Рабочий тронется — перрон останется
5 мин чтения
Вагоносборочный цех Тверского вагоностроительного завода. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

 

Вагоносборочный цех Тверского вагоностроительного завода. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС  

Тверской вагоностроительный завод готовится к массовым сокращениям сотрудников

Тверской вагоностроительный завод опять «вошел в штопор»: с 9 февраля по 10 марта сотрудники отправлены в неоплачиваемый отпуск, объявлено о скором сокращении 1967 человек, рабочие планируют масштабную акцию в центре Твери. В ноябре прошлого года «Русская планета» рассказывала о проблемах завода: из-за задержек с перечислением денег от крупнейшего заказчика, ОАО «Федеральная пассажирская компания», предприятие оказалось на грани закрытия, а коллектив предприятия собирался митинговать. Тогда ситуацию удалось «разрулить»: деньги пошли, митинг отменили, руководство пообещало найти новые заказы.

«Случившееся повергло всех в шок»

— Весь прошлый год был непростым: завод останавливался, сокращалась рабочая неделя, падали объемы производства. В 2014-м было издано два приказа о режиме работы в новом году, они также не внушали оптимизм: в первом говорилось об отпуске в январе без сохранения зарплаты, об отпуске с 1 по 11 мая и о переходе на неполную рабочую неделю с 1 июля по 31 декабря. Во втором, более позднем, вносились коррективы: в январе отдыхаем с 1 февраля по 30 апреля и с 1 июня по 31 июля работаем в режиме неполной рабочей недели. Но после выхода из двухмесячного отпуска коллектив ожидали два приказа о грядущем сокращении и простое. В итоге с начала года ТВЗ проработал всего четыре дня, — восстанавливает хронику событий председатель профкома ТВЗ Лидия Жарняк. — Сначала профкому предложили подписать приказ о сокращении — я отказалась. Потом появилось соглашение о гарантиях: в нем говорилось, что в целях сохранения рабочих мест руководство обязуется сократить не более 1967 человек, то есть почти треть коллектива. Случившееся повергло всех в шок: люди вышли после долгого отпуска на работу, а тут такой сюрприз… Поэтому профсоюзный комитет единогласно принял решение не подписывать данные документы.

В первую же неделю февраля тем, кто попал под сокращение, начали вручать уведомления. От такого поворота событий у некоторых сдали нервы… Кто-то  решил увольняться по соглашению сторон, получая две выплачиваемые работодателем зарплаты. Но многие сотрудники стала отстаивать свои  права, говоря о неправомерности вручения уведомлений.

Двухэтажный поезд на Ленинградском вокзале. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

«Они не считают нас за людей. Делай с нами, что хочешь, хочешь  —  рост зарплаты заморозь, хочешь — сократи... И всему есть причина. Так будет, пока мы будем молчать. Надо требовать у правительства господдержку нашему заводу!», «Путин сказал, что надо свое всё производить. А что делают с заводом?! Людей кидают в бездну. А ведь наша Тверь находится под боком у Москвы. Верить некому. Но надо выдвигать требования в нашу защиту», — плодятся возмущенные комментарии в группе ТВЗ в социальной сети «ВКонтакте».

Выпустить пар рабочие намерены 20 февраля на митинге. На листовках-приглашениях, развешанных по всему предприятию, крупно напечатано: «Заставь уважать себя!!!» На громкое мероприятие организаторы хотят позвать вице-спикера Госдумы Владимира Васильева и члена фракции КПРФ в Госдуме Вадима Соловьева. Как федеральные политики отреагируют на приглашение вагоностроителей, неясно, зато известно другое  — представители тверской оппозиции разворачивают знамена и готовятся присоединиться к рабочим. Социально-экономическая проблема незаметно переводится в политическую плоскость: звучит критика в адрес руководства области и города. От чиновников требуют найти заказы для ТВЗ или трудоустроить сотрудников, которые будут сокращены.

«Это федеральная повестка дня»

— Чтобы спасти ТВЗ, нужны заказы, а главный заказчик  —  ОАО «ФПК», входящее в ОАО «РЖД», — сейчас живет в режиме экономии. Нужно отдать должное руководству завода, которое так долго находило возможности для выживания. Совсем недавно по телеканалам прошли сюжеты о двухэтажных тверских вагонах, которые «забегали» между Питером и Москвой: несмотря ни на что, создавался инновационный продукт. Находились и дополнительные контракты. Но сейчас ситуация сложнее, и на уровне региона нет действенных рычагов ее решения. Речь о предприятии с миллиардными оборотами, которое включено в масштабную экономическую схему: это уже не региональная, а федеральная повестка дня. Объясните, как область может повлиять на торговые дома, где «взвинчиваются» цены на комплектующие? А ведь это сказывается на стоимости вагонов и делает завод менее конкурентоспособным… Не хочется лишний раз говорить об ОАО «РЖД», но есть свежая история с отменой электричек. Президент вмешался —  электрички вернули. Теперь хотелось бы такого же вмешательства и в происходящее в нашем вагоностроении, — говорит депутат Законодательного собрания Тверской области, в прошлом сотрудник ТВЗ Сергей Рогозин.

Скандал с электричками упоминают и рабочие-вагоностроители. Здесь давно шутят: мол, куда ни кинь — всюду клин. Сохранение электричек в полном объеме означает дополнительную финансовую нагрузку на ОАО «РЖД» и ее «дочку» ОАО «ФПК». Потратят деньги на перевозки — не станут заказывать вагоны. Но добраться на работу многие сотрудники ТВЗ могут только на электричках. Да и зачем тогда местные конструкторы разрабатывали новые современные электропоезда? Так выглядит порочный круг, в котором оказалось российское вагоностроение.

Лидия Жарняк. Фото: Юлия Овсянникова / «Русская планета»

Проблемами в экономике объясняется и приказ о месячном простое, изданный руководством ТВЗ в конце января. В нем говорится о дефиците свободных оборотных средств, сложившемся из-за резкого удорожания кредитных ресурсов, о росте цен на материалы и комплектующие, о падении объема производства на 50 % в сравнении с прошлым годом и о неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической обстановке. Слова «кризис» в документе нет, но сотрудники завода, конечно, понимают, что кроется за витиеватыми формулировками.

— Кредитные ресурсы подорожали почти в три раза, и потенциальные заказчики пересматривают и приостанавливают свои инвестиционные программы. У них нет денег на заказы. Не будем забывать, что и ТВЗ пользовался кредитными ресурсами: сейчас ставки выросли до 25-30 % годовых, а некоторые банки под различными предлогами вообще отказывают в выдаче кредитов. Ситуация в банковской сфере бьет не только по ТВЗ, но и по всем предприятиям, входящим в ЗАО «Трансмашхолдинг»: часть из них сейчас простаивает, часть перешла на неполную рабочую неделю, на многих изданы приказы о сокращениях до 30% персонала, — пояснили РП в пресс-службе вагоностроительного завода.

Добавим: тревожная информация сейчас приходит и с «Уралвагонзавода», который является еще одним акционером ТВЗ: его сотрудников отправляют в вынужденные отпуска и сокращают. Похоже, речь идет уже не о частной, локальной проблеме, а о системном сбое в целой отрасли.  

Спасение утопающих  —  дело рук самих утопающих?

Сейчас на ТВЗ можно увидеть непривычную картину: нет утренних и вечерних столпотворений на ближайшей остановке общественного транспорта, не протоптаны снежные тропинки, в коридорах тишина, а редкие рабочие, которых вызывают на сборку вагонов по уже оплаченным контрактам отдельными приказами, курят перед проходной в хмуром молчании.

— У нас есть целые семьи вагоностроителей. На многих «висит» ипотека, все набрали кредиты — как выжить в этой ситуации? Ведь зарплаты из-за простоев и отпусков все время сокращались, а сейчас маячит угроза сокращения… Разве это не трагедия? — просит вспомнить о людях Лидия Жарняк.

За спиной у председателя профкома висит стенд. На нем мелом в столбик подсчитаны «остатки» коллектива после будущих сокращений и новые рабочие графики: вычитают на этом стенде в последнее время куда чаще, чем складывают. Комментарии и интервью, которые раздают представители местного профсоюза, звучат, как боевые сводки:

— Приняты решения: не подписывать предложенное руководством соглашение, послать во все органы власти письма о состоянии дел на заводе, распространить через СМИ обращение к жителям Твери, направить в администрацию города уведомление о проведении митинга, сформировать комиссии, которые будут решать, кто попадет под сокращение. Пусть все будет по закону.

Из местной бухгалтерии доносится приглашение заглянуть на обед, составить компанию:

— Попьем чайку. Есть овсянка на воде. Хотите?

На мои шутки про диету сотрудницы реагируют с горькой иронией: мол, у всех диета добровольная, а на ТВЗ вынужденная. Поминается правительство, Якунин, областные и городские чиновники. Здесь очень обижены на власть и все же продолжают на нее надеяться: в конце января на заводе побывал высокий гость из столицы  —  заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дутов, а недавно предприятие было включено в список системообразующих в стране. В перспективе это сулит заводу финансовую антикризисную помощь, но придет ли спасение вовремя?

— Настораживает формулировка в преамбуле к перечню системообразующих организаций, опубликованном на сайте Минэкономразвития: «Включение предприятия в список не является гарантией оказания государственной поддержки», — беспокоятся в профкоме. — Главный вопрос сейчас: когда? Что если кризис закончится, предприятие получит заказы, а выполнять их будет уже некому? Тот, кто покидает профессию, обычно в нее не возвращается. Так мы все-таки планируем ездить по нашей огромной стране или ходить пешком от Владивостока до Калининграда? 

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Таких артистов сегодня уже не делают» Далее в рубрике «Таких артистов сегодня уже не делают»Народный артист СССР Владимир Зельдин отмечает 100-летний юбилей Читайте в рубрике «Бизнес» «Диплом перестал быть основным документом для работодателей»Итоги года на форуме «Национальная система квалификаций России» «Диплом перестал быть основным документом для работодателей»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
15 февраля 2015, 10:45
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
12 февраля 2015, 09:48
Пора перепрофилировать завод и начинать выпускать оружие. Что еще остается делать в мире, охваченном приготовлениями к войне?
11 февраля 2015, 13:09
Мы все понимаем негодование рабочих, по понятным причинам никто не хочет лишаться работы, но ведь мера вынужденная и если не сделать это, то угроза нависнет над всем заводом, а не только над частью его рабочих.
10 февраля 2015, 22:58
Таки я не понял - о каком импортзамещении и возрождении отечественной промышленности там "в верхах" еще совсем недавно шла речь, ни кто не напомнит...?
На фоне всего этого как-то не похоже, чтобы что-то замещалось и развивалось...
11 февраля 2015, 23:18
да все потихоньку замещается, а вы чего ждали, что вот так сразу, просыпаемся, и все вокруг российского производства. это здорово конечно, но так увы не бывает
12 февраля 2015, 16:35
Хочется надеяться что вы правы, но пока что как-то незаметно.
10 февраля 2015, 16:49
Жизнь штука сложная, одни парадоксы, предприятие в минус работать не может, например завод Хитачи открыл в Тверской области завод по производству экскаваторов, но сейчас они продаются плохо, и потому завод на три месяца встал, людей отправили в вынужденные отпуска, с половиной зп. И собственника карман не резиновый, и работяге надо семью кормить
12 февраля 2015, 16:32
А сейчас, после того как в России законодательно было запрещено использование импортной строительной техники в гос.заказах, продаваться они будут ещё хуже. Но запретить импорную технику - это одно, а начать выпускать конкурентноспособные отечественные аналоги - совсем другое!
10 февраля 2015, 22:18
Экскаваторы не вагоны. А подвижной состав у нас в стране изношен весьма. Почему не меняется? А потому что никому это не нужно. РЖД ни за что не отвечает. Вот там и нужно искать проблему, на мой взгляд.
12 февраля 2015, 16:34
Вот именно! Только бабло горазды "осваивать"!
11 февраля 2015, 08:54
В России эксплуатируется около 1 млн железнодорожных вагонов. В 2003 году железнодорожной монополии принадлежало 78% парка грузовых вагонов. Сегодня доля РЖД сократилась примерно до 30%. Такова стратегия реформы отрасли. В руках государства должна остаться инфраструктура, а подвижной состав перейдет по большей части в руки новых собственников. А у собственников какая задача - выжать как можно больше прибыли при наименьших затратах. Кому оно нужно - ваше обновление?

Немного неуместное сравнение - вспомните затонувшую "Булгарию" - то же самое - судно эксплуатировали на износ.
10 февраля 2015, 15:29
Жалко их конечно , тверских работяг.. Но кому сейчас легко, извините? А лишние вагоны за государственные деньги клепать тоже негодицо.

Пусть их манагеры теперь ищут рынки сбыта, а то привыкли сидеть на шее у Путина...
12 февраля 2015, 16:27
Развивать железнодорожную транспортную сеть надо, переводить большую часть грузоперевозок именно на ж/д транспорт - тогда и вагоны "лишними" не будут!
10 февраля 2015, 22:14
Если кто и сидит на шее у Путина, так это руководство РЖД. Ежегодно им выделяют деньги громадные - там миллиарды бюджетных денег, куда это все девается? Расходится по частным аффилированным конторам? А потом Якунин доходы свои не раскрывает, потому что там суммы астрономические?
10 февраля 2015, 15:00
Похоже, у них там действительно все плохо. Даже снег не чистят(((
10 февраля 2015, 22:56
Это не только "у них". Вагоностроительный завод - это предприятие стратегического значения, а значит дела плохи у всех нас...
11 февраля 2015, 14:14
Да в последние годы РЖД одни проблемы создает, а до этого строило целые микрорайоны железнодорожные в городах....Все это наводит на мысли о том, что раньше не воровали, а сейчас во главе квази жадный человек...
12 февраля 2015, 16:20
Подозреваю, что за счёт этих "социальных" строек чиновники РЖД скорее всего попросту занимались "отмыванием" средств, откладывая солидную часть из них к себе в карман!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!