Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета
Политика

Проецирование силы вовне: как военные базы за рубежом стали символом могущества великих держав

Петр Иванов
29 апреля, 2021 15:05
11 мин
Петр Иванов
29 апреля, 2021 15:05
11 мин
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Создание форпостов на дальних территориях позволяет передовым странам проецировать силу и тем самым влиять на события за рубежом. В первую очередь, это вопрос престижа на мировой арене, ведь по возможности оперативной переброски вооруженного контингента из одной части света в другую, качественно выстроенным маршрутам снабжения и построенной инфраструктуры можно напрямую судить о реальных возможностях той или иной страны отстаивать свои интересы на дальних подступах.

В зависимости от размера военных объектов, их типа и имеющейся в наличии инфраструктуры, военно-политическое руководство стран-обладателей военных баз за рубежом может использовать объекты качестве плацдармов или для материально-технического обеспечения, ведения разведывательной деятельности, размещения объектов связи и выполнения самого широкого спектра задач.

Многие конфликты в современной истории привели к созданию мировыми державами большого количества военных баз за рубежом, которые служили им для достижения политических и военных целей. Британская империя, Франция и другие колониальные державы обзавелись подобными объектами во время Первой и Второй мировых войн и активно добивались прав там, где это было необходимо по стратегическим соображениям.

Наличие морских и авиационных баз позволяет обеспечивать военное присутствие в том или ином регионе. Они могут служить логистическими хабами, где можно провести ремонт вышедшей из строя военной техники, произвести дозаправку или аварийную посадку, пополнить запасы.

В годы холодной войны две сверхдержавы — США и СССР — создавали военные базы в своих регионах влияния. Сразу после распада СССР, Россия не могла поддерживать сеть бывших советских баз и вскоре практически все они были закрыты. В свою очередь, США после окончания холодной войны расширили свое присутствие на Ближнем Востоке.

В настоящее время стран, которые могут похвастаться сколько-нибудь существенным количеством своих зарубежных баз можно пересчитать по пальцам. Помимо США, Великобритании, Франции и России, это Турция, которая активизировала усилия по созданию зарубежных военных баз и наращиванию своего присутствия в ряде регионов.

Однако принимать во внимание при расчете лишь количество баз — не совсем верно. Наиболее важным критерием можно назвать военное присутствие, которое определяется количеством военных объектов, их расположением, а также численностью воинских контингентов, дислоцированных за пределами страны.

Кто является лидером в этом своеобразном рейтинге и какое место занимает в нем Россия?

1 МЕСТО — США

Военные базы США за рубежом
Военные базы США за рубежом

Любая попытка произвести точный подсчет количества американских военных баз, расположенных за пределами США и их заморских территорий обречена на провал. Несмотря на то, что Пентагон регулярно публикует данные, отражающие масштабы своего военного присутствия, разброс в цифрах, которые приводятся различными СМИ, сбивает с толку.

Например, американский ресурс TheNation утверждает, что США в 2018 году владели 800 базами в 80 странах мира, но допускает, что их количество может достигать 1000.

В другой статье говорится, что по данным на 2012 год количество военных баз и объектов, используемых американскими войсками за рубежом достигало 1500.

Согласно официальному отчету за 2018 финансовый год (последнему из выпущенных Пентагоном), в распоряжении (в собственности или по договору аренды) Министерства обороны США за пределами пятидесяти штатов и округа Колумбия находятся 625 «участков» (из них 111 — в заморских территориях, которые находятся под управлением правительства США, но не являются частью какого-либо штата или округа), на которых располагается от одного до нескольких «объектов» (баз, лагерей, пунктов, центров и т.д.), включающих в себя от одного до нескольких «сооружений». Причем сооружения, относящиеся к тому или иному объекту, как и сами объекты, могут быть расположены на территории разных участков. Таким образом, если верить самому свежему докладу Пентагона, то число именно военных баз ВС США за рубежом составляет 514 штук.

Намеренно или случайно, но причина такой путаницы кроется в методике подсчета, каждая из которых основывается на собственной трактовке понятий «военная база», «военный объект», и «пункт дислокации». Можно ли считать военной базой радиолокационную станцию и обслуживающий ее персонал, принадлежащие одному государству, но расположенные на территории другого? Или аэродром на территории одной страны, который может быть использован другой страной для дозаправки или ремонта в рамках каких-либо договоренностей? Одни скажут да, другие ответят нет. Когда речь заходит о Соединенных Штатах это, в сущности, неважно. Ведь какую методику не используй — США превосходят по количеству баз все остальные страны вместе взятые, занимая первое место в любом «рейтинге».

Если говорить о численности американских военнослужащих, дислоцированных за пределами США, то она достигает по разным оценкам 200 тысяч человек. И это без учета различных частных военных компаний и подрядчиков, которые выполняют задачи по охране ключевых объектов в тех или иных странах, — например, в Сирии, Ираке или Афганистане.

2 МЕСТО — Великобритания

Военные базы Великобритании за рубежом
Военные базы Великобритании за рубежом

Ближайший союзник США и в прошлом крупнейшая империя занимает второе место по количеству военных баз. Здесь процесс подсчета осложняется наличием у Великобритании ряда заморских территорий. Минобороны Соединенного Королевства обладает сетью из 60 военных баз и объектов в 12 странах. По некоторым данным британских военных баз не меньше 145 и расположены они в 42 странах и территориях. Однако эти цифры включают военные объекты Великобритании, расположенные в заморских территориях и базы, официально принадлежащие союзникам, но которые могут в любой момент быть использованы в интересах монархии.

В самом строгом понимании Великобритания обладает 16 военными базами на территории по меньшей мере 12 суверенных государств, а официальные данные о численности войск за рубежом свидетельствуют о 10500 человек.

Важно отметить, что, хотя Великобритания значительно уступает США по количеству баз, их расположение позволяет говорить о глобальном характере британского военного присутствия. Кроме того, что США, что Великобритания, что Франция, что Турция являются странами-членами НАТО, а военные объекты Североатлантического Альянса де-юре к странам-гегемонам отношения не имеют, но при этом позволяют решать самый широкий спектр задач.

3 МЕСТО —ФРАНЦИЯ

Военные базы Франции за рубежом
Военные базы Франции за рубежом

Еще одна в прошлом колониальная держава в последние годы значительно нарастила свое военное присутствие за рубежом, в особенности в Африке. Это связано с проведением операций «Сервал» и «Бархан» на территории Мали, Мавритании, Чада и Сенегала, где временно развернут французский воинский контингент численностью около 5 тысяч человек.

В системе постоянных военных баз Франции существует две категории: передовые оперативные базы и оперативные центры сотрудничества. К первой категории относятся две базы в Джибути и Кот-д’Ивуаре, ко второй — две в Сенегале и Габоне. Еще одна база расположена в ОАЭ.

Помимо этого, пять постоянных воинских контингентов развернуты на базах в заморских территориях Франции в Индийском, Тихом и Атлантическом океане, что позволяет говорить о значительном масштабе военного присутствия Франции в мире и ставит ее на третье место.

4 МЕСТО —ТУРЦИЯ

Военные базы Турции за рубежом
Военные базы Турции за рубежом

Численность различных военных объектов Турции значительно выросла с началом войн в Ираке, Сирии и Ливии. Турецкие военнослужащие дислоцированы на различных объектах в 8 странах. Общую численность таких объектов подсчитать сложно, т.к. официальные данные по ним не публикуются — в некоторых источниках говорится о, по меньшей мере, 90 (большинство из которых расположено в Сирии и Ираке, являются временными и в строгом смысле не подпадают под понятие «база»). Помимо этого, турецкое военное присутствие отмечается в Ливии, Сомали, Катаре, Албании и Азербайджане. В отдельную категорию можно отнести 35-тысячный контингент на оккупированной части Кипра.

Общая численность воинских контингентов Турции, дислоцированных за рубежом, достигает 90 тысяч человек. Ведение Турцией гибридных войн на нескольких театрах военных действий позволило Анкаре закрепить за собой статус успешно воющей мировой державы, которая не просто предлагает комплексные решения застарелых конфликтов, но и полностью подминает под себя в экономическом плане страну, которой оказывает помощь. Это наглядно продемонстрировал конфликт в Нагорном Карабахе.

5 МЕСТО — РОССИЯ

Военные базы России за рубежом
Военные базы России за рубежом

Россия обладает по меньшей мере 21 военным объектом за границей, однако далеко не все из них можно отнести к базам, которых всего восемь (испытательные полигоны, узлы связи и РЛС не в счет), что ставит ее на пятое место.

Все базы кроме двух (авиабазы Хмеймим и пункта МТО ВМФ России в Тартусе) расположены на территории бывших советских республик и позволяют говорить лишь о региональном масштабе военного присутствия. В 2010-х годах Минобороны РФ предприняло попытки возродить военно-морскую базу в Камрани (Вьетнам), но в 2016 году официальный представитель министерства иностранных дел Вьетнама Ле Хай Бинь заявил, что «мы не будем вступать в военные союзы или альянсы против третьих стран», добавив, что Вьетнам не допустит размещения на своей территории любых иностранных военных баз.

Следующим шагом в направлении наращивания своего военного присутствия в мире стало соглашение о создании военно-морской базы в Судане, которое Президент России Владимир Путин подписал 16 ноября 2020 года. Однако вплоть до сегодняшнего дня статус базы не ясен: Минобороны хранит молчание, а западные СМИ и вовсе устроили информационную кампанию о заморозке двустороннего соглашения. Информация была официально опровергнута посольством России в Хартуме 29 апреля, и это на данный момент единственное подтверждение того, что планы по развертыванию пункта МТО ВМФ в Красном море еще в силе.

Эксперты связывают возможность закрытия проекта с давлением США на власти Судана: исключив страну из списка стран-спонсоров мирового терроризма, в Вашингтоне решили сделать ставку на привязывание Хартума к себе экономически и всячески пытаются продавить точку зрения о том, что России в Судане не рады.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
11 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ