Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Прерванный полет «Максима Горького»

Самолет "Максим Горький"
Фото: Соцсети
По следам воздушной трагедии, случившейся 85 лет назад
Валерий Бурт
19 мая, 2020 20:32
14 мин

Искать причины катастроф бессмысленно. Истина – подлинная, с подробностями была и будет скрыта.

Не было правды и в главной советской газете «Правда». В официальных сообщениях отсутствовали важные детали и подробности. Перед тем, как давать информацию в печать, ее тщательно просматривали «наверху». В газеты попадало только то, что выгодно власти.

Так произошло и в упомянутом случае.

В сообщении ТАСС говорилось: «18 мая 1935 года в 12 часов 45 минут в городе Москве, в районе Центрального аэродрома (Ходынское поле), произошла катастрофа с самолетом «Максим Горький».

Катастрофа произошла при следующих обстоятельствах. Самолет «Максим Горький» совершал полет под управлением летчика ЦАГИ т. Журова при втором летчике из эскадрильи им. М. Горького Михееве, имел на борту ударников ЦАГИ в количестве 36 человек. В этом полете «Максим Горький» сопровождал тренировочный самолет ЦАГИ под управлением летчика Благина….»

В Советском Союзе времен Сталина всегда стремились удивить другие государства, прежде всего, западные. И доказать, что возможности коммунистического режима неисчерпаемы. СССР возводил огромные заводы, фабрики, комбинаты, прокладывал дороги, строил самолеты. Это впечатляло и вдохновляло. Но требовалось что-то небывалое, поражающее воображение.

В 30-е годы в Москве на месте снесенного Храма Христа Спасителя началось строительство Дворца Советов. Невиданное доселе здание с гигантской фигурой Ленина на вершине должно было взметнуться на высоту около полукилометра.

В районе Измайловского парка начали возводить стадион с балконами, верхними и нижними ярусами и башенками. Но – лишь с трех сторон, чтобы на арену через полигон, расположенный рядом, могли входить для парада колонны военных и боевая техника. Планировалось, что сооружение вместит 120 тысяч зрителей, а в дни праздников - до двухсот тысяч.

В 1932 году в журнале «За рулем» появилась небольшая заметка под заголовком «40-летие литературной деятельности великого пролетарского писателя ознаменуем постройкой самолета «Максим Горький». В ней говорилось (орфография сохранена):

«На борту самолета должны быть сосредоточены все средства массовой агитации, включая редакцию газеты, типографию, фотолабораторию, широковещательную радио-установку, звуковую кино-передвижку, аппарат для световых надписей на облаках и усовершенствованную установку для разбрасывания агит-литературы...»

По инициативе известного журналиста и писателя Михаила Кольцова был создан Всесоюзный комитет для сбора средств. Самые крупные пожертвования поступили из редакции «Правды», из «Известий» и ТАСС – по 50 тысяч рублей. «Красная звезда» внесла 20 тысяч. Сам Кольцов, ставший председателем комитета, и драматург Всеволод Вишневский внесли по 1000 рублей. Среди жертвователей были и рядовые товарищи. Так, «ударник работник печати тов. Дрекслер внес сдельный заработок – 186 рублей».

В итоге за короткий срок было собрано 6 миллионов рублей.

Создание универсальной крылатой машины АНТ-20 было поручено конструкторам Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) во главе с Андреем Туполевым. Самолет планировался как агитационный, пассажирский, однако в случае необходимости – это, естественно, не афишировалось – его можно было использовать, как транспортный. И – в качестве передвижного политического штаба.

Но это еще не все. В считанные часы самолет-гигант мог быть переоборудован в мощный бомбардировщик сверхдальнего действия!

Создание самолета шло ударными темпами. 4 июля 1933-го была начата постройка и менее, чем через год - 3 апреля 1934 готовую машину вывезли на аэродром.

Вид самолета поражал воображение. Воистину, это была фантастика, ставшая реальностью!

Самолет длиной 32 с половиной метра был снабжен автопилотом отечественной конструкции. Размах крыльев 42-х тонного гиганта составлял 63 метра. В машине, кроме салона на 72 пассажира, находились отдельные каюты с двухъярусными кроватями и прозрачными полами, электрифицированный буфет, склад для провизии, библиотека, кинотеатр, электростанция, телефон. Были еще фотолаборатория и типография. В самолете даже выходила своя газета!

После того, как самолет приняла специальная комиссия, 17 июня 1934 года АНТ-20 совершил пробный полет продолжительностью 35 минут. Пилотировал его шеф-пилот ЦАГИ Михаил Громов.

«Изумительный самолет, - сказал он, выйдя из-за штурвала. - Он исключителен по своим летным характеристикам, своей аэродинамике. Машина имеет безукоризненное рулевое управление. Управляется крупнейший в мире самолет чрезвычайно удобно и просто»

Второй полет состоялся через два дня после дебютного – 19 июня 1934 года. «Максим Горький проплыл над Красной площадью во время встречи челюскинцев.

Потом самолет почти год стоял в ангаре. Почему? Дорогостоящего гиганта берегли для торжественных случаев? Или все-таки «Максим Горький» не был столь надежен, как его описывали?

А описывали его с восторгом. Вот что писал журнал «Техника – молодежи» в 1934 году: «Все в нем новое, все советское. 7 тысяч лошадиных сил, сходящих с 8 винтов «Максима», оторвут его могучее тело от земли. Провожающие еще долго будут любоваться его темно-красными плоскостями огромными буквами «МГ» и пятиконечной звездой. Не успеет воздушный гигант скрыться от взоров провожающих, как на его борту закипит рабочая жизнь. И поплывет он над нашей страной, разбрасывая с борта видимые и невидимые зерна социалистической культуры - листовки и музыкальные звуки, смелые большевистские мысли...»

Третий полет АНТ-20 над стенами Кремля состоялся на параде 1 мая 1935 года. Его появление сопровождал гром рукоплесканий. Сохранились кадры, на которых Сталин наблюдает за машиной, которая буквально застилала небо. Вождь довольно улыбался, настроение у него было превосходное.

18 мая 1935 года «Максим Горький» взмыл над Москвой в четвертый и последний раз. Это был полет, организованный для тех, кто строил самолет. На его борт взошли техники, инженеры, конструкторы.

Многие взяли в воздушное путешествие жен и детей. Пассажиров собралось так много, что к трапу самолета выстроилась очередь. На кадрах кинохроники летчики и пассажиры улыбаются и весело переговариваются.

Вернемся к прерванному сообщению ТАСС: «…Несмотря на категорический запрет делать какие бы то ни было фигуры высшего пилотажа во время сопровождения, летчик Благин нарушил этот приказ и стал делать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета «Максим Горький» на высоте 700 м

При выходе из мертвой петли, летчик Благин своим самолетом ударил в крыло самолета «Максим Горький». Самолет «Максим Горький» вследствие полученных повреждений от удара тренировочного самолета стал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю в поселке Сокол в районе аэродрома.

При катастрофе погибло 11 человек экипажа самолета «Максим Горький» и 36 человек пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ, в числе которых было несколько членов их семей. При столкновении погиб также летчик Благин, пилотировавший тренировочный самолет.

Похороны погибших приняты на государственный счет и состоятся 20 мая с.г. Правительством решено выдать семьям погибших по 10 000 рублей единовременного пособия каждой семье и установить повышенное пенсионное обеспечение. Образована комиссия по похоронам в составе: Хрущев, Харламов, Ткачев».

На место аварии – «Максим Горький» при падении разрушил несколько домов в поселке «Сокол» - были оперативно посланы курсанты военных училищ, милиции, солдаты войск НКВД. Те, кто там побывали, не забудут этого кошмара никогда – земля была усеяна мертвыми телами…

В Советском Союзе не принято было сообщать о различных бедствиях и несчастьях. Но эту катастрофу, скрыть было невозможно. К тому же, о ней быстро узнала вся Москва.

Максим Горький, отдыхавший в Крыму, узнав о крушении самолета его имени, был обескуражен. Возможно, писатель ощутил зловещее дыхание собственной смерти. Жить ему оставалось чуть больше года…

Разумеется, пролетарский писатель не мог промолчать. Он прислал телеграмму, в которой говорилось:

«Преступное молодечество послужило причиной гибели отличных людей, чья трудовая энергия могла бы дать родине еще много ценного»

Горький намекал на летчика Николая Благина, который на истребителе И-5 сопровождал АНТ-20 и врезался в него. Да и из сообщения ТАСС явствует, что главным виновником катастрофы стал именно он. Эта версия была подхвачена всеми, кто обращался к теме воздушной катастрофы. Так, «Правда» опубликовала материал под названием «За штурвалом, как в бою», где говорилось: «Только воздушное ухарство, ненужная удаль, преступное озорство явились причиной гибели замечательных людей, замечательного корабля. Летчик Благин нарушил дисциплину. Он забыл закон авиации: «за штурвалом - как в бою». В той же газете были опубликованы стихи: «Тихо реют траурные флаги, / Вся страна склоняется, как мать,/ Очень нелегко, товарищ Благин, / О твоей кончине горевать».

Не остался в стороне и главный редактор «Известий» Николай Бухарин: «Столкновение могло стать возможным только из-за безрассудного и бессмысленного ухарства, вышедшего за пределы летной дисциплины, это и явилось конечной причиной гибели замечательного флагманского корабля, гибели нескольких десятков отличнейших людей».

Итак, вроде бы все ясно: Благин - главный виновник огромной беды. Но было странно, что этот человек позволил себе подобные вольности. Он был опытным пилотом, успешно испытывал различные самолеты.Его репутация была безупречной. Хотя родом Благин был из дворян...

Но странности продолжились. Когда у Сталина спросили, где похоронить Благина, он, после небольшой паузы, ответил: «Вместе со всеми». Значит – торжественно, на Новодевичьем кладбище, под звуки салюта! Кроме того, семье Благина, как семьям других погибших, представили солидное денежное пособие. Кроме того, вдове летчика и его и дочери дали новую квартиру.

Да это не расплата, а плата! Но за что?

Отметем версии о том, что Благин сознательно пошел на таран, поскольку думал, что в самолете находятся Сталин и его соратники. В эмигрантской газете «Меч» было опубликовано его якобы предсмертное письмо, где он намеревался расправиться с главными коммунистами страны. Но уже давно известно, что это – фальшивка.

Благин не был врагом Советской власти и ненавистником Сталина. Он был другом Валерия Чкалова и слыл дисциплинированным исполнительным человеком. Не изменил себе он и в последнем полете…

Говорят, что Сталин смотрел американский документальный фильм об авиации, где были показаны фигуры высшего пилотажа и воздушной акробатики. И вроде бы задал невинный вопрос: «А наши летчики так умеют? Вот бы посмотреть на такие чудеса»

Те, кто услышали вопрос, поняли, что это - приказ…

Следователи выяснили, что перед роковым полетом с летчиками АНТ-20 и И-5 встретились работники кинофабрики военно-учебных фильмов В.Г. Ряжский и А.А. Пуллин. Ссылаясь на разрешение высшего руководства ВВС, они убедили пилотов в том, что им необходимо снять воздушные фигуры, которые ранее не предусматривались.

Возможно, летчики протестовали, ибо были не готовы. Тем более, Благин отправлялся в полет на устаревшем, построенном еще в конце 20-х годов истребителе И-5 с неубирающимся шасси и маломощным двигателем. Хотя в то время имелись современные, маневренные и скоростные машины.

Однако летчикам дали понять, что маневры в воздухе необходимы. Возможно, им пообещали солидное вознаграждение и личную благодарность вождя.

Но всего этого Сталин мог и не знать. И потом, может, даже корил себя, что все так скверно вышло. И потому не стал позорить имя Благина. Парадокс – летчик гласно объявлялся виновным, но кулуарно остался невиновным!

Зато Ряжский и Пуллин были осуждены. Лишь потому, что выполнили чей-то приказ. Их дальнейшая судьба не известна…

Многое могла бы прояснить видеозапись полета, которая велась с самолета Р-5, сопровождавшего АНТ-20. Эти кадры, сделанные оператором Александром Шекутьевым, сохранились, но, по всей видимости, спрятаны в секретных архивах. Правда, не понятно, что скрывать сейчас, по прошествии стольких лет?

Наверное, по давней привычке – утаить правду на всякий случай. Как бывало уже не раз.

…Когда разбился «Максим Горький», Михаил Кольцов находился в командировке в Париже. Оттуда он послал телеграмму в Москву. В ней скорбел об утрате и выражал надежду, что в СССР будет создан «еще более сильный и прекрасный воздушный корабль. Это будет лучшим памятником нашим и родным погибшим товарищам».

Вскоре вышло совместное постановление Совета Народных комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б), в котором говорилось о постройке взамен погибшего «Максима Горького» трех больших самолетов такого же типа и таких же размеров. Их предполагалось назвать «Владимир Ленин», «Иосиф Сталин» и опять же «Максим Горький».

Впрочем, звучали предложения сотворить не три воздушных гиганта, а больше. Но это постановление не было выполнено. Может, потому что Сталин опасался, что «Иосиф Сталин» может рухнуть землю? И что ему придется говорить по этому поводу?..

Между прочим, гигантский стадион в Измайлове так и не достроили. И впечатляющий Дворец Советов не возвели. Да и вообще, многое из того, что было задумало при Сталине, так и осталось мечтой. Он был могущественным диктором, но не всемогущим.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ