Почему Ефремов так и не помочился в зал?
Почему Ефремов так и не помочился в зал?

Самарские зрители теряются в догадках, пытаясь понять поведение одного из лучших актеров «Современника» и современности

Скандал, приключившийся на сцене Самарского театра оперы и балета во время показа спектакля московского театра «Современник», может шокировать лишь тех людей, которые никогда не работали в театре.

Что случилось?

Спектакль «Не становись чужим» по пьесе Гарольда Пинтера «Возвращение домой» (The Homecoming) начался с опозданием на полчаса. Исполнитель главной роли Михаил Ефремов, по словам очевидцев, имел визуальные признаки алкогольного опьянения (его «штормило»). Кроме того, он произносил текст со сцены тихо и чересчур неразборчиво.

В один из наиболее драматичных моментов (когда Михаила Олеговича, согласно «рисунку воплощаемой роли», едва не стошнило на сцену) кто-то в зале справедливо рассудил, что хотел бы не только догадываться, что говорит актер, но и понимать смысл сказанного. Наивный зритель возопил со своего места:

- Не слышно!

И понеслось.

Пребывавший в образе «по Станиславскому» Михаил Олегович, вдруг разогнулся, отыскал глазами в зале «наглеца» и, зажав между пальцами правой руки зажженную сигарету, произнес:

- Ну, выйди сюда, [прим. ред.: «доступная женщина»], скажи это отсюда!

Собравшаяся аудитория встретила эту реплику аплодисментами, видимо, посчитав, что в зале находится «подсадной», и актер «ломает четвертую стену».

Но Ефремов, чья работа была раскритикована репликой провинциального зрителя, разошелся не на шутку.

- Ты, может, беруши вытащишь? Да или нет?! Еще кричать мне будет! – Затем, видимо, желая подчеркнуть событийную значимость гастролей московского театра «Современник» в культурной жизни Среднего Поволжья, актер уничижительно продолжил. — Самара – город или нет?! — и, не дождавшись ответа аудитории, вдруг поразил публику откровением. — Мы играем англичан!

- Не слышно, - закричала еще одна дама с балкона. – Не слышно нигде!

Фото: YouTube

Сейчас я выйду, подожди! – многообещающе произнес актер, тяжело опираясь на палку, и направился на авансцену, - Ну, что?! Тут меня слышно или нет?!

Да-а-а! – раздались в зале голоса людей, которые терпеливо ждали, когда же возобновится, наконец, демонстрация спектакля театра, основанного более 60 лет назад папой Михаила Олеговича, легендарным актером Олегом Ефремовым и его славными коллегами — Галиной Волчек, Евгением Евстигнеевым, Олегом Табаковым…

Видно, как я сигарету курю? – поинтересовался актер, получая откровенное удовольствие от собственного стеба над провинциальной аудиторией, и решил продолжить свой пафосный «ликбез». – Мы играем англичан! Для вас! Серьезную ученую комедию! Попытавшись вернуться к прерванной мизансцене, Ефремов посетовал. – Я уже и текст забыл…

Отыграв спектакль, Михаил Олегович, решил подбросить в топку дров, и убежал со сцены с поклона, крикнув в зал:

Самара, спасибо, что дотерпели! – чем, судя по всему, хотел «уточнено» противопоставить высокий уровень драматургического материала, режиссерского замысла, исполнительского мастерства актеров и… очевидную недалекость уездной публики, недооценившей всего этого.

Как отреагировало руководство театра?

«Актер Михаил Ефремов обматерил зрителей!» — замелькали заголовки ведущих информационных агентств. Директор «Современника» Игорь Попов обещал разобраться в инциденте после возвращения актеров в Москву. Одновременно руководитель одного из лучших театров столицы подчеркнул, что он не может доверять «слухам и переписке в социальных сетях». Видимо, намекнул на пост регионального министра.  

Что написал министр?  

Сергей Филиппов, возглавляющий «культурную отрасль» Самарской области с 2015 года, был на этом спектакле и отреагировал на этот инцидент возмущением.  

Фото: соцсети

Тот факт, что Сергею Васильевичу не понравилась одна из пьес нобелевского лауреата Гарольда Пинтера, рассказывающая о мяснике-папаше, который своим «авторитетом» подавляет всех и каждого в семейке, живущей на окраине Лондона, простителен. Во-первых, он чиновник. И прозрачный намек на отношения общества и власти, сквозящий в пьесе, ему, вполне возможно, неприятен. Во-вторых, к сфере культуры министр имеет несколько опосредованное отношение. Он окончил физфак. В театрах не работал. В столицах не «живал». Ему, может быть, и невдомек.

Что, собственно, произошло?

Ваш покорный слуга начинал свой трудовой путь в театре. И не осветителем, а заведующим литературной частью. Рассмотрим поведение представителя славной актерской династии  с театральной, так сказать, колокольни.

Зрители Самары долго ждали начала спектакля с участием Михаила Ефремова. Ну и что, собственно, с того? За годы существования современной России в нашем сознании выработалась эдакая «жлобская психология». Вербально ее можно выразить так: «Я зритель! Следовательно – потребитель. А ты актер – поставщик продукта. Я заплатил, а ты – пляши!»

Э, нет, мои дорогие! Театр – это вам не магазин «Пятерочка», где за ценник, не соответствующий низкому качеству товара, можно, при желании, наказать продавца. Здесь верховодят другие, более тонкие материи.

Для того чтобы плясать, актеру надобно прийти в себя. А поскольку спектакли, как известно, показывают вечерами, то следует понимать: не каждая птица долетит до середины Днепра.  А досидеть трезвым до вечера может, разве что, начинающий актер, который боится увольнения по соответствующей статье ТК РФ.

Люди, работающие в театре, знают, что спектакли задерживают на 7 минут из-за зрителя и на 23 минуты из-за актеров. Третий звонок дается примерно в 19.07, потому что администрация театра четко понимает: пробки и другие метаморфозы бытия могут вынудить зрителя быть не пунктуальным. И дабы избежать спотыкания между рядами, когда свет в зале уже погас, спектакль начинают с некоторой «оттяжкой».

Если же спектакль не начался в 19.07, то виноваты в этом, чаще всего, бывают господа актеры. Кое-кто из них по старой русской традиции к моменту начала спектакля может быть близок к состоянию алкогольной комы.

Ни одна реанимационная бригада в такой ситуации не может сделать то, что делают в эти драгоценные минуты, пока зритель ожесточенно хлопает в ладоши, требуя открытия занавеса, девчонки-гримерши да ассистентки режиссеров.

В ход идет гремучая смесь из нашатырного спирта, рассола, марганцовки, 75 грамм водки, после которой кома прекращается, а Его Величество Актер, оказывается… ну хоть в какой-то мере работоспособен!

А что если не прекращается? Бывает и такое. В этом случае вызывается дублер, который прорывается через пробки и гримируется на ходу. Если дело «труба» и дублер на съемках или пребывает в аналогичном состоянии, то на роль Гамлета (или Зайчика) в спешном порядке вводится кто-то из «коллег потерпевшего», которому помогают «разруливать» мизансцены другие актеры, занятые в терпящем бедствие спектакле.

В провинциальных театрах, где имен и фамилий исполнителей ролей не знает никто, заметить «производственную подмену» может только достаточно искушенный зритель. Но как, спрашивается, заменить Михаила Ефремова, если зрители, действительно, отдали свои кровные, чтобы посмотреть на единственного в этом спектакле по-настоящему популярного и, без сомнения, любимого актера?

Вопрос риторический. Нет никаких сомнений: гастрольная бригада сотрудников театра «Современник» сделала все возможное и невозможное, чтобы спектакль состоялся.  

Особенности национального театра

Не стоит забывать, господа, что находимся мы в России, а не в США. Это там, за океаном, не протянувший ладонь для рукопожатия чернокожему охраннику Кевин Спейси может получить многомиллионный иск в купе с «черной меткой» - обвинением в расизме.

Это там, друзья мои, из-за половых шалостей и предпочтений мастеров сцены и экрана, не жалеют денег, чтобы переснять очередной сезон «Карточного домика». У нас такая ситуация невозможна по определению. Потому что актер – это национальный герой, которому можно все или почти все.

Секс со своей собакой? (Прайм-тайм в эфире главного канала страны обеспечен).

Стрельба в собственного сына? (Гарантировано всенародное понимание и уход от уголовной ответственности).

Сбил бабушку на трамвайных путях? (С кем не бывает!).  

Обматерил журналистку в розовой кофточке? (Полный аншлаг!)

Перефразировав Евгения Евтушенко, скажем прямо: актер в России больше, чем актер. Это кумир, который находится вне правового поля, вне привычной нам системы координат.

Что примечательно в этой ситуации? 

Михаил Олегович давно обрел реноме непримиримого борца с окружающей его реальностью. Образ не всегда трезвого, но бесстрашного бунтаря, неугомонного критикана власти, бездарной оппозиции, тупого шоуменства, изобличителя советского прошлого, нового российского настоящего и сомнительного будущего нашего страны импонирует многим. В том числе, мне.

Но произошедшее в Самаре наглядно демонстрирует, что, как ни крути, Михаил Ефремов, «достойная единица» нашей прогнившей и ненавидимой им системы координат.

Между теми, кто получает 300-400 тыс. рублей в сутки и царит на сцене (театральной ли, телевизионной, политической – не так уж важно), и теми, кто пытается выжить на зарплату в 30 000 в месяц и позволяет себе время от времени робкое: «Не слышу-у-у!» — действительно, огромная пропасть.

И даже если бы в эту пропасть помочился со сцены Михаил Олегович Ефремов, то на его актерскую карьеру это бы нисколечко не повлияло. Разве что, звание «народный» пришло бы к нему с опозданием? Ну, в общем-то, он и так народный, несмотря на то, что заслуженный.  

Самарская аудитория и региональный министр культуры ждут извинений от Михаила Ефремова и театра «Современник». Но давайте вспомним о реплике другого актера – Алексея Серебрякова, который не так давно сказал:  «Национальной идеей России является сила, наглость и хамство».

Сильные, властные и богатые, знаменитые и «столичные» ни в царской, ни в советской, ни в, тем более, новой России никогда не извинялись перед бедными, а потому презираемыми представителями плебса.  

Претендовавший было на статус правдоруба и «голоса из народа» Михаил Ефремов, в общем-то, в свойственной ему «милой» манере, доказал это со сцены.

Занавес!

Убить нельзя оставить Далее в рубрике Убить нельзя оставитьРусский взгляд на проблему абортов Читайте в рубрике «Культура» Эволюция светской МосквыКак менялись тренды развлечений в российской столице — от незатейливых пати 90-х до нынешних мероприятий в формате edutainment Эволюция светской Москвы

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»