Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

«Пьяные» ДТП ударили по статистике

Число погибших по вине нетрезвых водителей значительно возросло
Владимир Лактанов
3 мин
Фото: Oliver Hoslet / EPA / ТАСС
Снижение смертности на дорогах в текущем году, предусмотренное указом президента от 7 мая 2012 года, не достигнуто. Таковы данные отчета Счетной палаты за 2014 год. Глава ведомства Татьяна Голикова представит документ Совету Федерации и Госдуме 22 мая. «Русская планета» ознакомилась с цифрами, которые приводятся в этом отчете.
По информации Счетной палаты, в прошлом году снизить смертность на дорогах не удалось из-за роста на 21,6% числа ДТП, совершенных пьяными водителями. В таких авариях погибли 3420 человек (что на 47,8% больше, чем в 2013 году) и ранены 23 245 человек, что превышает показатель 2013 года на 19,9%.
ГИБДД опубликовала на своем сайте данные, из которых следует, что за период с апреля 2012 по апрель 2013 года во всех авариях погибли 5856 человек. За следующий год (с апреля 2013 по апрель 2014) аварии стали причиной гибели 6459 человек. Свежие данные за апрель 2014 – апрель 2015 года показали, что «пьяные» ДТП стали причиной смерти 5714 человек. Таким образом, получается, что рост смертности от аварий, связанных с пьяными водителями, идет вместе с уменьшением количества погибших во всех ДТП. Но корректно сравнить данные ведомств сложно, поскольку Счетная палата оперирует статистикой за календарный год, ГИБДД же сообщает данные за год с апреля по апрель.
Напомним, что в июле 2013 года в российское законодательство вернулось понятие «минимально допустимого уровня алкоголя в крови водителя», а «нулевое промилле» отменено. Тогда же принято постановление Правительства, обязывающее инспекторов ГИБДД проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения всех водителей, попавших в ДТП с жертвами.
Именно с последним фактом представители МВД (ГИБДД относится к этому министерству) связывают увеличение числа ДТП «по пьянке». Однако эксперты не согласны с этим мнением и считают, что нужно менять и законодательство, и общественное мнение.
«Пока мы ждем, умирают люди»
Руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» при Общественной палате РФ Султан Хамзаев отметил, что главный фактор увеличения количества ДТП — это халатное отношение граждан к вождению в состоянии алкогольного опьянения.
Cултан Хамзаев
Cултан Хамзаев. Фото: из личного архива
«Наше государство проводит политику — шаг вперед и два назад. Было принято нулевое промилле, потом его отменили, сделано это было быстро. А у людей как было халатное отношение к «выпивке» за рулем, так и осталось, — сетует Хамзаев. — Надо менять общественное мнение, чтобы было понимание: пьяный за рулем в первую очередь опасен не столько для себя, сколько для окружающих. Ведь большинство погибших в этих ДТП — отнюдь не те самые пьяные водители. Есть мнение, что нужно не рубить с плеча, принимая изменения в законодательство, ужесточающее ответственность за вождение в состоянии алкогольного опьянения. Но я не сторонник этой точки зрения, потому что пока мы ждем, умирают люди».
Представители МВД, с которыми Хамзаев обсуждал проблему противодействия нетрезвому вождению, по его словам, уверены, что статистика по «пьяным» ДТП выросла потому, что инспекторы стали чаще тестировать водителей, попавших в аварию с жертвами. «Ведь до августа 2013 года освидетельствование проводилось выборочно, только если представитель ГИБДД считал нужным это сделать, — делится эксперт. — Мне сейчас говорят в МВД, что инспекторы стали работать лучше. Но тогда возникает вопрос, как они работали раньше?»
На дурака найдется тест
По словам Султана Хамзаева, инициатив, направленных на уменьшение ДТП с участием пьяных водителей, много. Это и возвращение к нулевому промилле, и введение реального уголовного срока. Существует и экстравагантное предложение выдавать водителям-«алкоголикам» номера другого цвета, чтобы участники дорожного движения видели, что от этой машины лучше держаться подальше. Также существует идея разработки теста на психическую вменяемость для водителей, которые садятся за руль нетрезвыми.
«У немцев есть практика, она называется «идиотен тест». Когда водителя ловят на «алкоголе», то права ему возвращают после его прохождения. Это унизительная проверка на сумасшествие, за которую сам провинившийся платит 4000 евро помимо штрафа. Фактически немецкое общество говорит, что только сумасшедший может сесть пьяным за руль. Нам тоже надо формировать такое отношение к пьянству за рулем», — считает глава «Трезвой России».
Общество должно договориться
Для решения проблемы пьянства за рулем необходим комплекс грамотных мер. Помимо ужесточения законодательства и реальных мер по борьбе с коррупцией должна проводиться работа с населением, в первую очередь, с молодежью, беседы в школах — и с детьми, и с родителями, нужна пропаганда здорового образа жизни, наконец, очень важно заниматься лечением и реабилитацией людей с алкогольной зависимостью.
«Я считаю, что если кого-то поймали пьяным за рулем в первый раз, то для таких людей должны быть обязательные курсы реабилитации. Разрабатывать их должен Минздрав, — говорит Хамзаев. — Безусловно, за ДТП, повлекшее смерть, необходимы реальные длительные сроки тюремного заключения. За повторное нарушение, связанное с употреблением алкоголя, необходимо лишать прав пожизненно. Есть данные, что в аварии попадает достаточно большой процент одних и тех же людей, которые совершают их повторно. Я называю их «принципиальные нарушители», надо формировать такое отношение к пьянству за рулем», — считает глава «Трезвой России».
На возвращении нулевого промилле эксперт не настаивает. «Государство эту норму отменило. Я не хочу, чтобы общество думало, что решения на властном уровне принимают некомпетентные люди, которые сами не знают, что делают», — отмечает Султан Хамзаев.
Между тем глава комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая —последовательная сторонница возвращения нулевого промилле. Данные Счетной палаты об авариях, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения, депутат называет «жуткой статистикой».
«Моя позиция и позиция многих моих коллег состоит в том, что мы были изначально против введения допустимых промилле, потому что понимали, что эта мера станет разрешением к пьянству за рулем», — говорит парламентарий. По словам Яровой, ответ на вопрос о том, допустим ли рост убийства на дорогах по вине пьяных водителей, должно дать общество.
«Должны проводиться общественные слушания с участием депутатов, представителей МВД, Минздрава, представителей общественных организаций, — соглашается Султан Хамзаев. — И должна быть выработана общая позиция. В результате мы должны получить закон, понятный для людей, в котором будет наказание, адекватное совершенному преступлению».
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин