«Прививка патриотизма нам сейчас не помешает»
3 мин чтения
Сцена из мюзикла «Юнги Северного флота». Фото: Пресс-служба Магаданского музыкально-драматического театра

Сцена из мюзикла «Юнги Северного флота». Фото: Пресс-служба Магаданского музыкально-драматического театра

В Магаданском музыкально-драматическом театре состоялась премьера мюзикла по повести Валентина Пикуля. До сих пор мюзиклы по произведениям этого писателя не ставили

История создания мюзикла «Юнги Северного флота», премьера которого состоялась в дни празднования 70-летия Великой Победы в Магаданском музыкально-драматическом театре, непростая; она не лишена неожиданных поворотов сюжетной линии, отнюдь не досужих вымыслов и даже трагического факта…

Известному петербургскому композитору Виктору Плешаку, автору музыки более чем к 200 спектаклям, идущим с неизменным успехом в театрах России, года три назад позвонил главный режиссер Драматического театра Северного флота (г. Мурманск) Юзеф Фекета и предложил выбрать «одно из произведений» Валентина Пикуля для написания мюзикла. Виктор Васильевич остановил свой выбор на автобиографической повести «Мальчики с бантиками» о Соловецкой школе юнг, созданной в годы Великой Отечественной для пополнения флота. В театре выбор одобрили. Фекета сказал, что идею поддержал один депутат Государственной думы, страстный поклонник творчества Пикуля, обещал поддержку. С Театром Северного флота Плешака связывают многолетние творческие и дружеские отношения (там до сих пор идет музыкальный спектакль о прославленном подводнике Герое Советского Союза Магомете Гаджиеве «Я близко! Я рядом! Я здесь!»), и композитор приступил к работе, не дожидаясь заключения договора.

Либретто написать он предложил своему постоянному соавтору поэту и драматургу Евгению Пальцеву. Договорились, что каждый самостоятельно вычленит из повести эпизоды, которые станут музыкальными номерами. Таких сцен у Плешака набралось три десятка, у Пальцева немногим меньше. И, что интересно, большинство из них совпали.

Сцена из мюзикла «Юнги Северного флота»

Сцена из мюзикла «Юнги Северного флота». Фото: Пресс-служба Магаданского музыкально-драматического театра

— Мы уже закончили вчерне работу над первым действием, сделали 12 номеров, — рассказывает Виктор Васильевич «Русской планете», — когда выяснилось: денег у театра нет и не предвидится. «Извините, мол, ребята…» Но работа нас с Женей настолько захватила, что оставить ее мы уже не могли.

В марте прошлого года Виктора Плешака пригласили в Магадан на премьеру мюзикла «Рыцарские страсти» (либретто Валентина Красногорова).     

Нынешний художественный руководитель театра Вячеслав Добровольский, по словам композитора, «больше всех поставил моих мюзиклов» — и не только в Магадане, но и в Хабаровске, Оренбурге, Одессе…

— Мы со Славой дружим лет 30, — продолжил рассказ Плешак, — и я решил дать ему послушать приготовленную для мурманчан демонстрационную запись «Юнг» в моем исполнении, под мой аккомпанемент. Слава пришел в восторг и тут же пригласил к себе в кабинет директора театра Александра Бондаренко. Затем они позвонили министру культуры, спорта и туризма Магаданской области Людмиле Горлачевой, и она вынесла вердикт: «Ставим! По Пикулю мюзиклов никто не делал! Мы будем первые!». Условие выдвинули мне одно — получить разрешение у наследников. С большим трудом я смог узнать номер телефона вдовы Валентина Саввича. Из Агентства по авторским правам связались с ней, предупредили, что я буду звонить, но Антонина Ильинична трубку не взяла. И вдруг звонок на мой мобильный: «Вы мне звонили?». Антонина Ильинична крайне удивилась, даже переспросила: «Мюзикл по Пикулю? Такое еще никому в голову не приходило. Я не возражаю. Есть еще наследница, но с ней я договорюсь сама».

Вячеслав Добровольский предложил иную композиционную концепцию спектакля: действие начинается в наши дни, звучит песня Виктора Плешака на стихи Макса Дахие «Девятое мая пришло…», у Большого театра встречаются бывшие фронтовики, среди них выпускники Соловецкой школы юнг Александр Ласточкин (прототип — сам Пикуль) и Стив Соммерсэт. Они вспоминают «дела давно минувших дней», причем не в хронологической последовательности: за веселым эпизодом — грустный, за лирическим — трагический. В общем, то, что уже было сделано Плешаком и Пальцевым, оказалось в корзине.

Сцена из мюзикла «Юнги Северного флота»

Сцена из мюзикла «Юнги Северного флота». Фото: Пресс-служба Магаданского музыкально-драматического театра

Добровольский не только «додумал» одного из главных героев — американского паренька Стива (в русском варианте Степку), родители которого в 1929-м году, разумеется, вместе с сыном, перебрались в Советский Союз, но и определил троицу главных героев как «трех мушкетеров»: в школе юнг завязывается дружба Стива с Сашей Ласточкиным и бывшим беспризорником Гришей Пахомовым. По окончании школы они просятся и попадают на Северный флот. Гриша погибает. Стив же, защищавший советское Заполярье, после войны становится жертвой политических репрессий: он осужден на десять лет как американский шпион…

Вячеслав Добровольский занял в мюзикле обе труппы театра — драматическую и музыкальную. Был также объявлен кастинг среди учащихся гимназий, где есть театральные студии, – мальчишкам предстояло участвовать в спектакле на равных с профессиональными и маститыми актерами. «Юношеские голоса не потонули в мужском хоре», — скажет после премьеры композитор.

В день сдачи спектакля, 8 мая, умер ведущий актер театра, исполнитель роли фотографа дяди Яши Юрий Яновский. Режиссеру ничего не оставалось, как самому заменить его — и на сдаче, и на двух премьерных показах. И он прекрасно сыграл дядю Яшу…

— Спектакль очень сложный: много специальных терминов, разнообразие жанров — и романс,  и морские песни, и блатные, и степ. Но оркестр (дирижер Руслан Козовчинский) сработал безупречно. Все до одного музыкальные номера встречались аплодисментами, некоторые зрители даже подпевали, потому что в ариях есть рефрены, которые легко запоминаются, — делился Виктор Васильевич впечатлениями о премьере. — Не могу не отметить точность попадания в роли — гармонично сыграна каждая. В зале были слышны всхлипывания, зрители то и дело смахивали слезинки. Как мне сказали, кто-то из них назвал мюзикл «прививкой патриотизма». Конечно, после такого успеха в «столице Колымского края» мне хочется, чтобы спектакль поставили и в Петербурге, в Москве,  других городах России. «Прививка патриотизма» нам сейчас не помешает, особенно молодежи. 

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Американский борец вступил в ЛДПР Далее в рубрике Американский борец вступил в ЛДПРДжефф Монсон попросил Жириновского помочь с российским гражданством Читайте в рубрике «Сделано Русскими» Русская торпеда1 июля 1866 года в России спущена на воду первая в России подводная лодка с механическим двигателем, построенная по проекту И. Ф. Александровского. Русская торпеда
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
14 июня 2015, 23:29
Поставили и хорошо

непонгятно только,зачем эти извращения с американским подростком,которого репрессировали ((!!!!!!)

Вообще эти сюжеты ждут серьёзной экранизации,второй серии "Юнг северного флота"

без дури,без сочинений,там интересной правды хватает,чтобы ещё дурь-то городить
14 июня 2015, 22:24
Пикуль отличный писатель, для неокрепших умов самое то, в школе надо уго проходить, а не всяких солженицыных
14 июня 2015, 11:44
Не знаю на сколько произведёние достойно ушей и глаз слушателей. Ничего не имею против патриотизма, лишь бы он не был бездарностью.
15 июня 2015, 13:51
Главное - чтобы искренне было. Искренние чувства не могут быть бездарными!
13 июня 2015, 13:31
Прививка или нет, главное, что патриотизм в нашей стране всегда был на уровне. В 90-е очень много людей уехало "за лучшей жизнью", а по-настоящему заботиться о Родине осталось большинство. Теперь новому поколению нужен достойный пример, как в этом мюзикле.
15 июня 2015, 13:46
Давайте не будем вспоминать про начало 90-х - до сих пор тошно..! ((
13 июня 2015, 17:23
Раньше был на уровне. Сейчас у подрастающего поколения есть все шансы стать жертвами западной русофобской пропаганды. Если не возьмемся за патриотическое воспитание молодежи, потеряем страну.
13 июня 2015, 18:18
Да ладно клеветать на молодёжь, не хуже нас. И возможностей у них поболее. В наше время - детство прошло в 70-е - никто особенно в театр не стремился. «Лебединое озеро» Чайковского воспринималось как сигнал о смерти члена политбюро или генсека.
Сегодня на этот балет у нас в Ростовском музыкальном аншлаг. И молодёжи много в зале.
Наблюдала, как молодые люди интересовались в кассе театра, какие сейчас постановки, Советовались, куда лучше пойти. Даже те, кто в театре ещё не был.
Кстати, мюзикл пришёл к нам из Америки. Я как-то смотрела спектакль "Звуки мюзикла", где собраны основные их шедевры. Восторг.
15 июня 2015, 13:47
Это вовсе не клевета. Сейчас даже само понятие патриотизма искажено, ибо нет единства идеологии, как это было в царские, или советские годы.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!