Новости – Общество
Общество
Пятая автоколонна
Грузовые автомобили, занявшие на МКАД три полосы. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Либеральная оппозиция, опираясь на глупость и жадность чиновников, готовит для России «Автомайдан»
8 декабря, 2015 14:40
7 мин
Социологи фонда «Петербургская политика» в своем исследовании вынесли «приговор» региональным элитам: те в большинстве своем оказались не готовы к нынешней всероссийской протестной акции дальнобойщиков, выступающих против введения системы тарификации за проезд по федеральным трассам «Платон».
Как следует из опубликованного и представленного вниманию прессы заключения, власти ни на региональном, ни на федеральном уровне не предусмотрели все те социальные риски, что несет в себе внедрение системы. Акции протестов с той или иной периодичностью проходят сразу в нескольких десятках российских регионов, встречая, добавим уже от себя, не всегда адекватную реакцию местных властей.
Очевидно, не имея внятных инструкций из центра, областные и краевые власти действуют по своему усмотрению. Так, на днях губернатор Архангельской области Игорь Орлов в своем эмоциональном выступлении «заподозрил» недовольных внедрением «Платона» в «безмозглости». Неоднозначной можно считать и реакцию президентского полпреда в УрФО Игоря Холманских. Чиновник, сам пришедший во власть «от сохи», не стал почем зря оскорблять водителей и владельцев высокотоннажных фур, но заметил, что они «испытывают политическую систему на прочность».
А мужики-то не знают
Логичный вопрос: кто именно испытывает? Точно ли сами водители и владельцы фур? Вопрос на самом деле не риторический. Ответ на него начинаем искать в следующем ярком региональном сюжете: протестная акция дальнобойщиков в Екатеринбурге разительно отличалась от прочих подобных уже тем, что ее почтил своим участием глава города Евгений Ройзман. Сам он к движению дальнобойщиков имеет предельно отдаленное отношение, зато самое прямое к либеральной оппозиции — к движению пресловутых белоленточников. А вот эти ребята как раз на разного рода испытаниях на прочность не одну собаку съели.
Тут очень кстати вспоминается афоризм польского философа Станислава Ежи Леца: «Некрасиво подозревать, когда вполне уверен». Нет практического смысла гадать, что же двигало мэром Екатеринбурга, когда он шел в народ, но то, что его участие придало конкретно этому мероприятию и всему протестному движению дальнобойщиков пикантный оттенок, несомненно.
В том, что тему с дальнобойщиками неизбежно и с жаром подхватит либеральная оппозиция, сомневаться не приходилось. И подхватила. Рукопожатная компания — от безымянного блогера из уютного «Жан-Жака» до публициста Юлии Латыниной — бросилась жалеть бедных водителей большегрузов, которые должны стать ударной силой, что принесет куда-нибудь на Манежную площадь свои автопокрышки и устроит власти свой «Страшный Суд».
Но вот только это еще большой вопрос, являются ли честные труженики дорог, говоря юридическим языком, надлежащими истцами? По ним ли в конечном счете ударит пресловутый «Платон»? Углубляясь в вопрос, читая в Сети полные тревог и сострадания «публицистические выкладки», несложно понять, что фактуры нет. «Платон» — сырая, несовершенная и, вообще, во многих других отношениях мутная система, но как и почему она затрагивает интересы дальнобойщиков — загадка. Просто предлагается без лишней рефлексии поверить в то, что трудягу «за баранкой» власть готова обобрать до нитки.
Акция протеста дальнобойщиков у офиса системы взимания платы «Платон». Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
В то, что «Платон» никак не справится с декларируемой задачей развития дорожной инфраструктуры, не верит и председатель комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ Олег Дунаев. «За все это в итоге будет расплачиваться конечный потребитель, поскольку все оперативные издержки будут закладываться в оптовую и затем розничную цену товаров. И все это на фоне падающего спроса», — сказал эксперт «Русской планете».
В том-то и заключается грустная ирония, что пострадавшей стороной здесь выступает как раз конечный потребитель, приобретающий товар на рынке или в супермаркете, но никак не дальнобойщик как среднее звено в цепочке от производителя до покупателя. Оперативные расходы перевозчика неизбежно закладываются в отпускную стоимость товара, «платоновскую» надбавку можно без особого труда рассчитать, имея под рукой калькулятор, а также зная прежнюю стоимость перевозки (до внедрения «Платона»), новую стоимость с уже действующей системой (1 рубль 53 копейки за километр на длину пути) и количество перевозимого груза. Дальнобойщик называет цену с учетом новых издержек и весело отправляется в долгий путь, а расходы ложатся прямиком на всех нас — покупателей, с грустью рассматривающих ценники.
Кому это выгодно?
Потребитель страдает, причем страдает почем зря, ведь внедренной системе тарификации уже имеется разработанная более щадящая для наших карманов альтернатива в виде топливного акциза — фиксированной суммы, которая уплачивается при заправке фур. Председатель думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков в интервью РП в связи с этим обратил внимание на явную избыточность параллельного введения системы покилометровой платы.
Но кому-то эта «избыточность» — просто елей на душу. Можно, конечно, ударяться в глубокую конспирологию и утверждать, что нынешние протесты дальнобойщиков инициированы и расписаны по ролям в Госдепартаменте, если не видеть очевидного: своя же власть «на местах» подкидывает дровишки в костер протеста, не утруждая себя заботой через общедоступные каналы информации «на пальцах» объяснить протестующим, что лично они ничего не потеряют.
Пока что пробел остается пробелом. Вот и председатель Челябинского клуба дальнобойщиков Кирилл Карташов в интервью «Русской планете» фактически пересказал своими словами один из недавних эфиров на «Эхе Москвы»: государство-де лезет в карман простым мужикам-трудягам, а ввиду серьезной конкуренции сильно завышать стоимость рейсов не получится. Уточняющий же вопрос, каким образом указанное обстоятельство потревожит карман конкретного водителя, безнадежно утонул в описаниях особенностей эксплуатации изношенных грузовых фур…
Конечно, авторов сценария «автомайдана» можно похвалить за креатив. Все же придумали, как подступиться к простым и местами суровым мужикам, бесконечно чуждым эстетики «хомячков Навального», несущим в себе недюжинный протестный потенциал, но при этом, увы, слишком полагающимся на сторонние вбросы мнений. Они думают о семьях и нервно реагируют на угрозы дополнительных поборов, но при этом бесконечно далеки от политтехнологических изысков и не всегда способны хребтом ощутить, что «втемную» отрабатывают написанный без их ведома сценарий.
В этом сценарии пока что есть место им самим, но можно не сомневаться, что ушлые авторы сего увлекательного «экшена» скоро отбросят «отработанную ступень» и попытаются использовать накопленную инерцию протеста. Накопленную, увы, не без помощи явно тоскующей по переменам чиновничьей прослойки, кем-то метко поименованной «шестой колонной»…
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости