Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Почистим бензин и ваши карманы

В июне произошел рекордный скачок оптовых цен на автомобильное топливо
Михаил Мельников
27 июля, 2015 10:00
10 мин
Акция против роста цен на автомобильное топливо. Фото: Виталий Аньков/РИА Новости
Росстат опубликовал данные о росте цен на бензин в июне 2015 года. Если на розничном рынке мы видим вполне терпимые 0,9%, то на оптовом — форменный скачок: +10,5% за один месяц! Выглядит не очень пугающе, но соответствует примерно 180% годовых, то есть почти утроению цены за год. Трудно сомневаться в том, что вслед за удорожанием опта виток розничных цен заставит себя ждать.
Статью подобрали сразу
Проблема нарисовалась далеко не в июне. Все началось 29 апреля, когда Владимир Путин высказался о недопустимо низком качестве бензина в стране. «Это же хищение на самом деле. Это просто обман потребителя», — грозно заявил президент и поручил главе Минпромторга Денису Мантурову разобраться в проблеме.
Денис Мантуров немедленно предложил начать взимать штрафы за низкое качество топлива, благо соответствующая статья в КоАП имеется — 14.4 («Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований»). Осталось лишь разобраться, какие именно требования должны предъявляться к качеству бензина. Вот здесь-то и кроется подвох. Как и большинство продуктов, бензин в России может производиться как по ГОСТу, так и по разработанным предприятиями техническим условиям (ТУ). Примерно 30% российского бензина (оценка независимого челябинского нефтетрейдера, попросившего не называть его имени) производится именно по ТУ: предприятие закупает сырье (как правило, бензин категории Евро-4 или Евро-5) и с помощью неких присадок или иных методов обработки доводит его до соответствия собственным техническим условиям. Как правило, такой бензин несколько дешевле гостовского.
Насколько это правомерно и соответствует требованиям закона? Заглянем в сам закон и посмотрим, что там сказано про ТУ. Единая система конструкторской документации, межгосударственный ГОСТ 2.114-95, гласит:
3.1. ТУ является техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
3.4. Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям государственных (межгосударственных) стандартов, распространяющихся на данную продукцию.
5.7. Необходимость согласования с потребителем ТУ на продукцию, разработанную в инициативном порядке, определяет разработчик.
5.9. ТУ утверждает разработчик ТУ.
Как видим, обязательной государственной регистрации технических условий нет, ведь число возможных товаров и услуг практически безгранично и регистрировать условия каждой сделки не представляется возможным. Поэтому не удивительно, что пункт 3.4 сплошь и рядом игнорируется разработчиком и заказчиком по взаимному согласию.
Вроде ГОСТ, а вроде нет
И такая ситуация — повсюду. Существует, например, ГОСТ (16371-93) на качество мебели. Там в числе прочего сказано: «Облицовочные материалы и детали массива древесины для пластей фасадных и рабочих поверхностей… должны быть подобраны по породе, текстуре и цвету». Если по какой-то причине заказчику хочется, чтобы эти детали не были подобраны «по породе, текстуре и цвету», то это только его и производителя дело. Хотя такое изделие не будет соответствовать ГОСТу, вполне можно написать ТУ, и никто не запретит выпускать и реализовывать такую продукцию. Важно лишь, чтобы на ней не стояла маркировка ГОСТ.
Надо признать, что при всей схожести положения с ТУ во всех отраслях степень опасности (или безопасности) этой схемы для потребителя разнится в зависимости от типа продукции. Шкаф, например, мы можем разглядеть, пощупать, если очень надо, даже залезть в него, тогда как покупатель бензина даже не видит товар, не говоря уже о том, чтобы производить его химический анализ. Даже если на заправке вам по первому требованию выдадут ТУ на бензин, едва ли вы сможете много понять в этом тексте. Судить о качестве топлива придется лишь после покупки, по физическим ощущениям вроде «громковато шумит», «что-то с динамикой на пятой передаче», «а пахнет как-то по-другому». Но это к делу не пришьешь. Даже если и дойдет до поломки автомобиля, крайне сложно будет доказать, что она связана именно с качеством бензина. Таким образом, в фантастическом мире ТУ открываются бесконечные возможности для злоупотреблений.
На АЗС пришли проблемы
Но скучные ГОСТы и ТУшки никому не интересны, тем более чиновникам, передвигающимся на служебных авто. Когда хула на бензиновых беспредельщиков прозвучала от Путина на правительственном совещании, Денис Мансуров тут же заявил, что основные претензии его министерства относятся не к заводам, а к АЗС. Обосновать эту позицию будет легко: нет сомнений, что господин Мантуров и его ведомство смогут совместными усилиями придумать с пяток причин, почему надо атаковать продавца, а не производителя. Соревноваться с такими мэтрами бессмысленно, поэтому вместо аргументов попытаемся перечислить вероятные причины, в соответствии с которыми Минпромторг мог составить именно такое мнение.
Фото: Виталий Аньков/РИА Новости
Фото: Виталий Аньков/РИА Новости
А их на самом деле всего две. Первая: заводы и впрямь делают качественное топливо, а на АЗС его разбавляют ослиной мочой или аналогичными по эффективности присадками. Вторая: владельцы крупнейших заводов — большие, известные или просто «свои» люди, и их лучше не трогать.
Как бы то ни было, по всей стране уже идут проверки на заправках. Правда, пока они дали не совсем те плоды, на которые рассчитывают в правительстве. Упомянутый выше нефтетрейдер рассказал следующее: «Президент махнул шашкой, регионы взяли под козырек, и понеслось. Продавать бензин по ТУ — даже вполне вменяемым — стало попросту опасно. Людей замордовали проверками. И розничные сети стали обращаться только к производителям, работающим по ГОСТу, — "Газпром нефти", "Сибнефти", "Лукойлу", "Башнефти" и так далее. Востребованными остались только чистые Евро-4 и Евро-5. Таким образом, на рынке возник искусственный дефицит в связи с практически одномоментным снижением предложения на 30%. Отсюда и повышение оптовых цен».
Есть, правда, небольшой шанс, что нам все-таки удастся избежать резкого скачка цен на бензоколонках, утверждает собеседник РП. Вспомним август 2011 года: тогда цена в рознице — внезапно — опустилась ниже, чем была в опте. «И все потому, что "Газпром нефть" просто сказала: да будет так! Мелким владельцам заправок оставалось либо закрывать колонки, либо терпеть убытки. Так и жили. Только к зиме газпромовцы отпустили вожжи. Так что механизм ценового регулирования у власти есть, вопрос в том, сочтет ли она нужным его применить», — заключает нефтетрейдер.
Пока что надежда на позитивный вариант не особо сильна. В декабре 2011 года были парламентские выборы, это и заставило власти сдерживать цены на бензин осенью. Но в декабре 2015 года никаких выборов не предвидится.
Мед и деготь в российском бензине
Конечно, не все так плохо в нашем бензиновом королевстве. Например, то, что у нас постоянно и быстро растут цены на бензин, — миф. Анализ ситуации хотя бы в десятилетней перспективе показывает, что, скажем, стоимость услуг ЖКХ и большинства продуктов питания (исключая социальную корзину) растет заметно резвее. За 10 лет бензин в России подорожал примерно в 2,5 раза в рублевом исчислении, а это ровно столько же, насколько выросла средняя зарплата. Такими же скромными аппетитами не могут похвастаться ни коммунальщики (за 10 лет их услуги подорожали в среднем в 10 раз), ни продавцы жилья (восьмикратное удорожание по Москве за тот же период). Даже несмотря на то, что логистические расходы, напрямую влияющие на розничную цену топлива, у нас выше, чем где-либо (ввиду размеров страны), цены на бензин остаются более или менее, но все же адекватными.
Очевидно, причина в том, что Россия как крупнейший производитель энергоресурсов явно имеет возможность определять ценообразование на внутреннем рынке. И продолжать начатую чистку рядов производителей и торговцев бензином в любом случае необходимо. Если избавить отрасль от тех, кто зарабатывает на прорехах в законодательстве, их высвобожденные активы (читай — заводы и оборудование) могут, наконец, послужить на благо. Да, потребуется какое-то время на перезапуск мощностей, задействованных сейчас в производстве низкокачественного бензина, но дело того стоит. Задача Минпромторга — успеть с этим к началу уборочной кампании, иначе фермерам придется собирать антисанкционный урожай себе в убыток.
А теперь та самая ложка дегтя, заготовленная для нашей бочки меда: печальный, но совершенно неоспоримый факт заключается в том, что интересы рядовых автолюбителей не волнуют никого, кроме них самих. Вот аграрии, и в большей степени их урожай, дело другое. А простым гражданам, не владеющим ни комбайнами, ни служебными авто, пока приходится рассчитывать исключительно на себя и на собственную удачу. Да, к концу зачистки рынка количество сомнительного бензина и откровенного фальсификата, наверное, уменьшится, но за это, вероятнее всего, придется все-таки заплатить внеочередным ростом цен.
И дело даже не в том, что Минпромторг отводит взгляд в другую сторону. От нефтяной скважины до вашего автомобиля топливо проходит через высококриминализованный рынок, кишащий псевдопроизводителями, перекупщиками и нечистыми на руку посредниками. И очередная «очистительная» кампания, тем более начатая по начальственному пинку, ни на сантиметр не приблизит полную победу над этой бедой. Менять надо систему допуска к недрам и переработке ископаемых, причем на корню.
А до тех пор расходы автомобилистов будут зависеть от желания левой пятки генерального директора какого-нибудь окологосударственного ОАО.
темы
10 мин