Бабушек в церквях сменили советские люди
2 мин чтения

	Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя в Москве. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя в Москве. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Опрос соцслужбы «Среда» показал, что сегодня московский прихожанин хорошо образован и относительно молод

Опрос, проведенный социологической службой «Среда» в мае текущего года в 12 московских приходах, показал, что реалии приходской жизни сильно отличаются от устаревших стереотипов, в первую очередь, что православная церковь – пристанище бедных и пожилых. Социальная и возрастная структура московских прихожан почти не отличимая от «среза» всего столичного общества.

Более 60% прихожан — это люди от 19 до 45 лет. А 80% из прихожан имеет неполное высшее, высшее образование или даже ученую степень.

28% опрошенных прихожан хватает денег на автомобиль, у 24% нет денег на покупку личного транспорта, 27% не хватает денег на крупную бытовую технику и только у 8% прихожан нет средств на питание, одежду и обувь. Эти показатели практически не отличаются от результатов опроса, проведенного среди москвичей прошлым летом. «Распределение по доходам один в один такое же», — отмечает Алина Багрина, руководитель службы «Среда».

Социологи особенно отметили так называемую группу «неальтернативных хипстеров» в храме.

«Мы попали на группу молодых людей, распределенных по разным храмам. Это ребята 14-18 лет, которые ходят в храм каждую неделю. В этом возрасте привести тинэйджера за руку сложно, то есть мы в данном случае имеем какую-то уже личную мотивацию», — рассказала Багрина об этой аудитории.

В ходе исследования удалось выделить еще одну группу – «затянувшиеся новоначальные». Они ходят в церковь несколько раз в год и реже, не принимают участия в приходской жизни, но при этом ежегодно посещают один и тот же храм на протяжении более 5 лет. Данные опроса свидетельствуют о том, что к этой группе чаще всего относятся мужчины 19-30 лет с высшим образованием и доходом выше среднего.

48% опрошенных приходят в храм каждую неделю и чаще, 28% каждый месяц, но реже раза в неделю, 16% посещают приход несколько раз в год, но реже раза в месяц и только около 2% — раз в год и реже.

Багрина привела еще один стереотип, в соответствии с которым женщины составляют «ядро прихожан». Она отметила, что женщин в выборке действительно было больше (62%), но при этом именно мужчины составляют пласт «еженедельников», которые принимают участие в приходской жизни.

В исследовании явно прослеживается гендерная специфика религиозности. Об этом говорят и результаты фотоконкурса «Святое и ценное», проведенные «Средой». Анализ 2160 фотографий показал, что пейзажи, растения и животные преобладали у женской половины участниц конкурса, в то время как мужчины присылали больше изображений, связанных с обрядовой жизнью.

Социологи «Среды» также выдвинули гипотезу, что женщина вполне может быть частью чего-то, но в нем не участвовать, а просто бездеятельно созерцать  приходскую жизнь.

Специалисты «Среды» поинтересовались у прихожан, кто должен финансировать приходские проекты, жизнь священника, на чьих плечах лежит материальная ответственность за приход.

Выяснилось, что чем чаще человек ходит в храм, тем реже он надеется на помощь патриарха и государства – «это обязанность прихожан» ответили 45% респондентов.

На втором месте ответ «патриархия» — 28%, на третьем «финансово обеспеченные благотворители и крупные жертвователи». Социологи заметили, что чем больше личный доход, тем меньше прихожанин рассчитывает на помощь государства и крупных жертвователей.

При этом те, кто не принимает участие в приходской жизни, больше выражают надежду на патриарха и государство.

Выяснилось, что от захожан (людей, посещающих церковь эпизодически), приходы получают больше финансовой помощи, чем от прихожан, то есть чем реже человек ходит в храм, тем больше денег он готов там оставить.

Среди опрошенных прихожан список самых популярных православных авторов возглавил отец Андрей Кураев (его имя назвали 11% респондентов), на втором месте находится отец Алексей Уминский – 6%, третье место разделяют отец Дмитрий Смирнов, чье имя чаще называли мужчины, Алексей Осипов и Архимандрит Тихон Шевкунов, которого вспоминали чаще те, кто редко бывает в приходе и почти не принимает участие в приходской жизни.

Комментируя данные опроса, священник Валерий Степанов из храма святителя Мартина Исповедника на Таганке отметил, устойчивое представление о «бабушках в церкви» рушится – их становится все меньше. «Те, что были, уходят, а те, кто приходит или должен прийти на их место – люди, воспитанные в советскую эпоху и очень далекие от храмов. Они чувствуют себя здесь чужими, они ничего не знают о Христе, о духовной, душевной жизни», — резюмировал священник.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос
Комментарии
18 июня 2013, 18:06
Постоянное хождение в церковь - еще не основание для силы веры и духа! В советские времена действующих церквей было раз-два и обчелся, а народ тем не менее был крепок духом, справедлив, милостив и непобедим одновременно!!!
18 июня 2013, 21:54
Если нет Бога внутри, нигде его не найти. А нынешняя РПЦ больше похожа на балаган, чем на храм веры.
18 июня 2013, 15:31
Блин, в стране 1млн. священнослужителей. То есть куча здоровых мужиков тупо сидят на пожертвованиях, ничего не делают, не производят, а только потребляют. Да еще молодежь подсаживают на эту религиозную иглу. Работать надо, а не опиум для народа распространять
18 июня 2013, 15:55
да ну перебор, нет столько, у нас госслужащих меньше чем свщенослужителей, да не верю йа
18 июня 2013, 16:05
Одних храмов более 30 тысяч по всей России. Вообще, в индустрии РПЦ так или иначе вращается указанное количество человек. Тут не только священники, а те, кто так или иначе задействован в этом (попы, свечницы, дьячки, всякие служки). Уж поверьте
18 июня 2013, 15:27
По мне, лучше бы эта молодежь в спортзал почаще ходила, а не грехи замаливала. Я не хочу сказать, что вера это плохо, но бежать от проблем в церковь и искать смирения и уничижения тоже не правильно. Так же не правильно подло жить, надеясь, что в церкви тебе отпустят все грехи.
19 июня 2013, 12:44
Сразу видно, что вы не имеете даже отдаленного представления о православии - в лучшем случае в лукморе об этом почитали. Никто в храм не "бежит от проблем" - верующие там ищут утешения, просто утешения. Никто не ищет смирения и уж тем более УНИЧИЖЕНИЯ - вообще чушь сморозили. Учатся смирению в том плане, чтобы спокойнее переносить болезни и неприятности жизненные и вообще быть спокойнее, добрее. А уж грехи отпускают вовсе не "в церкви". Ее напишите "не согрешишь - не покаешься"- еще один штамп неверующих в отношении верующих. В общем, ваш пост не о вере.
18 июня 2013, 15:41
В спортзале быстрее дураком станешь, или голову отобьют, нет уже лучше в церковь. Не забывайте что исламисты активно строят мечети по России - свою религиозную армию выращивают, а у нас одни хоругвеносцы и те сурковские агенты и переодетые нашисты
18 июня 2013, 15:58
Да полноте вам, батенька. С каких это пор в спортзалах головы отбивают? Я ж не призываю вас колошматить друг друга на ринге. Обычный фитнес - клуб, тренажеры, бассейн. Здоровый образ жизни.
А вы думаете, что наш церковный приход пойдет воевать против армии ислама?)) В христианстве отвергается сама идея сопротивления злу насилием. Или забыли: "ударят по одной щеке, подставь другую". Исламистам только того и надо, что бы все мы превратились в безропотных баранов.
18 июня 2013, 15:26
Отличная статья, заставляет о многом задуматься. И кстати хороший ответ для критиков РПЦ - сомневаюсь что панкухи из Пусси риот имеют приличное образование
18 июня 2013, 15:18
А Кирилл еще против того, что бы священники пользовались интернетом. При этом блогер Кураев самый популярный священник. Пора духовенству всерьез идти в сеть! Там теперь заблудшие души обитают)
19 июня 2013, 12:39
1. Не "священники", а только МОНАХИ. 2. Кураев не священник, он ДИАКОН, если не ошибаюсь, протодиакон, это не священническое звание и это его принципиальная позиция. Прежде чем комментить - хоть чуть погрузитесь в матчасть, тёзка))
18 июня 2013, 15:45
и придется им там резать посты посуху, т.е. погрязнуть в цензуре, за это от инет пользователей лучей добра получить не получится, а если без цензуры, то тролли съедят их с потрохами, нельзя им в интеренет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!