Новости – Общество
Общество
«Прививка патриотизма нам сейчас не помешает»
Сцена из мюзикла «Юнги Северного флота». Фото: Пресс-служба Магаданского музыкально-драматического театра
В Магаданском музыкально-драматическом театре состоялась премьера мюзикла по повести Валентина Пикуля. До сих пор мюзиклы по произведениям этого писателя не ставили
13 июня, 2015 11:58
6 мин
История создания мюзикла «Юнги Северного флота», премьера которого состоялась в дни празднования 70-летия Великой Победы в Магаданском музыкально-драматическом театре, непростая; она не лишена неожиданных поворотов сюжетной линии, отнюдь не досужих вымыслов и даже трагического факта…
Известному петербургскому композитору Виктору Плешаку, автору музыки более чем к 200 спектаклям, идущим с неизменным успехом в театрах России, года три назад позвонил главный режиссер Драматического театра Северного флота (г. Мурманск) Юзеф Фекета и предложил выбрать «одно из произведений» Валентина Пикуля для написания мюзикла. Виктор Васильевич остановил свой выбор на автобиографической повести «Мальчики с бантиками» о Соловецкой школе юнг, созданной в годы Великой Отечественной для пополнения флота. В театре выбор одобрили. Фекета сказал, что идею поддержал один депутат Государственной думы, страстный поклонник творчества Пикуля, обещал поддержку. С Театром Северного флота Плешака связывают многолетние творческие и дружеские отношения (там до сих пор идет музыкальный спектакль о прославленном подводнике Герое Советского Союза Магомете Гаджиеве «Я близко! Я рядом! Я здесь!»), и композитор приступил к работе, не дожидаясь заключения договора.
Либретто написать он предложил своему постоянному соавтору поэту и драматургу Евгению Пальцеву. Договорились, что каждый самостоятельно вычленит из повести эпизоды, которые станут музыкальными номерами. Таких сцен у Плешака набралось три десятка, у Пальцева немногим меньше. И, что интересно, большинство из них совпали.
Сцена из мюзикла «Юнги Северного флота»
Сцена из мюзикла «Юнги Северного флота». Фото: Пресс-служба Магаданского музыкально-драматического театра
— Мы уже закончили вчерне работу над первым действием, сделали 12 номеров, — рассказывает Виктор Васильевич «Русской планете», — когда выяснилось: денег у театра нет и не предвидится. «Извините, мол, ребята…» Но работа нас с Женей настолько захватила, что оставить ее мы уже не могли.
В марте прошлого года Виктора Плешака пригласили в Магадан на премьеру мюзикла «Рыцарские страсти» (либретто Валентина Красногорова).
Нынешний художественный руководитель театра Вячеслав Добровольский, по словам композитора, «больше всех поставил моих мюзиклов» — и не только в Магадане, но и в Хабаровске, Оренбурге, Одессе…
— Мы со Славой дружим лет 30, — продолжил рассказ Плешак, — и я решил дать ему послушать приготовленную для мурманчан демонстрационную запись «Юнг» в моем исполнении, под мой аккомпанемент. Слава пришел в восторг и тут же пригласил к себе в кабинет директора театра Александра Бондаренко. Затем они позвонили министру культуры, спорта и туризма Магаданской области Людмиле Горлачевой, и она вынесла вердикт: «Ставим! По Пикулю мюзиклов никто не делал! Мы будем первые!». Условие выдвинули мне одно — получить разрешение у наследников. С большим трудом я смог узнать номер телефона вдовы Валентина Саввича. Из Агентства по авторским правам связались с ней, предупредили, что я буду звонить, но Антонина Ильинична трубку не взяла. И вдруг звонок на мой мобильный: «Вы мне звонили?». Антонина Ильинична крайне удивилась, даже переспросила: «Мюзикл по Пикулю? Такое еще никому в голову не приходило. Я не возражаю. Есть еще наследница, но с ней я договорюсь сама».
Вячеслав Добровольский предложил иную композиционную концепцию спектакля: действие начинается в наши дни, звучит песня Виктора Плешака на стихи Макса Дахие «Девятое мая пришло…», у Большого театра встречаются бывшие фронтовики, среди них выпускники Соловецкой школы юнг Александр Ласточкин (прототип — сам Пикуль) и Стив Соммерсэт. Они вспоминают «дела давно минувших дней», причем не в хронологической последовательности: за веселым эпизодом — грустный, за лирическим — трагический. В общем, то, что уже было сделано Плешаком и Пальцевым, оказалось в корзине.
Сцена из мюзикла «Юнги Северного флота»
Сцена из мюзикла «Юнги Северного флота». Фото: Пресс-служба Магаданского музыкально-драматического театра
Добровольский не только «додумал» одного из главных героев — американского паренька Стива (в русском варианте Степку), родители которого в 1929-м году, разумеется, вместе с сыном, перебрались в Советский Союз, но и определил троицу главных героев как «трех мушкетеров»: в школе юнг завязывается дружба Стива с Сашей Ласточкиным и бывшим беспризорником Гришей Пахомовым. По окончании школы они просятся и попадают на Северный флот. Гриша погибает. Стив же, защищавший советское Заполярье, после войны становится жертвой политических репрессий: он осужден на десять лет как американский шпион…
Вячеслав Добровольский занял в мюзикле обе труппы театра — драматическую и музыкальную. Был также объявлен кастинг среди учащихся гимназий, где есть театральные студии, – мальчишкам предстояло участвовать в спектакле на равных с профессиональными и маститыми актерами. «Юношеские голоса не потонули в мужском хоре», — скажет после премьеры композитор.
В день сдачи спектакля, 8 мая, умер ведущий актер театра, исполнитель роли фотографа дяди Яши Юрий Яновский. Режиссеру ничего не оставалось, как самому заменить его — и на сдаче, и на двух премьерных показах. И он прекрасно сыграл дядю Яшу…
— Спектакль очень сложный: много специальных терминов, разнообразие жанров — и романс, и морские песни, и блатные, и степ. Но оркестр (дирижер Руслан Козовчинский) сработал безупречно. Все до одного музыкальные номера встречались аплодисментами, некоторые зрители даже подпевали, потому что в ариях есть рефрены, которые легко запоминаются, — делился Виктор Васильевич впечатлениями о премьере. — Не могу не отметить точность попадания в роли — гармонично сыграна каждая. В зале были слышны всхлипывания, зрители то и дело смахивали слезинки. Как мне сказали, кто-то из них назвал мюзикл «прививкой патриотизма». Конечно, после такого успеха в «столице Колымского края» мне хочется, чтобы спектакль поставили и в Петербурге, в Москве, других городах России. «Прививка патриотизма» нам сейчас не помешает, особенно молодежи.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости