Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Правила русского чаепития

Ольга Матвеева рассказывает посетителям музея о зарождении на Руси традиции чаепития. Фото: Марина Губина / «Русская планета»
В белгородском музее раскрывают формулу заваривания чая и рассказывают об исконно русском напитке, который наши предки пили еще в XII веке
Марина Губина
14 ноября, 2015 10:00
11 мин
В Белгородском государственном музее народной культуры открылась выставка «Золотой век русского чаепития». В экспозиции размещено чуть больше 50 предметов, ее основа — это самовары, изготовленные в XIX веке и приобретенные музеем из частных коллекций. Здесь не удивляют размахом и уникальностью экспонатов, главная цель выставки — познакомить посетителей с исконно русскими традициями чаепития. Корреспондент РП узнала, для чего в Российской империи в чай стали класть лимон и как пить чай вдогонку.
Чай пришелся ко двору
В зале постоянной экспозиции посетителей музея народной культуры встречает накрытый стол, в его центре — горячий самовар. С традициями русского чаепития здесь знакомят не только в теории, но и на практике.
Официально «чайная» история в нашей стране начинается в XVII веке. В 1638 году китайские послы привезли царю Михаилу Романову несколько ящиков чая, который, что называется, пришелся ко двору, хотя поначалу его употребляли как лекарство. Уже в 1679 году с Китаем был заключен договор о регулярных поставках чая. Уже в середине XVIII века в Москве можно было без особых проблем купить около 10 различных сортов чая, еще через 100 лет в нынешней столице существовало более тысячи специализированных чайных магазинов. Но для большинства населения страны этот напиток долгое время оставался настоящим деликатесом.
Самовар — центральный предмет русского застолья
Самовар — центральный предмет русского застолья. Фото: Марина Губина / «Русская планета»
«К примеру, в 1730 году один английский фунт чая, а это 454 грамма, стоил в России от 2 до 6 рублей, — рассказывает Ольга Матвеева, заведующая научно-экспозиционным отделом. — Для сравнения: один пуд меда, это где-то 40 фунтов, стоил 3 рубля, 1 фунт икры (красной или черной. — РП) — 1,75 копейки. Так что чай многим был не по карману. А недобросовестные продавцы еще в него часто добавляли различные травы или, например, высушенную морковь, а то и вовсе окрашенные опилки или металлическую стружку, чтобы увеличить вес. Но с развитием российско-китайских отношений чай становился все более популярным и доступным. И уже в XIX веке Россию, точно так же, как и Англию, считали одной из самых "чаепьющих" держав».
Забытый «русский чай»
Есть сведения о том, что китайский напиток русские купцы попробовали еще в cредние века, а в летописях XII века не раз упоминается и о так называемом русском чае.
«Этот чай называли еще "чаем от 30 недугов", — говорит Галина Анкудинова, старший научный сотрудник отдела научно-методического и информационного обеспечения, — и изготавливали его наши предки на основе листьев иван-чая, или по-научному кипрея узколистного. В селе Копорье, сейчас это Ленинградская область, были огромные плантации этой травы, и именно там разработали рецепт русского копорского чая. Технология его приготовления, кстати, очень напоминает ту, по которой делают и китайский, и индийский напитки.
Доказано, что наши предки пили копорский чай регулярно, о его целебных свойствах до сих пор ходит множество легенд. Считается, что он помогает при простуде, аллергии, головной боли, эпилепсии, даже омолаживает кожу и повышает плодовитость. Напиток на основе кипрея узколистного не окрашивает зубную эмаль, не содержит кофеина, а значит, не вызывает привыкания и не противопоказан при гипертонии. Работники на Руси пили такой чай постоянно, так как он бодрил, прояснял ум и отбивал чувство голода.
Копорский чай в свое время был таким же брендом как, к примеру, китайский фарфор. Британия закупала десятки тысяч пудов этой травы, приготовленной по специальной рецептуре. Но в XIX веке разразился мировой скандал: появилась информация о том, что русские изготавливают чай на экспорт по вредным для здоровья технологиям и таким образом травят англичан. Причина скандала, как впоследствии оказалось, крылась в борьбе за рынки сбыта: популярность копорского напитка была столь высока, что значительно уменьшала поставки чая из Индии. И тогда Британская Ост-Индская компания стала подрывать авторитет русского продукта, распуская слухи о его вреде. Черный пиар свое дело сделал: русский чай за границей пить почти перестали, а после революции 1917 года про него забыли и на родине.
Самым популярным у наших предков был копорский чай, считалось, что он обладал лечебными свойствами
Самым популярным у наших предков был копорский чай, считалось, что он обладал лечебными свойствами. Фото: Марина Губина / «Русская планета»
«Я так много читала о копорском чае, а попробовала его совсем недавно, — признается Ольга Матвеева. — Его привозят в очень немногие чайные магазины и только под заказ. Стоит он недешево: килограмм — около 4 тысяч рублей. Все дело в том, что способы его обработки сложны и этим в России сейчас мало кто занимается. Но вкус чая, конечно, необычный: он не травяной, терпкий, немного горьковатый. Но какого-то особого воздействия на организм я не ощутила. Говорят, чтобы почувствовать эффект, копорский чай нужно пить регулярно».
«В Белгороде мне удалось найти только аптечный иван-чай, — делится информацией Галина Анкудинова. — Но это совсем не то, просто травяной напиток из высушенной травы».
Чайная формула
Галина Анкудинова исследованием русских чайных традиций занимается уже десять лет, объездила не только Белгородскую область, но и многие города России и бывшего СССР, изучала труды известных отечественных этнографов: Максимова, Зеленина, Коринфского. Информацией из интернета практически не пользуется: давно поняла, что в Сети о чайных обычаях рассказывают с множеством неточностей и фактических ошибок.
«Например, в нескольких интернет-статьях я читала, что традиция класть в чай лимон пришла к нам с Запада. Но это абсолютно неверно. Именно Россия стала первой страной, где вошло в привычку пить чай с этим цитрусом. Людям ведь довольно много времени приходилось проводить в дороге, в экипажах, в постоянной тряске. Пассажиров укачивало, и в трактирах им часто предлагали солености, которые спасали от чувства тошноты. И вот в XVIII веке в одном из русских трактиров в качестве средства от укачивания стали предлагать чай с лимоном. И этот способ употребления напитка так понравился, что очень скоро вошел в привычку», — объясняет исследователь.
Выяснила Галина Анкудинова и то, какой способ заваривания можно считать исконно русским.
«Во-первых, чайник нужно обязательно прогреть: либо поставить на самоварную конфорку, либо обдать кипятком и только потом засыпать заварку. Как рассчитывали, сколько положить заварки? Все зависело от количества стаканов: на один стакан шла одна чайная ложка заварки без верха. Например, если в чайник входит пять стаканов, то нужно было положить пять чайных ложек и прибавить еще одну — как говорили, для чайника. Заварку заливали кипяченой водой сначала на одну треть и давали чаю немного настояться. После доливали кипяток до половины чайника, снова настаивали несколько минут и только потом доливали воду до конца. Но доливали так, чтобы между напитком и крышкой чайника была воздушная подушка. Если долить воду до краев, это испортит вкус», — делится секретом Галина Анкудинова.
Кстати, одно из неоспоримых достоинств русского самовара в том, что именно с его помощью можно точно узнать момент, когда необходимо приступать к завариванию чая.
«Стенки самовара усиливали звук, и сидящие за столом слышали, как поначалу самовар шумел, потом "пел" и, наконец, бурлил. Так вот чай нужно заваривать, когда самовар "поет"», — рассказывают на экскурсии в музее народной культуры и от теории переходят к практике. Посетителей рассаживают за накрытым столом и предлагают показать, как пили чай вприкуску, внакладку, вдогонку и вприглядку.
Чай пили вприкуску, внакладку, вдогонку и вприглядку
Чай пили вприкуску, внакладку, вдогонку и вприглядку. Фото: Марина Губина / «Русская планета»
Гости музея отгадывают только один способ — внакладку: именно так пьют напиток сейчас, кладя в чашку сахара столько, сколько пожелают. Но для крестьян в XVIII веке сахар был слишком дорогостоящим продуктом, и они придумывали свои экономичные методы его употребления. К примеру, кусочек сахара клали на хлеб, отодвигали его губами и откусывали хлеб, прихлебывая при этом чай, — этот способ назывался вдогонку. Когда целый ломтик хлеба был съеден, в руках оставался маленький кусочек сахара, который так и «не догнал» хлеб, и его съедали как настоящее лакомство. Чашу с колотым сахаром обычно ставили рядом с хозяйкой дома, и она зорко следила за количеством потребляемого деликатеса, этот способ назывался вприглядку.
Вприкуску чай пили тоже весьма странным для современного человека образом: кусочек сахара зажимали передними зубами и через него протягивали горячий напиток. Сахар был очень твердым и таял во рту долго. Звуки при чаепитии вприкуску были весьма специфическими, потому в дворянских семьях такой способ считали недопустимым.
Сословные правила чаепитий
В XIX веке в каждом сословии существовали свои традиции чаепития.
«В дворянских семьях чай в чашку было принято не доливать на толщину мизинца, чтобы потом можно было положить туда мед, сахар, варенье, — рассказывает Ольга Матвеева. — У крестьян же, наоборот, чай наливали до краев, объясняя это тем, что хотят сделать дом гостя полной чашей. Но в действительности так делали потому, что положить в чашку, кроме чая, было особо нечего».
Дворяне свой день начинали именно с чаепития, для них оно было настоящим ритуалом.
«По правилам хорошего тона, чай нужно было пить не спеша, дуть на чашку считалось невежеством, — продолжает Матвеева. — Если хозяйка давала понять, что трапеза окончена, то чашку в перевернутом виде ставили на блюдце или же накрывали блюдцем. На столе, кстати, всегда был молочник. Хоть традиция пить чай с молоком и считается английской, у нас она прижилась очень быстро».
В середине XIX века чай стал уже по-настоящему национальным напитком. Из Китая его доставляли морским путем, что значительно снизило стоимость продукта, а после строительства Транссиба он и вовсе оказался доступен всем слоям населения. Но самыми большими любителями бодрящего напитка были русские купцы.
«Именно после купеческих застолий появилось выражение "чаи гонять", — констатирует заведующая научно-экспозиционным отделом, — ведь купцы чай пили просто в огромных количествах — от 15 до 20 чашек за вечер. Если приглашали на чай, это уже подразумевало, что будет длительная беседа, за которой решались многие важные вопросы: заключались сделки, проходило сватовство».
На смену самоварам уже давно пришли электрические чайники, да и сам старинный напиток теперь все чаще заваривают в пакетиках, но неизменным остается одно: чай для русского человека по-прежнему неразрывно связан с задушевной беседой и домашним уютом.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
11 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ