Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Объединяющая вера

Вид на центральную часть города и Собор Троицы Живоначальной — Бийск, Алтайский край, 1903 год. Фото: sobory.ru

Как шла христианизация Алтая, и почему ее надо проводить заново

Полина Виноградова
28 июля, 2016 13:00
8 мин
28 июля Русская православная церковь отмечает День крещения Руси. «Русская Планета» узнала, как до Октябрьской революции приобщали к православию коренные народности Алтая и из чего складывается их культура сегодня.
«Крестов не носят и с татарскими женками живут»
Сибирь стала перекрестком мировых религий. Буддизм, ламаизм, ислам, язычество и шаманизм столкнулись здесь с христианством, которое несли русские поселенцы. На Алтае коренным жителям — шорцам, тубаларам, керсигальцам, челканцам, кумандинцам, алтайским телеутам, алтайцам и теленгитам — принять православные ценности оказалось непросто, этот процесс растянулся почти на 300 лет.
— Русская колонизация Алтая началась в 1618 году, когда построили Кузнецкий острог. В нем всего через три года возвели Преображенскую церковь — первую на территории проживания шорцев, — рассказывает РП кандидат исторических наук Денис Кривошеев. — Но в этом краю священники почти не вели миссионерской деятельности, у них была другая задача. Им нужно было удержать в лоне церкви казаков, которые за недостатком русских женщин массово заключали смешанные браки. Так, один из воевод сообщал в Москву в жалобе, отправленной в 1623 году, что «пашенные люди» живут не по-божески: крестов не носят, постов не соблюдают и с «татарскими женками живут».
Воевода предлагал насильно крестить всех местных «женок и девок», однако эта инициатива не встретила поддержки у духовенства. Священники понимали, насколько поверхностным и формальным было такое решение проблемы. Разрешение на это давали лишь в исключительных случаях.
Первым миссионером на Алтае стал отец Филофей Лещинский, крестивший в самом начале XVIII века кистимцев и чулымских тюрков. Ни о каком насильственном крещении «инородцев» речи в те годы не шло, все они принимали православие добровольно и даже охотно, если им предлагали за это подарки, говорит ученый. Столь же легко от него отказывались, как только это становилось более выгодно стратегически.
Со смертью Филофея Лещинского миссионерская деятельность надолго прекратилась. Продолжалась лишь вольно-народная, как это явление называют историки, христианизация Алтая, особенно Северного. Русские поселенцы, обосновавшись на новых местах, заводили дружбу с местными жителями, перенимали их навыки охоты и рыболовства, а попутно объясняли систему православных ценностей.
Анна и жена его Петр
Систематическая христианизация народов началась намного позже, когда Горный Алтай был официально присоединен к России. В 1828 году создали Алтайскую духовную миссию, которую возглавил архимандрит Макарий (Глухарев). Именно он выработал принципы миссионерской деятельности, которые заложили основы ее успеха.
— Архимандрит Макарий понял: подобно поселенцам, проповедник должен изучить язык, быт и традиции людей, которых он хочет приобщить к православию, стать частью поселения, где они живут, — рассказывает корреспонденту РП историк, краевед Василий Кочев. — Чтобы подготовить грамотных миссионеров, Макарий основал Бийское катехизаторское училище, выпускники которого сыграли огромную роль не только в распространении православия, но и в изучении культуры народов Алтая. А приходское духовенство обязали оказывать им всю возможную помощь. Чаще всего в училище принимали потомков из крещеных семей местных народностей — они были для своих соплеменников более убедительным примером, чем русские, поскольку их воспринимали как своих.
Русские миссионеры разработали оригинальный метод — они начали сами создавать поселения, которые были расположены стратегически выгодно. В каждое из них селили несколько семей уже принявших православие инородцев и по паре семей русских православных крестьян. Эти поселения должны были стать для всех остальных местных жителей образцом для подражания. А поскольку православные пользовались в быту и хозяйстве более современными технологиями, желание подражать им появлялось быстро. Таких поселений уже к 1897 году было создано 192, а к 1910-му — 380, и проживало в них более 52 тыс. человек.
— Конечно, долгое время христианизация коренных жителей Алтая была поверхностной, они с легкостью воспринимали лишь новые понятия и явления, — уточняет Денис Кривошеев. — Например, самым почитаемым здесь, как и по всей Сибири, святым стал Николай Угодник — покровитель земледелия, которого до прихода русских за Уралом не знали. А восприятие икон и креста было более сложным, эти символы понимали, как новое воплощение привычных мифологических образов. Шаманы, когда проводили свои ритуалы, поворачивали иконы к стене, чтобы они не подсматривали. Иконам начали делать подношения, как раньше духам: одаривали молоком, мясом и аракой, как и языческих «божков», стоявших рядом. А крестов новообращенная паства стремилась надеть как можно больше — чтобы лучше защищали. При этом многие из тех, кто носил крест, ни одной православной молитвы не знали, понятия не имели, как сотворить крестное знамение, и даже не помнили имен, данных им при крещении.
В исторических документах зафиксирован забавный случай. Семейная пара шорцев получила при крещении имена Петр и Анна. Однако муж посчитал, что он будет носить имя Анна, показавшееся ему более подходящим мужчине, а жену упорно называл Петром. Никакие объяснения, что это неправильно, не смогли изменить его решения.
Сотрудники Алтайской духовной миссии, 1880 год
Сотрудники Алтайской духовной миссии, 1880 год. Фото: stsl.ru
Растили религию, а вырастили культуру
Алтайская духовная миссия добилась огромных результатов, прежде всего в области просвещения. Миссионеры развивали земледелие и огородничество, повышали эффективность скотоводства и, конечно же, обучали людей грамоте. При миссии работали десятки школ, где все желающие могли научиться читать, заодно изучая Священное писание. Благодаря тому, что миссионеры учили местные языки, они способствовали созданию алфавита для алтайцев, шорцев и телеутов. Миссия даже издавала книги на алтайском языке.
С принятием православия начала меняться и бытовая культура коренных народов Алтая. Они перестали брать калым с будущего зятя, выдавать малолетних дочерей за стариков, стали уходить в прошлое обычаи многоженства и легких разводов.
Медицинская помощь в больницах, организованных при содействии Алтайской духовной миссии, сыграла колоссальную роль в профилактике распространения инфекционных заболеваний. При ней состояли не только фельдшеры, но даже специальные «оспопрививатели» — их задачей было полностью искоренить эту опасную болезнь. Благотворительная помощь помогла облегчить участь сирот, вдов и одиноких стариков.
Первое поколение алтайской и шорской интеллигенции, начиная от учителей и врачей и заканчивая писателями и художниками, сформировалось из воспитанников миссионерских школ, потомков миссионеров или сотрудников миссии. Благодаря ее деятельности многие родственные народы со схожими языком и традициями впервые объединились, осознав свою национальную идентичность.
— С 1830 по 1917 год, когда Алтайская духовная миссия перестала существовать, ею было обращено в христианство более 35 тыс. аборигенов, — говорит Василий Кочев. — По признанию архимандрита Макария (Невского), многие из новообращенных, по сути, оставались двоеверами или вскоре возвращались к прежней религии. Принимать православие местному населению было невыгодно. Один из недавно обращенных в новую веру жаловался: «Повинностей с крещеного больше: и мосты, и дороги, и квартиры; плати и волостному и сельскому писарям, одним словом вдвое приходится платить». В отказах от официального православия сказывалось и влияние староверов, селившихся на Алтае в поисках Беловодья. И все же следует признать: процент искренне верующих среди коренных жителей к XX веку начал расти, но приход к власти большевиков и начало гонений на Русскую православную церковь положили конец начавшемуся процессу истинной христианизации жителей Алтая. Сейчас, спустя век, решать эту задачу придется практически с нуля.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ