Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Рабочий тронется — перрон останется

Тверской вагоностроительный завод готовится к массовым сокращениям сотрудников

Юлия Овсянникова
10 февраля, 2015 17:03
10 мин

Вагоносборочный цех Тверского вагоностроительного завода. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
 

Тверской вагоностроительный завод опять «вошел в штопор»: с 9 февраля по 10 марта сотрудники отправлены в неоплачиваемый отпуск, объявлено о скором сокращении 1967 человек, рабочие планируют масштабную акцию в центре Твери. В ноябре прошлого года «Русская планета» рассказывала о проблемах завода: из-за задержек с перечислением денег от крупнейшего заказчика, ОАО «Федеральная пассажирская компания», предприятие оказалось на грани закрытия, а коллектив предприятия собирался митинговать. Тогда ситуацию удалось «разрулить»: деньги пошли, митинг отменили, руководство пообещало найти новые заказы.
«Случившееся повергло всех в шок»
— Весь прошлый год был непростым: завод останавливался, сокращалась рабочая неделя, падали объемы производства. В 2014-м было издано два приказа о режиме работы в новом году, они также не внушали оптимизм: в первом говорилось об отпуске в январе без сохранения зарплаты, об отпуске с 1 по 11 мая и о переходе на неполную рабочую неделю с 1 июля по 31 декабря. Во втором, более позднем, вносились коррективы: в январе отдыхаем с 1 февраля по 30 апреля и с 1 июня по 31 июля работаем в режиме неполной рабочей недели. Но после выхода из двухмесячного отпуска коллектив ожидали два приказа о грядущем сокращении и простое. В итоге с начала года ТВЗ проработал всего четыре дня, — восстанавливает хронику событий председатель профкома ТВЗ Лидия Жарняк. — Сначала профкому предложили подписать приказ о сокращении — я отказалась. Потом появилось соглашение о гарантиях: в нем говорилось, что в целях сохранения рабочих мест руководство обязуется сократить не более 1967 человек, то есть почти треть коллектива. Случившееся повергло всех в шок: люди вышли после долгого отпуска на работу, а тут такой сюрприз… Поэтому профсоюзный комитет единогласно принял решение не подписывать данные документы.
В первую же неделю февраля тем, кто попал под сокращение, начали вручать уведомления. От такого поворота событий у некоторых сдали нервы… Кто-то  решил увольняться по соглашению сторон, получая две выплачиваемые работодателем зарплаты. Но многие сотрудники стала отстаивать свои  права, говоря о неправомерности вручения уведомлений.
Двухэтажный поезд на Ленинградском вокзале. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
«Они не считают нас за людей. Делай с нами, что хочешь, хочешь  —  рост зарплаты заморозь, хочешь — сократи... И всему есть причина. Так будет, пока мы будем молчать. Надо требовать у правительства господдержку нашему заводу!», «Путин сказал, что надо свое всё производить. А что делают с заводом?! Людей кидают в бездну. А ведь наша Тверь находится под боком у Москвы. Верить некому. Но надо выдвигать требования в нашу защиту», — плодятся возмущенные комментарии в группе ТВЗ в социальной сети «ВКонтакте».
Выпустить пар рабочие намерены 20 февраля на митинге. На листовках-приглашениях, развешанных по всему предприятию, крупно напечатано: «Заставь уважать себя!!!» На громкое мероприятие организаторы хотят позвать вице-спикера Госдумы Владимира Васильева и члена фракции КПРФ в Госдуме Вадима Соловьева. Как федеральные политики отреагируют на приглашение вагоностроителей, неясно, зато известно другое  — представители тверской оппозиции разворачивают знамена и готовятся присоединиться к рабочим. Социально-экономическая проблема незаметно переводится в политическую плоскость: звучит критика в адрес руководства области и города. От чиновников требуют найти заказы для ТВЗ или трудоустроить сотрудников, которые будут сокращены.
«Это федеральная повестка дня»
— Чтобы спасти ТВЗ, нужны заказы, а главный заказчик  —  ОАО «ФПК», входящее в ОАО «РЖД», — сейчас живет в режиме экономии. Нужно отдать должное руководству завода, которое так долго находило возможности для выживания. Совсем недавно по телеканалам прошли сюжеты о двухэтажных тверских вагонах, которые «забегали» между Питером и Москвой: несмотря ни на что, создавался инновационный продукт. Находились и дополнительные контракты. Но сейчас ситуация сложнее, и на уровне региона нет действенных рычагов ее решения. Речь о предприятии с миллиардными оборотами, которое включено в масштабную экономическую схему: это уже не региональная, а федеральная повестка дня. Объясните, как область может повлиять на торговые дома, где «взвинчиваются» цены на комплектующие? А ведь это сказывается на стоимости вагонов и делает завод менее конкурентоспособным… Не хочется лишний раз говорить об ОАО «РЖД», но есть свежая история с отменой электричек. Президент вмешался —  электрички вернули. Теперь хотелось бы такого же вмешательства и в происходящее в нашем вагоностроении, — говорит депутат Законодательного собрания Тверской области, в прошлом сотрудник ТВЗ Сергей Рогозин.
Скандал с электричками упоминают и рабочие-вагоностроители. Здесь давно шутят: мол, куда ни кинь — всюду клин. Сохранение электричек в полном объеме означает дополнительную финансовую нагрузку на ОАО «РЖД» и ее «дочку» ОАО «ФПК». Потратят деньги на перевозки — не станут заказывать вагоны. Но добраться на работу многие сотрудники ТВЗ могут только на электричках. Да и зачем тогда местные конструкторы разрабатывали новые современные электропоезда? Так выглядит порочный круг, в котором оказалось российское вагоностроение.
Лидия Жарняк. Фото: Юлия Овсянникова / «Русская планета»
Проблемами в экономике объясняется и приказ о месячном простое, изданный руководством ТВЗ в конце января. В нем говорится о дефиците свободных оборотных средств, сложившемся из-за резкого удорожания кредитных ресурсов, о росте цен на материалы и комплектующие, о падении объема производства на 50 % в сравнении с прошлым годом и о неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической обстановке. Слова «кризис» в документе нет, но сотрудники завода, конечно, понимают, что кроется за витиеватыми формулировками.
— Кредитные ресурсы подорожали почти в три раза, и потенциальные заказчики пересматривают и приостанавливают свои инвестиционные программы. У них нет денег на заказы. Не будем забывать, что и ТВЗ пользовался кредитными ресурсами: сейчас ставки выросли до 25-30 % годовых, а некоторые банки под различными предлогами вообще отказывают в выдаче кредитов. Ситуация в банковской сфере бьет не только по ТВЗ, но и по всем предприятиям, входящим в ЗАО «Трансмашхолдинг»: часть из них сейчас простаивает, часть перешла на неполную рабочую неделю, на многих изданы приказы о сокращениях до 30% персонала, — пояснили РП в пресс-службе вагоностроительного завода.
Добавим: тревожная информация сейчас приходит и с «Уралвагонзавода», который является еще одним акционером ТВЗ: его сотрудников отправляют в вынужденные отпуска и сокращают. Похоже, речь идет уже не о частной, локальной проблеме, а о системном сбое в целой отрасли.  
Спасение утопающих  —  дело рук самих утопающих?
Сейчас на ТВЗ можно увидеть непривычную картину: нет утренних и вечерних столпотворений на ближайшей остановке общественного транспорта, не протоптаны снежные тропинки, в коридорах тишина, а редкие рабочие, которых вызывают на сборку вагонов по уже оплаченным контрактам отдельными приказами, курят перед проходной в хмуром молчании.
— У нас есть целые семьи вагоностроителей. На многих «висит» ипотека, все набрали кредиты — как выжить в этой ситуации? Ведь зарплаты из-за простоев и отпусков все время сокращались, а сейчас маячит угроза сокращения… Разве это не трагедия? — просит вспомнить о людях Лидия Жарняк.
За спиной у председателя профкома висит стенд. На нем мелом в столбик подсчитаны «остатки» коллектива после будущих сокращений и новые рабочие графики: вычитают на этом стенде в последнее время куда чаще, чем складывают. Комментарии и интервью, которые раздают представители местного профсоюза, звучат, как боевые сводки:
— Приняты решения: не подписывать предложенное руководством соглашение, послать во все органы власти письма о состоянии дел на заводе, распространить через СМИ обращение к жителям Твери, направить в администрацию города уведомление о проведении митинга, сформировать комиссии, которые будут решать, кто попадет под сокращение. Пусть все будет по закону.
Из местной бухгалтерии доносится приглашение заглянуть на обед, составить компанию:
— Попьем чайку. Есть овсянка на воде. Хотите?
На мои шутки про диету сотрудницы реагируют с горькой иронией: мол, у всех диета добровольная, а на ТВЗ вынужденная. Поминается правительство, Якунин, областные и городские чиновники. Здесь очень обижены на власть и все же продолжают на нее надеяться: в конце января на заводе побывал высокий гость из столицы  —  заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дутов, а недавно предприятие было включено в список системообразующих в стране. В перспективе это сулит заводу финансовую антикризисную помощь, но придет ли спасение вовремя?
— Настораживает формулировка в преамбуле к перечню системообразующих организаций, опубликованном на сайте Минэкономразвития: «Включение предприятия в список не является гарантией оказания государственной поддержки», — беспокоятся в профкоме. — Главный вопрос сейчас: когда? Что если кризис закончится, предприятие получит заказы, а выполнять их будет уже некому? Тот, кто покидает профессию, обычно в нее не возвращается. Так мы все-таки планируем ездить по нашей огромной стране или ходить пешком от Владивостока до Калининграда? 
темы
10 мин