Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Байкальские каникулы

Как пойти в поход на великое озеро всего на пару дней
Елена Коваленко
3 мин
Пешие прогулки по достопримечательностям Байкала. Фото из архива проекта «Популярное краеведение»
Организовать сеть пеших и велосипедных маршрутов в западной части Байкала на Малом море группа иркутян задумала еще несколько лет назад. В прошлом году они создали проект «Популярное краеведение» и выиграли региональный грант.
– Сначала мы, семь человек, спланировали первичную карту маршрутов, на которых отметили GPS-точки, а также собрали основное описание интересных мест. Вдоль каждой из дорог планировалось установить три таблички: одну – на входе в маршрут с общими данными, из которых турист сможет узнать о сложности пути, времени на прохождение и видах местных достопримечательностей, — рассказывает один из инициаторов «Популярного краеведения» Даниил Марышкин. — Следующая табличка содержит уже более специфичную информацию: об уклоне пути, количестве подъемов и спусков на маршруте. Наконец, третья подробно рассказывает о культурных и исторических местах в окрестностях, требующих особого внимания.
Таблички снабжены возможностью дополненной реальности: турист может навести камеру своего смартфона на знак и считать всю информацию о точке, где он находится, а также узнать дальнейший маршрут. Для того чтобы сделать все это и без интернета, перед поездкой путешественнику понадобится зайти на специальный сайт и подписаться на маршруты.
Разработчики уверяют, что все маршруты достаточно безопасны: их разработали на основе уже существующих троп или старых трасс, по которым уже не ездят автомобили.
– Сколько себя помню, занимаюсь туризмом и хожу в экспедиции. И в проекте со мной собрались люди, также неравнодушные к активному отдыху и поездкам, — признается Даниил. Он уже организует и другие туры: выходного дня или более длительные вылазки на Байкал и в другие интересные места Иркутской области. Его команда готова объяснить новичкам азы туризма, посоветовать, что из одежды и инвентаря лучше приобрести для определенных маршрутов. А вообще их цель — чтобы участники мини-экспедиций в итоге «вышли в свободное плавание», со временем сами стали опытными туристами и консультантами по «пешему и вело-Байкалу».
Даниил Марышкин. Фото из личного архива
Даниил Марышкин. Фото из личного архива
– Сначала новички просят больше информации и советов по поводу технической стороны дела: в выборе ботинок и походных палок, горелок и одежды, — перечисляет Марышкин. — Советую все максимально безопасное: к примеру, предупреждаю, что некоторыми «супергорелками» категорически нельзя пользоваться в помещении. Зимой при открытой «двери» палатки многие это правило нарушают. Из менее страшных советов — брать монолитные палки для ходьбы вместо складных, если надо обязательно складные — потратиться на те, что фиксируются специальным зажимом сверху. В зимних походах думать не только о ботинках, но и о гамашах сверху. Советов много, и в принципе обо всех деталях турист сам найдет способ узнать, в первую очередь его надо «подсадить» на путешествия.
Однодневные походы, говорят туристы, бывают удивительно насыщенными.
– К примеру, поездка в порт Байкал, которую мы назвали «Потусторонняя Ангара», занимает всего день. До места старта похода мы на маршрутке едем из Иркутска в Листвянку (этот путь знаком большинству иркутян и жителей области, но мало кто идет дальше этой «гламурной деревни»). Из Листвянки на пароме идем с переправы «Рогатка» в порт Байкал на другой стороне Ангары, — описывает Даниил. — Пять минут на пароме от Листвянки, а мы уже можем сходить на священный у местных родник Тепленький. Ручей не замерзает даже в самые суровые морозы, а, по легендам, вода из него лечит от ангины и вообще имеет «статус» святой. Недаром возле него установлен деревянный крест. На восток где-то через полтора час ходьбы начинаются знаменитые тоннели КБЖД. Но к ним вовсе необязательно стремиться: еще раньше вам встретятся красивейшие мосты, ажурные каменные подпорные стенки и галереи итальянских камнетесов.
Самым увлекательным моментом участники «портовой» экспедиции часто называют путь к старинному маяку, который почему часто не замечают даже постоянные проезжающие по Кругобайкальской железной дороге. Маяк был изготовлен 110 лет назад в Англии на заводе «Сэр Армстронг, Витворт и К». Работал до 1984 года, к нему на высоту 100 метров ведет витая деревянная лестница, откуда раньше можно было выйти на балкончик, где и горел огонь маяка. Само помещение маяка невелико: 10 метров. По соседству — еще одна смотровая площадка с лучшим обзором на знаменитый Шаман-камень, он торчит из воды как раз напротив.
Там же, в порту, есть интереснейший музей КБЖД и памятник паровозу. Корабли порта Байкал, среди которых немало старинных, уже давно не используемых, — отдельная достопримечательность. При осмотре брошенной флотилии экскурсовод сообщает малоизвестную информацию о том, что в Порте Байкал, оказывается, воевали американцы. По данным местных архивов, 9 января 1920 года здесь стояли батальоны 37-го пехотного полка экспедиционного корпуса США в решающем бою против белогвардейцев из Чехии.
– Участникам даже этой, казалось бы, легкой вылазки я настоятельно рекомендую брать нескользящую обувь и запасные носки, а также куртку от дождя, даже если ярко светит солнце, — уточняет Даниил. — Если собраться в 8:30 утра, в 11 можно уже высадиться в порту. Обратно в Иркутск — уже в 17 часов. Получается даже неполный день, а сколько впечатлений! И всего за двести рублей туда и столько же обратно. Перекус можно взять с собой, так как порт Байкал настолько уединенный, что даже кафе и бара там нет.
Участники походов любят и экспедиции к многочисленным скальникам под Иркутском.
– К примеру, скальник Витязь: поход туда проходит у нас под кодовым названием «Богатырский кросс». Занимает тоже всего день, к месту начала похода едем электричкой до станции Орленок, в Иркутск возвращаемся на обратной электричке, — поясняет Марышкин.
Скальники Олхинского плато — всего их около тридцати — не особо известны российским туристам в целом, но среди местных, особенно альпинистов, очень популярны. На самый простой, Витязь, ходят даже семилетние дети. С 90-х туристов здесь сильно поубавилось, но все же каждые выходные (даже зимой!) находятся те, кто проходит от станции Орленок нужные 8 км.
– Довольно долгий путь стоит пройти ради пейзажей, вне зависимости от времени года. С Витязя открывается самый обширный вид: захватывает и Олхинское плато, и все скальники по соседству. Их сразу узнаешь по характерным очертаниям, которые и стали причиной их необычных названий: Фараон и Ворона, Черепаха и Старуха, Старая крепость и Клеопатра, — перечисляет путешественник. — Природа этого места объединила дикость и умиротворение. Стоишь на вершине и чувствуешь силу природы, застывшую посреди глухого леса без единого намека на цивилизацию.
На скальниках можно не только прогуляться по лесу или посидеть у горящего костра, скалолазы-любители и опытные альпинисты, организовавшие на каменной стене трассы самой разной сложности, никогда не отказываются дать пару уроков любопытствующим.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин