Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Потерял контроль над ситуацией»

Фото: Reuters/stringer
О чём свидетельствуют результаты расследования катастрофы Boeing 737 под Ростовом-на-Дону
Степан Зайцев
27 ноября, 2019 11:03
9 мин
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследование аварии пассажирского лайнера Boeing 737-8KN авиакомпании Flydubai в районе аэропорта Ростова-на-Дону. Катастрофа произошла 19 марта 2016 года. Её жертвами стали 62 человека. Трагедия унесла жизни граждан России, Индии, Испании, Кипра, Колумбии, Кыргызстана, Сейшельских Островов, Украины и Узбекистана.
Как выяснили эксперты МАК, авария произошла из-за ошибок, допущенных экипажем. После двух часов ожидания пилоты пытались посадить самолёт в обстановке стресса и повышенной утомляемости. В окончательном отчёте организации говорится, что к аварии привело сочетание нескольких негативных факторов.

«Катастрофа самолёта Boeing 737-8KN A6-FDN произошла при выполнении повторного ухода на второй круг из-за неверной конфигурации и ошибок в пилотировании с последующей потерей КВС (командиром воздушного судна. — РП) ситуационной осведомлённости ночью в инструментальных метеоусловиях, приведшей к потере контроля за параметрами полёта и столкновению самолёта с землей», — указывается в отчёте.

Как следует из документа, определённое влияние оказало то обстоятельство, что ранее лётчики никогда вместе не летали: «Для обоих это был первый полёт на аэродром Ростов-на-Дону. На день АП (авиационного происшествия. — РП) КВС выполнил 14 полётов на аэродромы Российской Федерации, из них 8 — в качестве КВС. Второй пилот на аэродромы Российской Федерации ранее полеты не выполнял».
Формирование экипажа в таком составе не противоречило требованиям авиационной администрации Объединённых арабских эмиратов и РПП (Руководству по процедурам и политике) авиакомпании Flydubai.
В документе не указаны фамилии лётчиков, но из приведённых в нём данных следует, что они не являлись российскими гражданами. В частности, из лётной биографии второго пилота понятно, что он был испанцем, а командир воздушного судна на заре карьеры работал в Helios Airways (Кипр) и XL Airways (Великобритания). Между собой лётчики разговаривали по-английски. КВС было 38 лет, второму пилоту — 37.
«Человеческий фактор»
Крушение Boeing 737 под Ростовом-на-Дону произошло при выполнении повторного захода на посадку. 18 марта в 22.43 командир воздушного судна отказался сажать лайнер из-за сильного порывистого ветра (около 20 м/с). МАК отмечает, что намерения лётчика были адекватны обстановке.
Самолёт провёл полтора часа в зоне ожидания и после полуночи пошёл на снижение с разрешения диспетчера. Однако из-за несогласованности действий пилотов Boeing столкнулся с землёй на удалении около 120 метров от входного торца взлётно-посадочной полосы аэропорта.

На распространённой в Сети видеозаписи видно, как самолёт пикирует на дикой скорости и почти вертикально входит в землю. При падении скорость машины составляла 630 км/ч.

Boeing разлетелся буквально на мелкие кусочки. В отчёте МАК говорится, что практически полностью были разрушены фюзеляж, приборы управления, главная и вспомогательные силовые установки, силовые узлы крепления крыла, трансмиссия закрылков, предкрылки, межсалонные перегородки, багажные полки и кресла пассажирского салона. Основная зона разброса обломков составила 150–400 м.

«К моменту катастрофы экипаж находился в воздухе шесть часов, из них два часа — в напряжённой рабочей обстановке, связанной с необходимостью принимать нестандартные решения, при этом катастрофа произошла в самое неблагоприятное время с точки зрения биоритмов, когда работоспособность человека резко снижается и находится на нижнем пределе, а вероятность совершения ошибок возрастает», — констатировали в МАК.

Экипаж рассчитывал посадить самолёт при более благоприятной погоде. Кроме того, по рекомендации диспетчера КВС намеревался направить Boeing в аэропорт Минеральных Вод, если повторная посадка в Ростове-на-Дону будет невозможна. Перед снижением экипаж правильно определил скорость захода на посадку с учётом ветра. Однако вторая попытка приземлить самолёт осуществлялась в погодных условиях, схожих с теми, что наблюдались раньше.
Посадка производилась в режиме ручного управления. В момент захвата глиссадного маяка лётчики выпустили шасси и закрылки, и стабилизировали положение самолёта. Однако за несколько минут до столкновения с землёй лайнер попал в порыв ветра. Приборная скорость начала резко увеличиваться и КВС принял решение заходить на второй круг.
Как утверждает МАК, командир недостаточно ясно объяснял свои действия и намерения. В итоге он ошибочно согласился с предложением второго пилота убрать закрылки до 15 градусов, как это предусмотрено при стандартном уходе. По версии экспертов, пилоты стали жертвами так называемого туннельного эффекта — непропорционально много внимания они уделяли управлению самолётом по тангажу, не замечая, что двигатели работали на полную мощность.
За две минуты до крушения КВС потерял пространственную ориентировку, совершал непроизвольные (рефлекторные) управляющие действия. По мнению специалистов, такое поведение лётчика свидетельствует о том, что он находился в крайне напряжённом психоэмоциональном состоянии. В отчёте отмечается, что второй пилот «отчаянно, с возрастающей тревогой в голосе, пытался «вернуть» командира в контур управления и исправить ситуацию.

«С момента 00:41:34 (за 15 секунд до столкновения с землёй) второй пилот подсказывал пилотирующему пилоту правильные действия (отклонение штурвала «на себя») для предотвращения перехода ситуации в катастрофическую. Но КВС, скорее всего, уже не слышал второго пилота и никак не реагировал на его слова — он полностью потерял контроль над ситуацией и способность управлять самолётом», — констатировали эксперты.

Как показали математические расчёты, если бы в тот момент колонка штурвала была бы отклонена полностью «на себя» и удерживалась бы в этом положении, самолёт мог быть выведен из пикирования и набрать в результате достаточный запас высоты. У МАК нет претензий к технической исправности систем потерпевшего крушение Boeing. Катастрофа произошла по вине «человеческого фактора».
Психологический «клинч»
МАК оставляет без конкретного ответа, по какой причине КВС позволил себе поддаться панике в сложной, но не критичной ситуации. Flydubai (в отличие от других авиакомпаний) не занималось кабальной эксплуатацией лётчиков. Пилоты проводили положенное количество времени в отпусках и дома.
Оба — были опытными и профессиональным лётчиками, выполняли все необходимые нормативы, а командир имел опыт посадки лайнера со второй попытки. Все действия экипажа, до последних двух минут были адекватными. Алкоголь и наркотики пилоты не употребляли.
Российские специалисты предполагают, что перед падением КВС попал в психологический «клинч», «то есть в состояние столкновения двух противоположных целей (мотивов): продолжить заход для выполнения посадки или уйти на второй круг». Схожие факторы были выявлены при расследовании других авиакатастроф, произошедших при уходе на второй круг, например, Boeing 737-500 VQ-BBN 17 ноября 2013 года, говорится в отчёте.
Не прямо, но косвенно в документе отмечается тот факт, что в пилоты не были подготовлены к управлению самолётом без использования автопилота. В частности, КВС слишком долго держал кнопку управления стабилизатором, что увеличило пикирующий момент. При этом лётчики успешно прошли занятия на тренажёрах по отработке действий в случае сильных порывов ветра.
Сегодня почти 90% времени полёта пассажирским самолётом управляет не экипаж, а электродистанционная система (ЭДСУ. Как показывает практика, компьютер гораздо лучше человека оценивает аэродинамические свойства воздушного судна, стабилизируя его положение в воздухе. Рутинный функционал современных лётчиков сводится к контролю и оценке обстановки, взлёту и посадке лайнера.
Подавляющее большинство катастроф происходит по вине экипажа, который, как правило, совершает фатальные ошибки в момент набора высоты и снижения. Конечно, доля авиапроисшествий за последние десятки лет снизилась, однако очевидно, что человечество должно стремиться к тому, чтобы свести вероятность крушения пассажирских самолётов к нулю.
Правда, ответа на вопрос, как достичь эту амбициозную цель, пока нет. Две катастрофы новейших Boeing 737 MAX 8 в Эфиопии (10 марта 2019 года) и Индонезии (29 октября 2018 года) отчётливо демонстрируют, что человечество не может полностью полагаться на ЭДСУ, причём даже на (казалось бы) самые совершенные образцы.
МАК и другие надзорные ведомства призывают производителей лайнеров и авиакомпании детально прописывать особенности поведения систем и агрегатов воздушного судна, а также конкретизировать эксплуатационную документацию, которая регламентирует последовательность действий экипажа при тех или иных ситуациях.
Однако подобные меры имеют ограниченный эффект. Лётчики наверняка не смогут запомнить все свойства самолёта и алгоритмы действий. К тому же в стрессовой обстановке человек зачастую принимает интуитивные решения. Иногда они оказываются верными (как в случае «чуда на кукурузном поле», автором которого стал Дамир Юсупов, заслуженно получивший звание Героя России), иногда — нет.

Неизменным остаётся одно — необходимость постоянного совершенствования индивидуального мастерства лётчиков. Возможно, имеет смысл ужесточить психологический и интеллектуальный отбор пилотов, увеличить количество часов по отработке на тренажёре алгоритмов поведения в нестандартных ситуациях.

Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ