Новости – Общество
Общество
Политическая коммерция
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Предлагается ввести запрет для политических партий принимать пожертвования от юридических лиц
21 июля, 2016 13:30
4 мин
Депутат Госдумы Маргарита Свергунова подготовила обращение на имя министра юстиции Александра Коновалова с предложением внести некоторые изменения в федеральный закон «О политических партиях». В частности, она предлагает запретить официально зарегистрированным в Минюсте политическим партиям принимать пожертвования от юридических лиц. Подобное табу, считает Свергунова, приведет в дальнейшем не только к большей финансовой прозрачности участников политической игры, но и закроет лазейку для иностранного финансирования политической жизни в России.
На сегодняшний день партии, имеющие фракции в федеральном парламенте, имеют право рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государственного бюджета. Кроме того, их бюджет формируется за счет членских взносов, а также пожертвований со стороны физических и юридических лиц, при этом исключительно российских.
Таким же образом формируются и бюджеты внепарламентских партий, за исключением того, что от госбюджета им ждать нечего.
Основным источником формирования партбюджета, безусловно, являются пожертвования.
Если посмотреть на финансовые отчеты партий, ежегодно публикующиеся на сайте Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ, мы заметим, что в них есть разделы о пожертвованиях от физических лиц (с указанием суммы и ФИО жертвователя) и от юридических лиц (сумма и название организации).
Между этими видами пожертвований есть одна существенная разница.
Пожертвования от физлиц являются, несомненно, более прозрачными. Мы видим имя, отчество и фамилию жертвователя и легко может проверить его российское гражданство. Если сумма пожертвования велика и подозрительна, нам будет достаточно легко изучить жертвователя и определить его скрытые связи и мотивы.
Совсем другая ситуация с пожертвованиями от юрлиц.
«Общество должно иметь возможность четко понимать, кто именно спонсирует политические партии и с какой целью. Есть пожертвования от физических лиц. В данном случае мы понимаем, кто и в каком объеме оказал помощь партии. Как минимум это будет точно россиянин, проверить это легко, и мы будем знать его фамилию, имя, отчество. Но есть и пожертвования от юридических лиц, которые оставляют много вопросов. Во-первых, когда мы видим финансовый отчет политической партии и сведения о том, что несколько миллионов ей перевело никому не известное ООО, возникает вопрос — это действительно поддержка политических идей партии или попытка пролоббировать покровительство в дальнейшем? — пояснила Свергунова. — Во-вторых, мы не всегда можем определенно сказать, кто стоит за этой организацией. По закону поддерживать партии могут лишь россияне. Мы видим — это юрлицо российское. Начинаем изучать учредителей. Видим, что у пожертвовавшей организации есть свой учредитель, тоже юридическое лицо, и тоже российское. Начинаем изучать это юрлицо, смотрим в список учредителей и вдруг обнаруживаем, что его учредитель уже находится в какой-нибудь Голландии или на Кипре. По сути, это иностранное вмешательство в политическую жизнь России. Но как сложно его обнаружить, когда есть возможность поддержать партию от имени юридического лица. Заинтересованные иностранцы могут вполне создать целый запутанный клубок организаций внутри России, и, чтобы обнаружить иностранное участие, нужно будет очень долго этот клубок распутывать».
На самом деле благотворительность со стороны юрлиц в итоге может оказаться спонсорством за какие-то будущие или текущие услуги. Хоть в России и нет закона о лоббизме, само явление никто не отменял. Так, юридическое лицо и партия вполне могут договориться о том, что за несколько миллионов или десятков миллионов рублей пожертвований будущие депутаты возьмут на себя обязанность по информационной или иной поддержке жертвователя. А может быть, и по подготовке законодательной базы, которая создаст проблемы для конкурентов жертвователя. Более того, подобные пожертвования вполне могут оказаться платой за то, чтобы партия включила в свои списки на выборах кандидата от жертвователя. Доказать это обстоятельство в итоге будет крайне проблематично.
Еще один вопрос — гарантия, что конечным жертвователем является именно представитель России. Юридическое лицо действительно может быть российским, иметь ИНН, российского генерального директора, и даже в списке учредителей это юрлица будет еще 5–6 юрлиц чисто российских. Но дальше, от этих 5–6 юрлиц, мы идем изучать их учредителей, потом учредителей этих учредителей, и, потратив уйму времени и сил, мы обнаружим, что через несколько юрлиц одним из собственников жертвователя является гражданин США или организация из Европы. Насколько ЦИК или Минюст погружаются в данные юридические дебри, остается лишь гадать, но как минимум существует лазейка, которая позволяет иностранцам попытаться поиграть в российскую политику.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости