Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Общество

Бабушек в церквях сменили советские люди

Опрос соцслужбы «Среда» показал, что сегодня московский прихожанин хорошо образован и относительно молод

Елена Коваленко
18 июня, 2013 14:43
2 мин

Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя в Москве. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Опрос, проведенный социологической службой «Среда» в мае текущего года в 12 московских приходах, показал, что реалии приходской жизни сильно отличаются от устаревших стереотипов, в первую очередь, что православная церковь – пристанище бедных и пожилых. Социальная и возрастная структура московских прихожан почти не отличимая от «среза» всего столичного общества.
Более 60% прихожан — это люди от 19 до 45 лет. А 80% из прихожан имеет неполное высшее, высшее образование или даже ученую степень.
28% опрошенных прихожан хватает денег на автомобиль, у 24% нет денег на покупку личного транспорта, 27% не хватает денег на крупную бытовую технику и только у 8% прихожан нет средств на питание, одежду и обувь. Эти показатели практически не отличаются от результатов опроса, проведенного среди москвичей прошлым летом. «Распределение по доходам один в один такое же», — отмечает Алина Багрина, руководитель службы «Среда».
Социологи особенно отметили так называемую группу «неальтернативных хипстеров» в храме.
«Мы попали на группу молодых людей, распределенных по разным храмам. Это ребята 14-18 лет, которые ходят в храм каждую неделю. В этом возрасте привести тинэйджера за руку сложно, то есть мы в данном случае имеем какую-то уже личную мотивацию», — рассказала Багрина об этой аудитории.
В ходе исследования удалось выделить еще одну группу – «затянувшиеся новоначальные». Они ходят в церковь несколько раз в год и реже, не принимают участия в приходской жизни, но при этом ежегодно посещают один и тот же храм на протяжении более 5 лет. Данные опроса свидетельствуют о том, что к этой группе чаще всего относятся мужчины 19-30 лет с высшим образованием и доходом выше среднего.
48% опрошенных приходят в храм каждую неделю и чаще, 28% каждый месяц, но реже раза в неделю, 16% посещают приход несколько раз в год, но реже раза в месяц и только около 2% — раз в год и реже.
Багрина привела еще один стереотип, в соответствии с которым женщины составляют «ядро прихожан». Она отметила, что женщин в выборке действительно было больше (62%), но при этом именно мужчины составляют пласт «еженедельников», которые принимают участие в приходской жизни.
В исследовании явно прослеживается гендерная специфика религиозности. Об этом говорят и результаты фотоконкурса «Святое и ценное», проведенные «Средой». Анализ 2160 фотографий показал, что пейзажи, растения и животные преобладали у женской половины участниц конкурса, в то время как мужчины присылали больше изображений, связанных с обрядовой жизнью.
Социологи «Среды» также выдвинули гипотезу, что женщина вполне может быть частью чего-то, но в нем не участвовать, а просто бездеятельно созерцать  приходскую жизнь.
Специалисты «Среды» поинтересовались у прихожан, кто должен финансировать приходские проекты, жизнь священника, на чьих плечах лежит материальная ответственность за приход.
Выяснилось, что чем чаще человек ходит в храм, тем реже он надеется на помощь патриарха и государства – «это обязанность прихожан» ответили 45% респондентов.
На втором месте ответ «патриархия» — 28%, на третьем «финансово обеспеченные благотворители и крупные жертвователи». Социологи заметили, что чем больше личный доход, тем меньше прихожанин рассчитывает на помощь государства и крупных жертвователей.
При этом те, кто не принимает участие в приходской жизни, больше выражают надежду на патриарха и государство.
Выяснилось, что от захожан (людей, посещающих церковь эпизодически), приходы получают больше финансовой помощи, чем от прихожан, то есть чем реже человек ходит в храм, тем больше денег он готов там оставить.
Среди опрошенных прихожан список самых популярных православных авторов возглавил отец Андрей Кураев (его имя назвали 11% респондентов), на втором месте находится отец Алексей Уминский – 6%, третье место разделяют отец Дмитрий Смирнов, чье имя чаще называли мужчины, Алексей Осипов и Архимандрит Тихон Шевкунов, которого вспоминали чаще те, кто редко бывает в приходе и почти не принимает участие в приходской жизни.
Комментируя данные опроса, священник Валерий Степанов из храма святителя Мартина Исповедника на Таганке отметил, устойчивое представление о «бабушках в церкви» рушится – их становится все меньше. «Те, что были, уходят, а те, кто приходит или должен прийти на их место – люди, воспитанные в советскую эпоху и очень далекие от храмов. Они чувствуют себя здесь чужими, они ничего не знают о Христе, о духовной, душевной жизни», — резюмировал священник.
темы
2 мин