Новости – Общество
Общество
Объединяющая вера
Вид на центральную часть города и Собор Троицы Живоначальной — Бийск, Алтайский край, 1903 год. Фото: sobory.ru
Как шла христианизация Алтая, и почему ее надо проводить заново
28 июля, 2016 13:00
8 мин
28 июля Русская православная церковь отмечает День крещения Руси. «Русская Планета» узнала, как до Октябрьской революции приобщали к православию коренные народности Алтая и из чего складывается их культура сегодня.
«Крестов не носят и с татарскими женками живут»
Сибирь стала перекрестком мировых религий. Буддизм, ламаизм, ислам, язычество и шаманизм столкнулись здесь с христианством, которое несли русские поселенцы. На Алтае коренным жителям — шорцам, тубаларам, керсигальцам, челканцам, кумандинцам, алтайским телеутам, алтайцам и теленгитам — принять православные ценности оказалось непросто, этот процесс растянулся почти на 300 лет.
— Русская колонизация Алтая началась в 1618 году, когда построили Кузнецкий острог. В нем всего через три года возвели Преображенскую церковь — первую на территории проживания шорцев, — рассказывает РП кандидат исторических наук Денис Кривошеев. — Но в этом краю священники почти не вели миссионерской деятельности, у них была другая задача. Им нужно было удержать в лоне церкви казаков, которые за недостатком русских женщин массово заключали смешанные браки. Так, один из воевод сообщал в Москву в жалобе, отправленной в 1623 году, что «пашенные люди» живут не по-божески: крестов не носят, постов не соблюдают и с «татарскими женками живут».
Воевода предлагал насильно крестить всех местных «женок и девок», однако эта инициатива не встретила поддержки у духовенства. Священники понимали, насколько поверхностным и формальным было такое решение проблемы. Разрешение на это давали лишь в исключительных случаях.
Первым миссионером на Алтае стал отец Филофей Лещинский, крестивший в самом начале XVIII века кистимцев и чулымских тюрков. Ни о каком насильственном крещении «инородцев» речи в те годы не шло, все они принимали православие добровольно и даже охотно, если им предлагали за это подарки, говорит ученый. Столь же легко от него отказывались, как только это становилось более выгодно стратегически.
Со смертью Филофея Лещинского миссионерская деятельность надолго прекратилась. Продолжалась лишь вольно-народная, как это явление называют историки, христианизация Алтая, особенно Северного. Русские поселенцы, обосновавшись на новых местах, заводили дружбу с местными жителями, перенимали их навыки охоты и рыболовства, а попутно объясняли систему православных ценностей.
Анна и жена его Петр
Систематическая христианизация народов началась намного позже, когда Горный Алтай был официально присоединен к России. В 1828 году создали Алтайскую духовную миссию, которую возглавил архимандрит Макарий (Глухарев). Именно он выработал принципы миссионерской деятельности, которые заложили основы ее успеха.
— Архимандрит Макарий понял: подобно поселенцам, проповедник должен изучить язык, быт и традиции людей, которых он хочет приобщить к православию, стать частью поселения, где они живут, — рассказывает корреспонденту РП историк, краевед Василий Кочев. — Чтобы подготовить грамотных миссионеров, Макарий основал Бийское катехизаторское училище, выпускники которого сыграли огромную роль не только в распространении православия, но и в изучении культуры народов Алтая. А приходское духовенство обязали оказывать им всю возможную помощь. Чаще всего в училище принимали потомков из крещеных семей местных народностей — они были для своих соплеменников более убедительным примером, чем русские, поскольку их воспринимали как своих.
Русские миссионеры разработали оригинальный метод — они начали сами создавать поселения, которые были расположены стратегически выгодно. В каждое из них селили несколько семей уже принявших православие инородцев и по паре семей русских православных крестьян. Эти поселения должны были стать для всех остальных местных жителей образцом для подражания. А поскольку православные пользовались в быту и хозяйстве более современными технологиями, желание подражать им появлялось быстро. Таких поселений уже к 1897 году было создано 192, а к 1910-му — 380, и проживало в них более 52 тыс. человек.
— Конечно, долгое время христианизация коренных жителей Алтая была поверхностной, они с легкостью воспринимали лишь новые понятия и явления, — уточняет Денис Кривошеев. — Например, самым почитаемым здесь, как и по всей Сибири, святым стал Николай Угодник — покровитель земледелия, которого до прихода русских за Уралом не знали. А восприятие икон и креста было более сложным, эти символы понимали, как новое воплощение привычных мифологических образов. Шаманы, когда проводили свои ритуалы, поворачивали иконы к стене, чтобы они не подсматривали. Иконам начали делать подношения, как раньше духам: одаривали молоком, мясом и аракой, как и языческих «божков», стоявших рядом. А крестов новообращенная паства стремилась надеть как можно больше — чтобы лучше защищали. При этом многие из тех, кто носил крест, ни одной православной молитвы не знали, понятия не имели, как сотворить крестное знамение, и даже не помнили имен, данных им при крещении.
В исторических документах зафиксирован забавный случай. Семейная пара шорцев получила при крещении имена Петр и Анна. Однако муж посчитал, что он будет носить имя Анна, показавшееся ему более подходящим мужчине, а жену упорно называл Петром. Никакие объяснения, что это неправильно, не смогли изменить его решения.
Сотрудники Алтайской духовной миссии, 1880 год
Сотрудники Алтайской духовной миссии, 1880 год. Фото: stsl.ru
Растили религию, а вырастили культуру
Алтайская духовная миссия добилась огромных результатов, прежде всего в области просвещения. Миссионеры развивали земледелие и огородничество, повышали эффективность скотоводства и, конечно же, обучали людей грамоте. При миссии работали десятки школ, где все желающие могли научиться читать, заодно изучая Священное писание. Благодаря тому, что миссионеры учили местные языки, они способствовали созданию алфавита для алтайцев, шорцев и телеутов. Миссия даже издавала книги на алтайском языке.
С принятием православия начала меняться и бытовая культура коренных народов Алтая. Они перестали брать калым с будущего зятя, выдавать малолетних дочерей за стариков, стали уходить в прошлое обычаи многоженства и легких разводов.
Медицинская помощь в больницах, организованных при содействии Алтайской духовной миссии, сыграла колоссальную роль в профилактике распространения инфекционных заболеваний. При ней состояли не только фельдшеры, но даже специальные «оспопрививатели» — их задачей было полностью искоренить эту опасную болезнь. Благотворительная помощь помогла облегчить участь сирот, вдов и одиноких стариков.
Первое поколение алтайской и шорской интеллигенции, начиная от учителей и врачей и заканчивая писателями и художниками, сформировалось из воспитанников миссионерских школ, потомков миссионеров или сотрудников миссии. Благодаря ее деятельности многие родственные народы со схожими языком и традициями впервые объединились, осознав свою национальную идентичность.
— С 1830 по 1917 год, когда Алтайская духовная миссия перестала существовать, ею было обращено в христианство более 35 тыс. аборигенов, — говорит Василий Кочев. — По признанию архимандрита Макария (Невского), многие из новообращенных, по сути, оставались двоеверами или вскоре возвращались к прежней религии. Принимать православие местному населению было невыгодно. Один из недавно обращенных в новую веру жаловался: «Повинностей с крещеного больше: и мосты, и дороги, и квартиры; плати и волостному и сельскому писарям, одним словом вдвое приходится платить». В отказах от официального православия сказывалось и влияние староверов, селившихся на Алтае в поисках Беловодья. И все же следует признать: процент искренне верующих среди коренных жителей к XX веку начал расти, но приход к власти большевиков и начало гонений на Русскую православную церковь положили конец начавшемуся процессу истинной христианизации жителей Алтая. Сейчас, спустя век, решать эту задачу придется практически с нуля.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости