Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Проснись, ОДКБ!

Организация договора о коллективной безопасности пока не в состоянии бороться с терроризмом
Виктор Мартынюк
21 декабря, 2015 18:30
5 мин
Главы внешнеполитических ведомств стран — членов ОДКБ. Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Главы внешнеполитических ведомств стран — членов ОДКБ собрались в понедельник, 21 декабря, в Москве с тем, чтобы, как следует из официального релиза Министерства иностранных дел РФ, обсудить вопросы дальнейшего совершенствования системы коллективной безопасности и борьбы с международным терроризмом.
Помимо того, согласно представленному вниманию СМИ официальному отчету, в ходе прошедшего в стенах российского МИДа круглого стола, министры иностранных дел ОДКБ рассмотрели и ряд подготовленных к ближайшей сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ документов.
Ситуацию в среднеазиатском регионе спокойной не назовешь, потому и повод самого собрания вопросов вызывать не может — это не просто лишняя возможность встретиться, а, по сути, оперативное мероприятие. Ведь международный терроризм вообще и его представители в лице «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в России) — угроза даже не ближайшей перспективы, а текущая. И очень серьезная. Достаточно присмотреться хотя бы к национальному составу тех, кто входит в эту мегабанду.
Согласно уставу Организации договора о коллективной безопасности, учрежденной еще 15 мая 1992 года в Ташкенте, основными целями ее деятельности являются как раз «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов».
Есть там, правда, оговорка, что приоритет в методике решения конфликтов отдается «политическим средствам». И, увы-увы, следующие два с лишним десятилетия показали принципиальную ее уязвимость. Сегодня же упоминание «политических средств» в качестве приоритетных и вовсе может вызвать лишь улыбку. Если только под ними не подразумевать пресловутую «мягкую силу». Да вот только в 1992-м о такой и слыхать не слыхивали…
В чем сила ОДКБ?
Следует сказать, что и сам предмет нынешней встречи глав внешнеполитических ведомств России, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Белоруссии рядом экспертов был воспринят скептически.
«Я бы, пожалуй, не назвал ОДКБ даже "прекурсором" в борьбе против мирового терроризма, — посетовал в интервью "Русской планете" главный редактор журнала "Геополитика" Леонид Савин. — Эта организация пока что даже толком не справляется со многими вопросами, лежащими в региональной проблематике. Так, в 2010-м году они не смогли повлиять на революцию в Киргизии. Не последовало тогда вообще никакой внятной реакции по линии ОДКБ, лишь расплывчатым заявлением отделались, хотя, в общем-то, имели все необходимые полномочия для вмешательства».
Руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин не столь категоричен. «ОДКБ — организация, созданная прежде всего для парирования внешних вызовов, а не на участие в проблемах, которые есть внутри республик», — напомнил эксперт, заметив, что говорить приходится о военной структуре, а никак не о полицейской.
Как бы то ни было, но всегда конструктивнее говорить о «синице в руках», нежели о «журавле в небе». И ОДКБ — та самая синица в среднеазиатском регионе, которой по факту нет альтернативы. Попытки ее создать, конечно, предпринимаются, но та же ШОС слишком глобальна для решения оперативных задач безопасности стран, входящих в ОДКБ: Китай традиционно играет на своей волне.
Своя точка зрения имеется, конечно, и у Североатлантического альянса, который в принципе не может себе позволить куда-либо не встрять, да вот только рассматривать всерьез вариант участия НАТО в возможных военных действиях на территории Центральной Азии вряд ли приходится. Преподанный Афганистаном урок так просто не забыть.
Пора быть заодно
Так или иначе, «в консерватории пора что-то менять». По факту, страны — члены ОДКБ до сих пор не оказались готовы работать сообща, без «перетягиваний одеяла». Внутригосударственные амбиции берут верх, и это находит отражение, например, в достаточно странной позиции Белоруссии, которую та занимала в оценке конфликтов России с Украиной и Турцией.
Второй случай представляется особенно вопиющим в контексте нынешнего разговора о «коллективной безопасности». Ведь или мы соглашаемся с тем, что недопустимы откровенные заигрывания с террористами и уж тем более — создание помех в борьбе с ними, или отгораживаемся риторикой в духе: «ты дурак и ты дурак». Но тогда не лень ли было главе белорусского МИДа Владимиру Макею лететь в Москву?
Беглое изучение «летописи» мероприятий, проводимых под эгидой ОДКБ, позволяет сделать сразу два сопряженных вывода. Во-первых, резко повысилась активность разного рода «профилактических» мероприятий, направленных на предотвращение возможностей внешней агрессии. Тут и общая активизация военно-технического сотрудничества, и недавнее военное учение по переброске, и развертыванию крупных воинских контингентов с территории Российской Федерации в Центральную Азию. Военные специалисты укажут и на проведенные в последнее время ряд узкоспециализированных военно-учебных мероприятий, когда отрабатывались маневры беспилотников в условиях горной местности. Припомнить из недавнего тут можно много что.
Во-вторых, организовано все это было именно российской стороной. Москва  словно не больно, но уверенно раздает коллегам по ОДКБ подзатыльники — мол, проснитесь, ребята.
Очевидно, устав организации требует корректировки, обусловленной современными вызовами и угрозами и «национальными особенностями» отдельных членов команды. Но на прошедшей в Москве встрече тема эта пока не поднималась. 
темы
5 мин