Новости – Общество
Общество
Убить покемона!
Игровое приложение Pokemon Go от компании Nintendo на экране мобильного телефона. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Популярная игра оказалась разработкой американских спецслужб
20 июля, 2016 15:30
9 мин
Мир охвачен массовой истерией, вызванной игрой Pocemon Go. Интерес к ней нарастает лавинообразно. По количеству интернет-запросов она даже обогнала прежнего абсолютного лидера — порно (что, кстати, красноречиво иллюстрирует моральное состояние общества). По состоянию на начало июля новое мобильное приложение скачано свыше 10 млн раз. Теперь эпидемия докатилась и до России. У нас приложение еще не вышло официально, однако первых охотников за покемонами уже можно встретить в самых неожиданных местах. Между тем есть все основания полагать, что разработчики программы действовали не только ради коммерческого успеха, но и в интересах спецслужб. В погоне за покемонами камеры смартфонов снимают и секретные объекты, и приватные помещения. Миллионы пользователей добровольно поставляют спецслужбам конфиденциальную информацию, в том числе и о себе. Яровая «отдыхает», понимают проницательные наблюдатели.
В отличие от большинства традиционных компьютерных игр, где геймеры вынуждены проводить время в помещении, Pokemon Go выводит их на свежий воздух. Ведь единственной доступной пользователям технической платформой являются смартфоны. В основе игры лежит принцип дополненной реальности: сервис геолокации плюс виртуальные фигурки покемонов — героев японских мультфильмов, разбросанные повсюду. Наводя камеру на реальные объекты, геймер видит наложенного на них покемона, которого надо поймать. Можно сражаться в одиночку или объединяться, а то и соперничать с другими геймерами. В перспективе пойманных покемонов можно будет продавать, обменивать, получать за них бонусы и т. п. Ожидается рождение целой индустрии — покемономании. Масса людей уже бродит по миру, не видя ничего вокруг, в страстном желании выиграть заветный приз.
ЦРУ бдит
Технические особенности игры открывают огромные возможности по сбору информации от геймеров. И, похоже, что такая задача ставилась изначально, еще на этапе создания игры. Во всяком случае, об этом свидетельствуют факты. Разработчиком Pokemon Go является компания Niantic Labs — совместное детище Google и японской Nintendo, владеющей брендом Pokemon. Изначально Niantic Labs являлась стартапом Google, занималась разработкой игр дополненной реальности. Ее первый проект Ingress предвосхитил успех Pocemon Go. Основателем же Niantic был Джон Хенк, автор проекта картографирования поверхности Keyhole, Inc. Его также в свое время выкупил Google и запустил на его основе сервисы Google-Maps, Google-Earth и Google-StreetView.
По данным англоязычных источников, проект Keyhole финансировался знаменитым венчурным фондом In-Q-Tel, созданном еще в 1999 году по инициативе ЦРУ. Являясь формально независимой структурой, он действует в интересах разведки и контрразведки в сфере высоких технологий. Учреждая фонд, ЦРУ стремилось получить возможность доступа к последним разработкам high-tech. Там посчитали, что добиться этого проще всего с помощью денег — принимать участие в инновационных разработках, действуя так же, как действовали в то время частные венчурные компании. Проекты Хенка заинтересовали In-Q-Tel . При этом совсем спрятать «уши» ЦРУ не получилось. Штаб-квартира фонда находится в Арлингтоне, штат Вирджиния. Да-да, в том самом, где расположено знаменитое кладбище — место последнего упокоения американских президентов, сенаторов и военных, включая директора ЦРУ Уолтера Смита.
О том, что Google весьма лояльно относится к требованиям властей США, широко известно. Например, за второе полугодие 2015-го количество американских запросов о раскрытии информации превысило число аналогичных требований из России в 50 (!) раз — 12,5 тысячи против 257. Причем 80% из них было удовлетворено. Однако картографические сервисы компании не покрывали всех потребностей спецслужб. С их помощью невозможно было заглянуть на военные объекты, в казармы, в кабинеты чиновников, да и в жилые дома большинства людей тоже. Представления ЦРУ о мире были неполными. Теперь, с появлением Pokemon Go проблема будет решена. Камера, GPS-навигация, гироскоп и микрофон, принадлежащие миллионам частных лиц, проникнут повсюду, поставляя ценные для спецслужб сведения. Причем владельцы смартфонов сделают это сами, с энтузиазмом и совершенно бесплатно. Еще и обогатят при этом партнера ЦРУ — Google.
Поразительно, но разработчики и их кураторы со стороны государства устроили все так, что геймеры и по совместительству добровольные шпионы при установке Pokemon Go сами дают согласие на такого рода деятельность и заранее отказываются от всех претензий. Сделано это с помощью публичной оферты, которую мало кто вообще читает. «Мы сотрудничаем с государственными структурами и частными компаниями. Мы можем раскрыть перед ними любую информацию о вас или вашем ребенке...» — говорится в тексте договора с Niantic. А в его шестом пункте резонно отмечается, что «программа не имеет возможности выполнять запрос вашего браузера Do not track —"Не следи за мной"». Что ж, все «честно» — геймеры сами лезут в петлю.
Фото: Andrea Ronchini/Zuma/ТАСС
Фото: Andrea Ronchini/Zuma/ТАСС
Россия сопротивляется
По мере распространения Pokemon Go российским властям придется определяться со своим отношением к этой новой и потенциально опасной для интересов государства забаве. Первое беспокойство по этому поводу уже заметно. Так, предположение о том, что игра создана при участии спецслужб и именно для сбора видеоконтента, высказал министр связи Николай Никифоров. При этом он уточнил, что не считает нужным блокировать Pokemon Go. «Я считаю, что человека каждый день окружает много опасностей, и те люди, у которых все в порядке с головой, у них риск попасть в эти опасности гораздо меньше. Я думаю, что не стоит заниматься [законодательным регулированием]», — сказал Никифоров. Своим замечанием он вызвал ироничную реакцию известного либерального блогера Антона Носика, который хоть и назвал геймеров дебилами, выступил все же на стороне разработчиков.
В отличие от министра Никифорова депутаты Госдумы более категоричны в оценках. Так, член комитета по информполитике Александр Ющенко предположил, что цель запуска приложения — сбор топографических данных о местности, в том числе о секретных объектах. Его коллега Вадим Деньгин не знает, какую информацию о россиянах собирает популярное приложение, и предложил проанализировать это. Евгений Федоров из «Единой России» и вовсе считает, что появление Pokemon Go в РФ приурочено к парламентским выборам и возможной целью заказчика является «дестабилизация». А член Совета Федерации Франц Клинцевич предрек через год–два «необратимые последствия». «Ощущение, что дьявол пришел через этот механизм и пытается просто развалить нас изнутри духовно», — считает сенатор.
Не остались в стороне от проблемы и правозащитники. Причем они неожиданно выступили с консервативных позиций, близких к тем, что высказали парламентарии. Так, президентский Совет по правам человека намерен обсудить угрозы, исходящие от распространения Pokemon Go, и дать рекомендации по ограничениям. «Такая игра должна иметь локационные ограничения, недопустимо, чтобы в нее играли в местах религиозного значения, на кладбищах, на объектах органов государственной власти», — заявила ответственный секретарь СПЧ Яна Лантратова. На правозащитный аспект проблемы обратил внимание телеведущий Владимир Соловьев. «Сколько людей из возмущающихся пакетом Яровой, требующих анонимности в интернете, подписались на Pokemon Go и слили всю инфу о себе Nintendo?» — задал он риторический вопрос.
Тема ловли покемонов стала столь популярной, что по этому поводу высказался даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Покемоны — это не повод посетить Кремль, сокровищницу мировой культуры», — сказал он. Чувствуется, что Песков недоволен массовой истерией и несерьезностью повода, по которому пришлось давать комментарий. А вот в правительстве в теме разбираются плохо. Так, министр экономического развития Алексей Улюкаев, видимо, погруженный в проблемы импортозамещения, даже в случае с Pokemon Go думает об отечественном производителе. «Мне сказали, что здесь, в Японии Чебурашка очень популярен. Значит, надо продвигать нам. Действительно, это серьезная вещь — продвижение наших таких брендов, было бы хорошо. Но покемоны — это не ко мне», — брякнул невпопад чиновник.
Между тем проблема становится все острее. Уже приходят сообщения о том, что геймеров, увлеченных ловлей покемонов, обнаруживают на территории военных баз или даже минных полей, как в Боснии. А президент Израиля и вовсе нашел покемона в собственном кабинете. Что будет, когда, согласно прогнозам, число игроков увеличится до 200 млн, страшно представить. В мире не останется ни одного секретного объекта, куда не проникнут эти отчаянные люди. Единственная надежда — члены хакерской группировки Poodlecorp, пообещавшие 1 августа «уничтожить» популярную игру с помощью массовых DDoS-атак. Но и они, если справятся, сделают это всего лишь на сутки. Совместный проект Google и ЦРУ грозит не оставить тайн на планете Земля, и это не может не беспокоить.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости