Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Пьяница и бракодел

Советских прохиндеев на производстве не мог победить даже всесильный Иосиф Сталин
Валерий Бурт
9 июля, 2020 15:03
1 мин
Бездельник
Фото: Youtube

80 лет назад, 10 июля 1940 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов предприятиями».

В документе указывалось, что «выпуск недоброкачественной или некомплектной промышленной продукции и выпуск продукции с нарушением обязательных стандартов является противогосударственным преступлением, равносильным вредительству». Виновным - директорам, главным инженерам и начальникам отделов технического контроля предприятий грозило тюремное заключение сроком от 5 до 8 лет.

Власть усиленно «завинчивала гайки». При этом многие ссылаются на трудное время, когда Вторая мировая пока еще была «за стеной», но приближалась к границам СССР. Поэтому надо было мобилизовать граждан, усилить производственную дисциплину. Но при этом Сталин и его соратники стремились максимально утвердить свою власть - чтобы народ не расслабился, не подумал, что время борьбы с «вредителями» прошло, для этого началась очередная грозная кампания. Упомянутый документ не был единственным, а очередным в череде угрожающих и карающих.

Накануне, в июне 1940 года вышел указ Президиума Верховного Совета «О переходе на 8-часовой рабочий день и 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» (о нем наше издание вспоминало). Затем власть надумала приструнить колхозников, и 17 июля 1940 года вышел указ «О запрещении самовольного ухода с работы трактористов и комбайнеров, работающих на машинно-тракторных станциях»

Позже, в октябре того же года газеты опубликовали указ «О государственных трудовых резервах СССР», согласно которому трудовая мобилизация распространялась на лиц, достигших 14 лет, подлежавших принудительному трудовому «обучению». Еще один документ того времени - «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие» от 19 октября 1940 года, по которому люди могли быть переведены на новое место работы без их согласия.

Не станем рассматривать все документы подобного рода. Остановимся на одном - «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции…».

Тогда проблема бракованной продукции действительно стояла очень остро. Отчасти потому, что многие предприятия неистово гнались за выполнением плана. Но причина была и в плохом оборудовании, низкой квалификации кадров. «Модно» было указывать и на пресловутое вредительство…

Уместно вспомнить, что за семь лет до упомянутого документа, в декабре 1933 года, вышло постановление ЦИК и Совета народных комиссаров «Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции». Нарушителям также грозило тюремное заключение.

Суды энергично взялась за дело. Но партия требовала чаще и строже наказывать нарушителей.

Прокурор СССР Иван Акулов сетовал на «крайнюю медлительность в расследовании и судебном рассмотрении дел. Из тех 150 дел, которые возбуждены по всему Союзу, через суды прошло, рассмотрено и вынесены приговоры только по 26 делам. Это свидетельствует о том, что судебное разбирательство двигается очень медленно».

Тот же Акулов говорил: «Мелкие дела нам не нужны». Он требовал крупных разбирательств, по которым можно было сажать на срок до 5-ти лет. Для улучшения статистики, для отчетности – мол, прокуратура и суды не сидят без дела, действуют. И чтобы другим неповадно было.

Кроме того, Акулов требовал больше «брать» руководителей. Отвергая при этом гуманность и смысл, ибо дела раздувались, начальников сажали, а предприятия оставались без опытных руководителей. Снова страдал пресловутый план, и снова начинались поиски виновных. Это был замкнутый, порочный круг…

Но были и иные причины. О них говорил нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе:

«Качество нашей продукции заставляет желать очень многого. И это происходит очень часто не потому, что мы не умеем делать и не могли бы сделать, а очень часто это происходит благодаря невероятной небрежности, неаккуратности... У нас, у наших хозяйственников, до сих пор нет уважения к своей продукции, к своему труду…»

В 1940 году поиски виновников выпуска некачественной продукции разгорелись с новой силой. Тем не менее, бракоделы находились везде. Газеты писали о возбуждении дел в отношении руководителей заводов «Красная Этна» (Горький), «Автоприбор» (Московская область), московской фабрики «Спортигрушка», столичного 2-го часового завода, Краснокамского и Марийского бумажных комбинатов, Ленинградского завода бетонных плит. И это - лишь часть гигантского «айсберга» брака.

В декабре 1940 года прокуратура СССР рапортовала в Кремль: «Со дня издания Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 10 июля с. г. органами прокуратуры было закончено следствием и направлено в суд 363 дела о преступлениях, предусмотренных Указом».

Удивительно, но некачественную продукцию выпускали и предприятия оборонной промышленности. В этом был уличен завод № 55 наркомата боеприпасов. По сообщениям газет, «директор завода Соболев приговорен к 7 годам тюремного заключения с лишением военного звания. Нач. ОТК Костин приговорен к 5 годам тюремного заключения». По другой информации, «главный инженер Липецкого мотороремонтного завода в Воронежская области Адарюков приговорен к 5 годам тюремного заключения с поражением в правах на 2 года».

В мае 1946 года в Верховном суде началось рассмотрение так называемого «Авиационного дела», по которому были, в частности, арестованы нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин, маршал авиации Сергей Худяков, командующий ВВС Александр Новиков, заместитель командующего - главный инженер ВВС Александр Репин, член Военного Совета ВВС Николай Шиманов. Они обвинялись в том, что во время Великой Отечественной войны «протаскивали на вооружение ВВС заведомо бракованные самолеты и моторы крупными партиями и по прямому сговору между собой, что приводило к большому количеству аварий и катастроф в строевых частях ВВС, гибели летчиков».

Приговор суда был суров, но вскоре после смерти Сталина дела репрессированных были пересмотрены, и приговоры отменены. Обвиняемых реабилитировали, их дела прекратили…

Надо сказать, что советские руководители тщательно следили за качеством продукции. Сталину не просто докладывали о новых образцах вооружения, он их осматривал, беседовал с конструкторами, советовался со специалистами.

Но его интересовали и более «мелкие» проблемы – например, производство сосисок, продажа живой рыбы. Известно, что на Политбюро рассматривался новый сорт мыла. В курсе всех новинок и их качества был и нарком пищевой промышленности Анастас Микоян. Он занимался внедрением новых продуктов, таких, как соки, консервы, мороженое, сгущенное молоко, плавленые сыры, майонез. Появление «Советского шампанского» - тоже его заслуга…

Брака в Советском Союзе выпускалось немало и при Сталине, и при сменивших его руководителях страны. Нарушение ГОСТов, различных правил, нежелание работать, равнодушие к своему труду были постоянными темами фельетонов в советской прессе и сюжетов в киножурнале «Фитиль». Виновных уже не сажали, их наказывали «рублем» - лишали премий, квартальных вознаграждений. Снимали с очередей на квартиры, автомобили, переводили на нижеоплачиваемую работу. Но все было напрасно – бракованная продукция продолжала выходить из стен предприятий

Но необходимо отметить, что и качественных товаров в стране выпускалось немало. Неплохими автомобилями для своего время были «Победа» и «Москвич». Немногие знают, что «Жигули» экспортировались во многие страны и даже во Францию и Англию – для последней собирали праворульный вариант.

В 1980-х годах на внешний рынок вышли советские атомные реакторы. СССР продавал лицензии на производство турбин и генераторов и проекты электростанций. Развитие машиностроения позволило стране торговать не только техникой и оборудованием, но и целыми заводами. Кроме того, Советский Союз экспортировал торговые суда: от портовых катеров до океанских сухогрузов.

В Советском Союзе выпускались качественные фотоаппараты, часы, радиоприемники, холодильники. Многие из них имели знак качества. Заслуженным авторитетом пользовались самолеты, вертолеты, самосвалы КрАЗ и КАМАЗ, автобусы, трактора, другие сельскохозяйственные машины.

С 1971 года до распада СССР на экспорт было поставлено несколько десятков тысяч единиц военной техники: в их числе - 8 тысяч вертолетов, 12 тысяч самолетов и 20 тысяч танков.

Очень вкусны были многие советские продукты питания – о них с ностальгией вспоминают люди старшего поколения. Это - сыры, колбасы, молочные, кондитерские, хлебобулочные изделия. Подобный фактор учитывают современные производители, помещая на этикетках своих товаров надписи типа «Вкусно, как в детстве!», «По советским рецептам». Или что-нибудь в этом роде. Но это не более, чем лукавая приманка. Технология изготовления продуктов питания сегодня совсем другая…

темы
1 мин