Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Распутье отечественного судостроения

Ждать ли в России колёсного ренессанса?
29 июля, 2019 15:53
4 мин
Если спросить нашего современника, какие он знает колёсные пароходы, то, в лучшем случае он назовёт «Ласточку» из кинофильма «Жестокий романс» и «Севрюгу» из «Волга-Волга».
Может быть, кто-то вспомнит гонки колёсных пароходов по Миссисипи, описанные в произведениях Марка Твена и других американских писателей. В любом случае, у большинства россиян колёсные суда ассоциируются с далёким, едва ли не допотопным прошлым.
Тем больше будет их удивление, если они узнают, что колёсные суда в России проектируются и строятся. На заводе «Лотос» в Астраханской области (подразделение Объединённой судостроительной корпорации) строятся два колёсных круизных теплохода проекта ПКС-180 «Золотое кольцо», ещё три судна проекта ПКС-40 типа «Сура» эксплуатируются в Москве и Нижнем Новгороде. «Колёсные теплоходы», именно так…

Что это: дань стилю «ретро» или Россия уже не может позволить себе современные технологии и вынуждена обращаться к решениям и идеям двухвековой давности?

Источник
Попытаемся разобраться в том, какую нишу могут занимать колёсные суда в современных условиях, а для этого придётся ответить на вопрос почему гребной винт вытеснил колесо в качестве судового движителя?
Принцип действия и того и другого механизма принципиально одинаков: и колесо и винт «отталкиваются» от воды, которую можно считать неподвижной, за счёт чего судно движется вперёд (здесь мы не рассматриваем водомётный движитель, также основанный на использовании гребного винта, в его случае указанный принцип совмещается с принципом реактивного движения). Однако есть существенное различие: винт постоянно находится в воде, гребное же колесо погружено в неё примерно наполовину.
Гребные лопасти (плицы) проходят часть своего пути в воздухе, затем вновь погружаются в воду, притом погружаются горизонтально, испытывая сопротивление воды. Мощность, затрачиваемая на это, теряется понапрасну, не добавляя судну скорости. В результате чего КПД гребного винта оказывается существенно выше, чем у колеса. Рассматривались различные проекты усовершенствования гребных колёс, направленные на преодоление свойственных ему недостатков, однако принципиально они проблему не решали, только усложняли и утяжеляли конструкцию, делая её менее надёжной.

Между тем, на КПД свет клином не сошёлся. С точки зрения экономики важен не абстрактный КПД, а стоимость эксплуатации или даже стоимость всего жизненного цикла технической системы от начала проектирования до окончательной утилизации. И вот здесь уже ответ оказывается не таким уж однозначным, в первую очередь для речных судов

Источник
Во-первых, КПД гребного винта зависит от скорости вращения. Чтобы сделать его более-менее эффективным в разных режимах работы применяют винты переменного шага, лопасти которого поворачиваются под разными углами к потоку в зависимости от скорости вращения. Винт превращается в сложный и дорогой механизм. Это приемлемо для океанских судов: лайнеров, супертанкеров, военных кораблей, винты которых иногда имеют размер трёхэтажного дома. Но на речных судах, где часто приходится применять т. н. маневренный режим, постоянно менять скорость движения, мы оказываемся перед альтернативой: либо ставить дорогой, требующий сложного технического обслуживания винт переменного шага, либо смириться с его неэффективным использованием, а в этом случае средний КПД винта оказывается сравнимым с гребным колесом. Кроме того, практическая независимость КПД колеса от скорости позволяет управлять им просто меняя тягу двигателя, как на автомобиле. А если применить схему электродвижения, как это и реализовано в проекте ПКС-180, как… на электромобиле. Между тем, для круизного судна во главу угла ставится не скорость, а комфорт пассажиров, и здесь плавность хода имеет существенное значение.
Во-вторых, колёсный движитель позволяет строить суда существенно меньшей осадкой, чем винтовые. Для «Золотого кольца» это 120 см, для «Суры» – 60 см. Вдумайтесь, это не катера, не речные трамвайчики, раскачивающиеся на любой волне, а суда комфортом соответствующие 3-4 звёздной гостинице. Это позволяет ходить не только по центральному волжскому фарватеру, но и двигаться вдоль берега, вплоть до возможности причалить к необорудованному берегу и высадить пассажиров с аппарельного трапа, как предусмотрено на «Суре». Между прочим, это технология двойного назначения…
И в-третьих, ремонт винта обязательно требует докования: установки судна в сухой или плавучий док, с которыми в современной России не всё обстоит благополучно. Гребное колесо может быть демонтировано на плаву (требуется автокран) и отремонтировано на не самом продвинутом металлообрабатывающем заводе.

Что из этого следует? Многочисленные прогнозы говорят о том, что шестой технологический уклад, основы которого возникают уже сейчас, будет использовать узкие нишевые решения, в отличие от универсальных, характерных для предыдущих технологических укладов. И колёсные суда прекрасно вписываются в эту концепцию. Это соответствует давно известному инженерному правилу: «компромиссное решение совмещает в себе недостатки обеих альтернатив без их специфических достоинств». Для круизных судов важна не скорость, а комфорт пассажиров, возможность вблизи рассмотреть достопримечательности (и выложить, конечно же, в «фейсбук», «контактик» или «инстаграм»), удобство и простота технического обслуживания

Источник
Кроме того, нельзя не сказать ещё об одной нише, в которой могут найти себя колёсные суда: речные буксиры. Высокая манёвренность, возможность развернуться практически «на пятачке» и высокий момент силы, напрямую связанный с независимостью КПД от скорости, делает такую схему весьма привлекательной. Более того, старые колёсные буксиры ещё советской постройки продолжают эксплуатироваться даже сейчас на сибирских реках! Малая осадка колёсных судов является здесь дополнительным преимуществом: сибирские реки, текущие в основном в зоне вечной мерзлоты, такие как Лена, Алдан, Индигирка, Колыма широки, но не глубоки, их русла изобилуют блуждающими мелями, что затрудняет использование винтовых судов.

Получается, что колёсные суда мало того, что не изжили себя, но имеют вполне определённую и устойчивую область применения, просто современный читатель, мало интересующийся техникой, не замечает такие подробности, если они не попадают на первые страницы интернет-порталов и в топы новостей

Источник
Каковы экспортные перспективы для колёсных судов российских проектов? Здесь надо держать в голове, что речные суда немореходны, и поэтому экспортироваться по морю не могут. Поэтому в плане экспорта мы ограничены бассейнами Чёрного, Балтийского, Каспийского и, быть может, Средиземного морей. Но в Европейском Союзе собственная развитая судостроительная промышленность, для которой российская, к сожалению, не конкурент. Может быть российские речные суда были бы интересны для Украины, но это требует политической нормализации между нашими странами. Казалось бы – тупик. Но, экспортировать можно не только готовые суда, но и проекты. В таком случае круг заинтересованных держав расширяется: здесь могут быть и Индия, и Китай, Бразилия, Аргентина, Парагвай, страны центральной и южной Африки. Все страны БРИКС, к примеру. Но, чтобы успешно продавать проект необходимо самим его эксплуатировать на протяжении хотя бы 2-3 лет, когда «вылезут» недостатки первоначального проекта и появится возможность их исправить.

И в заключение: как обстоят дела с колёсными судами у нашего «заядлого партнёра», Соединённых Штатов?

Источник
А там с ними оказывается всё в порядке. По Миссисипи и Великим озёрах ходят полтора десятка колёсных лайнеров разного возраста, от 5-7 летних до 30-40 летних. Эти плавучие отели, сочетающие роскошь XIX в. с комфортом XXI в. служат своеобразным мостом соединяющим прошлое Североамериканских Соединённых Штатов с их будущим.
Так что же, ожидать нам гонок колёсных судов на Волге, показанных нам в «Жестоком романсе»? Ответ зависит только развития отечественного речного судостроения и судостроения вообще.
Автор: Сергей Шилов
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ