото: Соцсети

Те, в свою очередь, отправили ящики в Совет безопасности Нидерландов. Из Голландии ящики переслали в Лондон, где на момент произошедшей аварии было лучшее оборудование по расшифровке бортовых самописцев. Расшифровывать, однако, было нечего.

Причина гибели самолёта к системе координат происходившего на борту не имела никакого отношения. Никаких неисправностей. Никакой нештатной ситуации. Всё случилось настолько быстро, что пилоты даже не успели среагировать хотя бы восклицанием, которое, безусловно, запечатлели бы «чёрные ящики».

Значит, или ракета или бомба

И всё же ракета или бомба на борту? В определённый момент речевой и бортовой самописцы просто выключились. Но за секунду до этого один из четырёх микрофонов, расположенных в кабине, зафиксировал два коротких шума, похожих на короткое и резко оборвавшееся в момент выключения самописцев пиканье.

Экспертам удалось определить, какой именно из микрофонов успел принять этот шум. Оказалось тот, который находился со стороны командира воздушного судна Юджина Леонга.

С помощью метода триангуляции удалось определить точку в пространстве, со стороны которой идёт неизвестный звук. Она была слева спереди – перед командиром воздушного судна и (главное!) за его бортом. То есть, роковое воздействие было сугубо внешним, а не внутренним

К месту падения «Боинга» экспертов всё ещё не пускали. Не исследуя обломки, было невозможно определить, чем именно оказался сбит самолёт. Впрочем, в распоряжении нидерландских следователей были тела, увезённые с места падения и отчёт судмедэксперта.

В телах пилотов были сотни однотипных осколков. И только в теле командира воздушного судна был обнаружены странный предмет, который имел форму песочных часов. Этот сравнительно крупный элемент был «говорящим» и многое говорил о виде оружия, которым сбили «Боинг».

Именно «песочные часы», извлеченные из тела Юджина Леонга были доказательством того, что самолёт был сбит ракетой. Но что-то определённое, по-прежнему, можно было говорить, только оказавшись на месте крушения.

Следователей пустили туда только через 4 месяца

4 ноября 2014 года нидерландские специалисты смогли приступить к работе на месте падения самолёта. В первую очередь их интересовали уцелевшие фрагменты кабины (исследование, проводившееся практически «вслепую», показало, что именно возле кабины произошёл взрыв).

Нидерландским экспертам предоставили минимум времени на сбор доказательств с места падения. От них требовали демонстрировать каждый найденный элемент. Работа комиссии на месте падения проходила в условиях, в которых никто из её членов никогда не работал. Следователями было найдено окно кабины, которое не разрушилось на мельчайшие осколки каким-то совершенно непонятным образом, но было пробито во многих местах, как решето.

Взрыв ракеты подтвердился. Обломки малазийского «Боинга» были доставлены в Нидерланды спустя беспрецедентно большой промежуток времени после трагедии, где был создан каркас, в точности повторявший форму самолёта. На него, по частичкам, накладывались обнаруженные на месте падения элементы.

Так, в Нидерландах начали собирать этот страшный пазл. Кропотливая реконструкция самолёта, начавшаяся с салона кабины и салона бизнес-класса, давала возможность определить, под каким углом попадания ракеты был поражён самолёт, как именно, доля секунды за долей секунды, происходило его разрушение.

Сбитый Боинг
Фото: Соцсети

Эти сведения представляли огромную ценность для объективного суда, который рано или поздно должен будет расставить все точки над i, определив, откуда именно, кто и когда произвёл выстрел, погубивший жизни трёх сотен человек, летевших на борту, нарушив законы войны и совершив преступление против человечности.

Среди фрагментов алюминиевого корпуса были куски стальной шрапнели. Первоначальные предположения подтвердились: «Боинг» был сбит. И точка его подрыва была левее кабины. Был проведён анализ всех существующих боеголовок на предмет выявления той, которая в момент поражения образует эту похожую на песочные часы шрапнель.

Оказалось, что в момент приближения ракеты к цели такую шрапнель даёт боеголовка зенитно-ракетного комплекса «Бук» (Россия)

Сбитый Боинг
Фото: Соцсети

Ракеты «Бука» подлетают к цели на скорости 3675 км/ч (три скорости звука).

Сбитый Боинг
Фото: Соцсети

Ответ на вопрос, откуда была запущена ракета, предстояло дать экспертам Национальной аэрокосмической лаборатории Нидерландов. Они смоделировали условия полёта, рассчитали траекторию её движения.

Спустя 15 месяцев после произошедшей трагедии Совет безопасности Нидерландов опубликовал итоги расследования. 9 марта 2020 года в Амстердаме, спустя почти 6 лет после катастрофы авиалайнера Malaysia Airlines, следовавшего рейсом 17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), начался суд.

Следствие полагает, что ответственность за случившееся должна понести Российская Федерация. Как считает международная следственная группа, состоящая из представителей Украины и стран, граждане которой были на борту, именно из РФ незадолго до трагедии был доставлен ЗРК «Бук». У независимых экспертов есть вопросы и к Украине, где в 2014 году почему-то упорно не хотели закрывать небо над Донбассом.

Позицию России в этом деле излагал президент РФ Владимир Путин, заявлявший, что российская сторона неоднократно предлагала сотрудничество в расследовании трагического инцидента, допущена, однако, не была, и поэтому не имеет оснований признавать результаты работы следственной группы.

Оппоненты Российской Федерации в этом деле аргументировано заявляют, что Россия не была допущена к следственным действиям, так как является одним из заинтересованных в исходе расследования лиц и поэтому не может быть беспристрастна.

Кто же сбил малазийский «Боинг»? Преднамеренно это было или нет? До того, как мы услышим слова правды и прозвучит вердикт суда, пройдут годы. Будет ли оправдана Россия, являющаяся ключевым подозреваемым в этом деле? Вполне возможно. Ведь обвинительный приговор в судах международной юрисдикции выносится только в том случае, если нет разумных оснований сомневаться в вине обвиняемого (конкретного лица). И процент оправдательных приговорах за рамками нашей системы координат намного выше единицы.

Родственники 298 погибших не кровожадны, не требуют расправы над теми, кто лишил их мужей и жён, родителей и детей, братьев и сестёр. Им просто важно, чтобы виновный взял на себя ответственность за произошедшее и перед ними извинился. Но мы-то знаем, что надежда на это крайне мала.

Такая история.

Поделиться
11 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ