Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Право на блокировку

Роскомнадзор хочет бороться с незаконным контентом без участия Генпрокуратуры

Владимир Лактанов
2 мин

Фото: Сергей Киселев / Коммерсантъ

Проект приказа Роскомнадзора, расширяющего функции федеральной службы по блокировке сайтов или их отдельных страниц вынесли на общественное обсуждение на портале regulation.gov.ru. Насколько необходимо такое изменение в законодательстве, выясняла «Русская планета».
Сизифов труд
Активные пользователи Рунета знают, что деятельность Роскомнадзора не всегда эффективна. В соответствии с законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Генпрокуратура РФ направляет экспертам Роскомнадзора требования о блокировке сайтов или страниц, содержащих запрещенные материалы – от призывов к экстремисткой деятельности до детской порнографии и указывает конкретные интернет-ресурсы. Далее Роскомнадзор вносит нарушителя в реестр запрещенных сайтов, уведомляет владельца сайта о блокировании и оповещает хостинг-компанию о том, что есть ресурс-нарушитель.
Проблема в том, что стоит Роскомнадзору заблокировать страницу с запрещенной информацией, как та тут же в сотнях копий расходится по Сети, несмотря на все усилия контролирующих органов.
Согласно текущему проекту приказа Роскомнадзора, кроме конкретного ресурса надзорное ведомство сможет блокировать все копии противозаконной информации. Более того, в проекте прописана новая процедура: теперь сам Роскомнадзор без помощи Генпрокуратуры должен мониторить Рунет с целью выявления всех копий с противозаконным контентом, аналогичным тому, что содержится в требовании Генпрокуратуры.
Роскомсвобода против Роскомнадзора
Исполнительный директор компании «РЕГ.РУ», лидера среди отечественных регистраторов и хостинг-провайдеров, Светлана Лиенко считает нововведение полезным.
«Механика, используемая сегодня Роскомнадзором в борьбе с запрещенным интернет-контентом, уже достаточно эффективна. Сохраняется только одна проблема: операторы связи по-прежнему блокируют не доменное имя, а IP-адрес сайта-нарушителя. В большинстве случаев это наносит вред сотням владельцев интернет-ресурсов, которые расположены на том же сервере хостинг-провайдера, что и сайт с запрещенным контентом. Поэтому в условиях расширения полномочий Роскомнадзора этот дефект технологических процессов необходимо устранить. Дополнение, которое предлагается в документе и обязывает  вместе с оригиналом запрещенной информации блокировать и все его копии, поможет ведомству работать намного продуктивнее», – отмечает эксперт.
С мнением представителя крупнейшего провайдера России не согласен руководитель правозащитного проекта Роскомсвобода Артем Козлюк. «Роскомнадзор после вступления приказа в силу будет иметь не только технические функции по обработке решений Генпрокуратуры, но и сможет сам осуществлять мониторинг Рунета на предмет поиска копий, обозначенных в ее требованиях. Такая деятельность Роскомнадзора носит противоправный характер, так как это ведомство не наделено законным правом внесудебной блокировки сайтов, — утверждает руководитель Роскомсвободы. — Мы все больше и больше приближаемся к китайской модели регулирования сетевого пространства, в котором огромная армия госслужащих отслеживает интернет на предмет выявления запрещенной информации». Но так ли это плохо в современных геополитических условиях?
Мировой опыт
Большинство стран пытаются оградить себя от тех или иных дестабилизирующих факторов: это могут быть и призывы к экстремизму, и пропаганда наркотиков, попытки манипулировать общественным мнением. В эпоху глобализации виртуальные угрозы становятся реальными. Поэтому подстройка законодательства под новые реалии вполне логична.
Некоторые представители интернет-сообщества сочли расширение функций Роскомнадзора по блокировке сайтов ограничением прав и свобод граждан, но нужно учитывать, что пока в сфере регулирования интернет-пространства наша страна отстает от многих государств.
Например, во Франции министерство внутренних дел занимается сетевой безопасностью и контролирует противоправный контент в интернете. Ведомство может потребовать от провайдеров заблокировать сайты с запрещенной информацией, не получая согласие судебных органов. Южная Корея, декларируя принципы открытости, запрещает доступ к северокорейским сайтам. Закон Южной Кореи о национальной безопасности предусматривает даже тюремные сроки за чтение и распространение материалов о КНДР. Следит за своим «интернет-домом» и Китай, где присмотром за «чистотой» Сети занимается специально созданное управление в Госсовете КНР, а на траффик наложена сложная система файерволлов.
Отдельным вопросом остается техническое несовершенство блокировки сайтов с запрещенным контентом. По данным Артема Козлюка, в 25–30% случаев нарушители закона блокируются не по URL, который является единым указателем ресурсов, а по IP-адресу, на котором может находиться до сотни добросовестных ресурсов. И чем раньше эта техническую проблему устранят, тем лучше.
Пока приказ Роскомнадзора находится на стадии проекта, общественное обсуждение закончится только 21 апреля. После анализа поступивших замечаний и предложений, проект приказа либо отправится на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности, либо будет возвращен в Роскомнадзор.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин