Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Язычники спорят не с церковью, а с собственной совестью»

Всеволод Чаплин. Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества рассказал РП об угрозах нового язычества
Михаил Боков
15 июня, 2015 10:00
9 мин
В любви к язычеству признаются спортсмены — например, боксер Александр Поветкин, нанесший татуировки с языческими оберегами на тело. В интернете растет количество групп о славянском многобожии, лидеры которых рекламируют «Велесову книгу» — псевдоисторический документ о верованиях древних славян. А в регионах — как это было зимой 2014 года в Южно-Сахалинске — язычники берут в руки оружие и врываются в православные храмы, открывая огонь по прихожанам.
О том, почему растет популярность нового язычества, почему оно выступает против христиан и какое будущее его ждет, «Русской планете» рассказал протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества.
— Отец Всеволод, почему сейчас мы видим рост интереса молодежи к неоязычеству? Откуда, на ваш взгляд, растут корни этого интереса?
— С одной стороны, это естественная склонность молодых людей искать простые ответы на сложные вопросы: они легко верят ярким словам, которыми облекают свою риторику проповедники неоязычества.
Но с другой стороны — часть вины за распространение неоязыческих идей лежит и на государстве, и на церкви. Мы слишком привыкли ориентироваться на запросы и вкусы интеллигенции больших городов, подстраивать под нее свой дискурс и даже поступки — не замечая, что через нее нами подчас пытаются управлять внутренние и внешние манипуляторы.
Одновременно игнорируются интересы, нужды и чаяния простых людей — молодежи улиц.  Она, может быть, не так умна информационно и не так заметна в политическом поле, но она не меньше страдает, не меньше думает и имеет интерес к жизни. И, конечно, она достойна прямого и честного разговора — в том числе о таких ценностях, как патриотизм, мужество, взаимная поддержка, справедливость. И ей нужно, в противовес неоязыческим картинкам, показать настоящего героя — воина, который отстаивает независимость православной цивилизации и нашего народа.
Нужно также напомнить молодежи о том, что язычество никогда не помогало создать единую нацию, оно всегда только раскалывало людей. Один из примеров — балтийские славяне. Они остались языческими после крещения Руси, были быстро порабощены западными народами и исчезли с исторической сцены. И даже современные сообщества неоязычников постоянно враждуют между собой. Это еще раз показывает: язычество равно разобщению.
— Неоязычество в России приняло явные антихристианские формы — вспомним хотя бы инцидент прошлого года на Сахалине, когда язычник-родновер расстрелял прихожан в храме, или бомбу в храме столичного района Бирюлево в 2008-м.  Откуда у них появляется ненависть ко всему христианскому?
— Дух Христов ненавидят самые разные люди. И это не только те, кто держится противостоящих христианству убеждений, но и те, кто с пеной у рта отстаивает свободу грешить в личной и общественной жизни.
К слову, я полагаю, что сами язычники понимают убожество и историческую неправду своих идей. Поэтому их спор — это не столько спор с церковью, сколько с собственной совестью и здравым смыслом.
— Молодежь привлекает в неоязычестве некий «воинский дух»: мужчину здесь позиционируют как защитника рода, воина. Что может противопоставить этому православие, чтобы «перетянуть» на свою сторону молодых людей?
— Нужно просто чаще говорить о том, что такое истинное православие. Я говорю не о попытках его превращения в толерантный гуманистический пацифизм в духе западного богословия — оскопленного и приспособленческого. Я говорю о православии, которое сформировало наш народ и другие народы.
О таком, где воинское служение всегда считалось и считается особо почетным, благословляется Богом и церковью. О таком, где, как сказал святитель Филарет Московский, человек должен любить своих врагов, гнушаться врагов Божиих и сокрушать врагов отечества.
У нас есть множество святых воинов, и неслучайно они изображаются на иконах с оружием. У нас есть множество современных воинов, православных христиан — вспомним хотя бы воина Евгения Родионова, убитого в 1996 году в чеченском плену за отказ переменить веру. О таких людях нужно говорить, снимать фильмы, слагать о них песни — и нынешняя молодежь за ними пойдет.
Евгений Родионов
Евгений Родионов. Фото: ierei.net
— Адепты неоязычества продолжают ссылаться на «Велесову книгу» как на источник и обоснование своей веры, хотя ученое сообщество однозначно трактует ее как фальсификат и псевдоисторический документ. На ваш взгляд, есть ли какие-то способы раз и навсегда покончить с дискуссиями вокруг «Велесовой книги»?
— Нужно больше говорить правду об этом тексте — думаю, что полезно было бы делать это в школах и СМИ. Таким же образом нужно бороться и с псевдоисториками — приглашать их на публичные ток-шоу и в ходе компетентного диспута опровергать их доводы. Вся их мифология, которую распространяют в интернете и которая сильно влияет на молодые умы, опровергается очень легко. При этом серьезные ученые считают как бы ниже своего достоинства спорить с ними. А я полагаю, что не вредно было бы и поспорить — особенно, если учесть, что некоторые телеканалы круглые сутки крутят того же Михаила Задорнова, который нередко выступает пропагандистом неоязыческих идей.
— Как, на ваш взгляд, следует вести преподавание истории дохристианской Руси в школе? Сведения о Руси до христианства очень скудны, но все же есть, например, личность князя Святослава — даже летописные своды описывают его как язычника. Но при этом это был князь-защитник и объединитель земель — портрет в целом для молодежи привлекательный. Как преподавать эти моменты в школьном историческом курсе, чтобы ненароком не увлечь школьников в язычество?
— В свое время, в 1988 году, была издана интересная книга протоиерея Льва Лебедева «Крещение Руси», где рассказывается и о дохристианском периоде жизни нашего народа.
Автор приходит к выводу, что в каком-то смысле по своему характеру наш народ был изначально близок к христианству. В нем развито было милосердие, доброе отношение к окружающему миру, обостренное чувство правды и справедливости — и об этом стоит лишний раз сказать, в том числе в школе.
Действительно, достоверных источников о Руси до крещения немного. Но это еще раз говорит о том, что наша письменность, наша культура и цивилизация все-таки сформирована христианством.
— Сегодня неоязыческие батальоны воюют на юго-востоке Украины — как с украинской стороны, так и со стороны ополченцев. Чем вызвана эта концентрация неоязычников в зоне боевых действий? Как неоязыческая идея может находиться в такой близости с православием — а известно, что православие очень распространено у ополченцев — и обходиться без конфликта?
— Фактор язычества в зоне военных действий, несомненно, присутствует. Но мне кажется, что люди, которые исповедуют языческие взгляды, гораздо сильнее управляемы извне. В отличие от них православные христиане не скатываются к крайней степени ненависти и продолжают надеяться, что несмотря на тяжелый конфликт, украинский и российский народы все же сумеют восстановить добрые отношения. Они также понимают, в отличие от язычников, что самый худший вариант развития событий — это превращение наших народов в вечных врагов.
— На ваш взгляд, что будет происходить с неоязыческими культами в будущем? Какие меры должно принять государство, чтобы помешать их распространению?
— Святейший патриарх Кирилл недавно сказал о пяти ценностях, которые должны быть утверждены в жизни России. Это — вера, справедливость, солидарность, достоинство и державность.
На основании этих ценностей, каждая из которых в равной степени важна, нужно восстанавливать единство истории и формировать мощную волю народа. Без этого — останется мировоззренческая растерянность, и вакуум продолжат заполнять самые неожиданные и причудливые явления.
Ясное формулирование путей и смыслов нашего бытия помогут нам преодолеть бесплодность и разделяющую силу псевдорелигиозных экспериментов. Они же помогут нам сохраниться как нации — на том историческом пути, по которому мы идем, не уклоняясь, более 1000 лет, и где всегда побеждали.
За примерами далеко ходить не надо. В Великую Отечественную войну, 70-летие которой мы празднуем, гитлеровцы шли к нам с крестами на броне, но идеология этого нашествия была языческой. А наш народ шел под красными знаменами, но сохранял православную веру — в его рядах было еще немало людей других традиционных религий. И мы победили нашествие языческого нацизма. Это ли не лучший ответ на вопрос о том, за кем будущее.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ