Новости – Люди
Люди
О НДФЛ, долге и справедливости
Заполнение документов в московской налоговой инспекции. Фото: Илья Питаев/РИА Новости
Россияне уверены, что платят со своих доходов слишком много: по их мнению, государство не заслуживает более 7%
23 мая, 2016 09:30
8 мин
Любопытная информация выяснилась в ходе опроса, проведенного департаментом социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ. Большинство россиян готовы добровольно перечислять в бюджет 7% своих доходов, то есть около половины того, что предписано законом. Именно так заявили две трети опрошенных. Оставшаяся треть сообщила, что, по их мнению, «не должна платить ничего и никогда», поскольку в зарабатывании денег государство им ничем не помогло.
18% респондентов также отметили, что среди их знакомых много тех, кто уклоняется от налогов. Это средняя цифра по России. Данные по регионам значительно разнятся: самыми дисциплинированными, по мнению их жителей, являются ЯНАО, Хабаровский край, Псковская, Орловская, Калининградская области (там в наличии друзей-«уклонистов» признались 12–13% граждан). Рекордсменами же по предполагаемым неплатежам оказались Пермский край (22%), Хакасия (23%), Бурятия и Крым (по 29%).
Чем богаче, тем прижимистее
Больше всего апологетов налоговой честности нашлось среди пожилых россиян. Оно и понятно: разориться от сотрудничества с ФНС нашим пенсионерам не грозит. Другое дело — молодые да состоятельные. Как свидетельствует исследование, процент сознательных налогоплательщиков стремительно падает в более молодых и обеспеченных группах.
Среди людей, живущих за чертой бедности, 74 из 100 полагают, что уклоняться от уплаты налогов недопустимо. Из тех, кто может купить бытовую технику или подержанный автомобиль, таких 78%. А вот среди тех, кто может себе позволить приобрести жилье, доля принципиальных налогоплательщиков падает до 56%.
Иными словами, 44% самых состоятельных россиян оказались не прочь скрыть доходы от государства. Справедливости ради стоит отметить, что именно представители этой группы согласились обложить себя наиболее высокой ставкой НДФЛ — 9%.
Зато все категории респондентов проявили редкостную солидарность в положительном отношении к прогрессирующей ставке налога. Даже из числа «богатеньких буратин» 65% поддержали идею ухода от плоской шкалы налогообложения. В остальных группах этот показатель колеблется от 71 до 79%.
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Подоходный за бугром
Невольно возникает вопрос: в чем причина столь своеобразного отношения россиян к отчислениям в пользу государства и что такого имеется в налоговых системах других стран, что стимулирует людей к ответственности и честности?
Первый вывод, который можно сделать при взгляде на мировую практику, — без подоходного налога живут только очень специфические образования. Они и называются-то государствами лишь потому, что большим и серьезным парням это выгодно. Это Британские Виргинские острова, Багамы, Бермуды, Каймановы острова, Бурунди, Кувейт, Монако, Оман, Катар, Вануату и Бахрейн.
Есть, впрочем, еще пара государственных образований, живущих в эпохе победившего постапокалипсиса, — это КНДР и Сомали. Причины, по которым в этих странах нет подоходного налога, очевидны: в Северной Корее все население напрямую пашет на государство, а в Сомали организовывать сборы слишком проблематично, учитывая, что единственной прибыльной отраслью национальной экономики является морское пиратство.
Если же говорить о странах, в которые ехать не страшно, то практически все они пользуются прогрессивной шкалой подоходного налога: больше зарабатываешь — больший процент платишь (Депардье негодует). При этом многие государства не стесняются освобождать от сбора самых бедных граждан, заработок которых не достигает определенного порога:
- в Австрии величина налога варьируется от 0 до 50%;
- в Австралии — от 0 до 47%;
- в Мексике — от 0 до 28% (доход от производства и продажи наркотиков не декларируется, а значит, налогом не облагается);
- в Нидерландах — от 0 до 52%;
- в Новой Зеландии — от 0 до 39%;
- в Таиланде — от 0 до 37%;
- во Франции и в Швейцарии — от 0 до 45%;
- в Швеции — от 0 до 56,4%.
Прецедентное налоговое право
Отдельного упоминания заслуживает опыт США. Многие американцы убеждены, что подоходный налог противоречит Конституции и целому ряду поправок к ней. По их мнению, 16-я поправка, служащая юридическим основанием для взимания налога, на деле разрешает федеральному правительству вводить акцизы и сборы на территории страны, но ничего не говорит об отчислениях граждан со своих заработков.
Более того, даже Налоговый кодекс США не обязывает граждан и резидентов страны платить налоги со своих доходов. Ключик к карманам американцев хранится в плоскости прецедентного права. Однажды вынесенный судебный приговор становится примером для вынесения таких же вердиктов по аналогичным делам; в результате в «самой демократичной» стране мира нет закона, обязывающего граждан заполнять налоговую декларацию, но отказ делать это автоматически приводит к переезду в коммуналку с окнами в клеточку.
При этом за расчеты с государством отвечают сами граждане. Работодатели отдают сотрудникам все жалованье до цента; налоги, взносы в соцфонды — уже не их забота. Благодаря этому решается сразу несколько проблем: зарплаты не «сереют», поскольку работодателям не от кого скрывать доходы работников, а сами люди видят свои отчисления и понимают связь между собственным благосостоянием и деятельностью государства.
Российский НДФЛ: что с ним не так?
В РФ подоходный налог идет через руки не тех, кто эти деньги зарабатывает, в большинстве случаев отчисления — дело бухгалтеров платящей стороны. Возможно, поэтому взимание НДФЛ видится плательщикам как нечто непрозрачное, а потому нечестное.
Но еще большей проблемой является профит, который граждане получают за свои деньги. Именно НДФЛ наряду с 73% налога на прибыль организаций, 35% акцизных сборов и налогами на совокупный доход и имущество является одним из основных источников пополнения региональных бюджетов. В 2015 году все 100% поступлений от подоходного налога пошли в консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Но что достается жителям регионов за их кровные? Разбитые дороги, неблагоустроенные и неосвещенные улицы, дворы с помойками вместо детских площадок, длинные очереди в поликлиниках и такие же длинные списки платных услуг… Понятно, что региональные власти, помимо прочего, платят надбавки бюджетникам, содержат учреждения допобразования и несут множество других обязательств. Однако рядовые граждане изо дня в день видят прежде всего неуютное, неустроенное публичное пространство. И по своему опыту знают, что если никто из земляков не дозвонится на прямую линию с президентом, то в ямах, где в прошлом году тонули «Жигули», начнут тонуть КамАЗы.
Ключевым фактором, определяющим жизнеспособность любого налога, является понимание его справедливости. Граждане должны видеть результаты своих трат. Попытка опереться на технические средства контроля и заставить людей платить через не хочу приведет разве что к увеличению расходов на администрирование налога, которое в значительной степени и сожрет дополнительные сборы.
При нынешней ставке НДФЛ приносит государству чуть менее 10% от общего объема поступлений. Это не столь маленькая сумма, чтобы ею можно было пренебречь, но и не важнейший источник доходов. Лучшим выходом мог бы стать компромисс: государство удовлетворило бы общественный запрос на прогрессивную шкалу, а региональные власти взяли на себя обязательство открыто направлять часть средств на обустройство общественных пространств и важные для людей проекты, организуя периодический «сбор заказов» от самих граждан. Наблюдая, как воплощаются в реальность их пожелания — о качественном асфальте во дворах, о газонах, клумбах, об освещении, о детских площадках и велосипедных дорожках — россияне сами поймут, сколь неверным является убеждение, что они «никому ничего не должны».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости