Новости – Общество
Общество
«Иногда сироты не знают, что делать со своими детьми»
Молодым людям гораздо труднее после выпуска, чем тогда, когда они находились в детдомах. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Кто в Амурской области помогает выпускникам детдомов и интернатов найти себя во взрослой жизни
13 июня, 2016 06:45
5 мин
В Амурской области официально начала действовать программа постинтернатного сопровождения детей-сирот. Точнее, уже и не совсем детей: обратиться к специалистам могут молодые люди от 18 до 23 лет, выпускники школ-интернатов и детдомов. Центр социальной помощи «Доброта», много лет работающий в регионе с самыми незащищенными гражданами, сориентирует их в правах, научит пользоваться деньгами и вести домашнее хозяйство.
О том, как работают с детьми-сиротами специалисты и кому они уже помогли, «Русская Планета» беседует с Викторией Слеповой, социальным педагогом центра «Доброта».
— Виктория Викторовна, расскажите о программе в целом: какие специалисты в ней задействованы, какую помощь они могут оказать молодым людям?
— У нас работают юристы, психологи, мои коллеги социальные педагоги, консультанты в сфере занятости, медики. Соответственно, и консультируют ребят они по профильным вопросам: как устроиться на работу или пойти на учебу, как оформить документы на квартиру. Конечно, по личным вопросам, как без этого? Формально мы помогаем молодым людям от 18 до 23 лет (в этот же период им и государство обеспечивает льготы). Но приходят к нам ребята и постарше со своими проблемами. Не отказываем никому.
В основном приходят проконсультироваться с юристами по поводу получения квартиры. Мы работаем с марта, и пока это самая частая причина визитов. Ну, здесь все понятно: на бумаге сиротам положено одно, а в реальности все по-другому. Но и за решением сугубо личных проблем приходят тоже. Распространенная ситуация: человек создал свою семью, ребенка завел. А что дальше делать с этими людьми, как общаться, не знает. У него такого опыта нет.
Или вот недавно случай был. Парень поступил в колледж, ушел жить в общежитие. И вскоре наотрез отказался общаться с соседями по общежитию и с однокурсниками. Вот так прямо и заявил: ни жить, ни учиться там не буду. При этом коллектив был хороший, явных конфликтов не было. Когда с молодым человеком начал работать наш психолог, выяснилось, что причина — в резкой смене окружения. Мальчик за долгие годы, проведенные в интернате, привык лишь к одному, устоявшемуся и довольно закрытому кругу общения, который фактически ни разу не нарушался. И вдруг его нет, а вместо него совершенно другие люди. Парень просто не понял, как себя вести и что делать. Нашим специалистам удалось сгладить ситуацию.
Помогают они вчерашним воспитанникам детдомов и в семейных проблемах. Но надо понимать, что этим молодым людям сейчас гораздо труднее, чем тогда, когда они находились в детдомах. Тогда за них все решали «сверху», говорили, как себя вести. А тут — сами. А навыка такого нет.
— Поэтому они могут потеряться в жизни, встать на преступный путь?
— К сожалению, это так. Вчерашним выпускникам трудно найти себя не только в личных отношениях, но и в учебе, в работе. У ребят, даже самых умных и талантливых, часто нет потребности получить образование. И работу они выбирают ниже своих способностей: устраиваются грузчиками, разнорабочими, уборщицами, хотя, возможно, и учились хорошо. И это ведь при том, что им государство открывает двери во все учебные заведения! Такой подход к жизни обусловлен, конечно, не ленью, а низкой самооценкой, но еще больше — неосознанием своего места в жизни, неумением прислушиваться к себе самому. Так сказать, распознавать себя.
К нам не так давно обратились педагоги одного техникума. Студент, вчерашний детдомовец, очень способный, собрался бросать учебу. Ему особо некуда было идти — готов был и в грузчики податься, лишь бы не учиться. Мы поговорили с ним. После очень долгих консультаций психолог выявил, что дело не в отвращении к учебе, а в том, что парень просто выбрал не ту специальность, ему подходит профессия из совершенно другой области. Но ведь он этого даже не осознавал! Сейчас он забрал документы и поступает в колледж, который ему больше подходит.
— Наверное, с сугубо бытовыми проблемами такая же картина? Я знаю, что вы учите молодых людей и с деньгами обращаться.
— Да, это так. В интернатах сейчас какие-то занятия по этому поводу организуют. Но, как правило, все сводится к тому, что дети идут в магазин вместе с педагогом и он в их присутствии делает покупку. Но ведь сами они эти деньги не зарабатывают, не знают, как это делают другие, не умеют их рационально распределять. Уже сколько раз мы наблюдали такую картину: студент, которому к базовой стипендии положена как сироте еще и дополнительная плюс другие социальные выплаты, покупает, к примеру, телефон за 40 тысяч, а потом три месяца буквально сидит голодным.
Потом, когда они свои семьи создают, начинаются такие же проблемы. Мы проводим занятия — семинары, консультации — для тех, кто хочет уметь распоряжаться деньгами и разумно их распределять.
— И многие на ваши занятия приходят?
— Мы не можем никого заставить. Занятия у нас носят заявительный характер. Кто захотел — тот пришел. Я в свое время лично объездила все благовещенские колледжи и училища, в каждом из них разговаривала с 20–30 молодыми людьми, рассказывала о наших занятиях и консультациях. Но из каждого учебного заведения к нам после этого пришли по 3–4 человека. То есть с вопросом, как квартиру получить, обращаются как раз многие. А вот за решением личных проблем приходят уже люди постарше. Те, которые, видимо, все-таки осознали их глубину.
— Виктория Викторовна, центр работает (и, в частности, проводит эту программу) только за счет бюджета? Или спонсоры уже нашлись?
— Спонсорам мы были бы очень рады, я даже в газету объявление об этом давала. Но пока деньги нам выделяет только бюджет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости