Люди
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Люди
Русская планета

«Победа» для победителей. История одной машины

Фото: Соцсети
Фото: Соцсети
75 лет назад начался серийный выпуск легендарного автомобиля ГАЗ-М20
Ва
29 июня, 2021 13:28
9 мин

Серийный выпуск этих машин начался в июне 1946 года на Горьковском автомобильном заводе. Говорят, что сначала название у автомобиля было другое: «Родина». И Сталин, узнав об этом, сурово спросил у конструкторов: «Так почем вы родину продавать будете?»

От этого вопроса пахнуло бедой - колымским морозом, запахом давно немытых тел зеков, овчиной конвоирских полушубков. И название тотчас изменили – автомобиль стал «Победой» - в честь триумфа советского народа в Великой Отечественной войне. Сталин уже не возражал: «Невелика победа, но пусть будет «Победа».

Впрочем, возможно, это просто легенда. Прошлое ведь любят украшать всякими красочными историями. Иногда они даже становятся документами эпохи.

Знал ли вождь, что прототипом «Победы» был немецкий Opel Kapitan 1938 года? Но это была, конечно, не копия, а новая, усовершенствованная модель, в создание которой вложили немало сил знающие, творческие, увлеченные люди.

Вскоре этот автомобиль влился в гущу машин, бегавших в послевоенное время по дорогам СССР – советских «эмок», трофейных немецких «БМВ» и «хорьхов», чешских «шкод», американских «фордов», «доджей», «шевроле».

Работа над этим автомобилем началась еще в годы Великой Отечественной войны. К весне 1943 года проекты машины в общих чертах были готовы. Оставалось уточнить детали, построить и испытать опытные образцы.

Для автомобиля предусматривалось два варианта двигателя - шести- и четырехцилиндровый. Трехступенчатая коробка передач была выполнена на основе коробки ГАЗ-М-1 и не имела синхронизаторов - их функции частично выполняли так называемые «муфты легкого включения».

Тормозная система была гидравлической – подобное решение для того времени выглядело революционным. Впервые на советском автомобиле подобного класса предусматривался отопитель салона, спаренный с обдувом лобового стекла.

…У нас во дворе стояла светло-кофейная «Победа». Рядом отдыхали другие машины: сверкающая «Волга», лиловый «Москвич» - старый, но еще бодрый, с запасным колесом на «спине» и вполне сносный «мерседес»» красного цвета, которого мой сосед дядя Паша привез в сорок пятом из Германии Они были по-своему хороши и даже статны, но мне больше нравилась литая «Победа» с мощной, покатой «фигурой».

Однажды хозяин, высокий, гладко причесанный молчаливый человек в дорогом костюме со странной фамилией Мебель, открывая дверцу машины, поймал мой умоляющий взгляд. Он все понял и усмехнулся: «Садись, прокачу».

У меня захватило дух.

«Победа» метнулась от моего дома по Электрозаводскому мосту, ринулась вниз, обгоняя другие машины, понеслась мимо домов, прохожих, собак, кошек. Я чувствовал себя на седьмом небе!

Автомобиль вылетел на Преображенскую улицу, свернул налево и ринулся по Стромынке к Сокольникам. Машина походила на норовистого коня, которого после долгого стояния в конюшне, выпустили в чистое поле. Только машина не ржала, а довольно урчала, шелестя шинами...

Эта поездку, которая длилась минут двадцать, запомнилась мне на всю жизнь. Не забыл и приятный запах бензина, и шуршание коричневых подушек в салоне, и ласковый ветерок из окна. Тогда я решил, что когда вырасту, обязательно куплю «Победу». Но так и не купил…

Главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Липгарт был очень известным человеком – пятикратным лауреатом Сталинской премии. Вместе со своим талантливым коллективом он создал несколько моделей машин - «Эмку», ЗИМ, грузовик ГАЗ-51, «Волгу» ГАЗ-21 и другие модели. Активное участие принял Липгард и в создании «Победы».

За разработку шасси отвечал Анатолий Кригер, форму кузова разработал Александр Кириллов. Первые эскизы выполнил художник-конструктор Валентин Бродский. Дизайн «Победы» разработал сотрудник московского НАМИ Юрий Долматовский. Окончательный же облик автомобиля создал художник-конструктор Вениамин Самойлов. Однако своего проекта в металле он не увидел. Вскоре после окончания работы над эскизами Самойлов трагически погиб…

Еще немного – о Липгарде. Странно, но завоевавшего, казалось бы, непререкаемый авторитет конструктора, в октябре 1951 года неожиданно сняли с должности, а через полгода перевели на Уральский автомобильный завод рядовым конструктором.

В чем же провинился этот талантливый человек? Да ни в чем! Он стал жертвой банального доноса одного из инженеров Горьковского автозавода. Тот обвинил конструктора в «умышленном сдерживании поставок в армию легковых машин-амфибий 011». Чушь, конечно, но анонимкам в то время верили.

Фамилия доносчика известна, но называть его не стоит по этическим соображениям. Этого человека давно нет в живых и негоже тревожить его прах. К тому же здравствуют родные, близкие инженера, кстати, весьма известного, лауреата Сталинской премии…

Что же касается Липгарта, то он в 1953 года вернулся из «ссылки», стал заведующим кафедрой «Автомобили» в МВТУ. И возвратился в НАМИ, где работал главным конструктором, а затем – заместителем директора по научно-экспериментальной работе.

…«Победа» находилась в свободной продаже, но она стоила 16 тысяч рублей (цена «Москвич» была 9 тысяч; представительского, шикарного ЗИМа - 40 тысяч). Конечно, такие деньги водились у единиц. Зато на «Победу» можно было посмотреть – она красовалась на подиуме в единственном на весь Советский Союз в автомагазине на Бакунинской улице в Москве.

Этот автомобиль распределяли на предприятиях, в учреждениях, среди передовиков, труда, известных ученых. На просьбы знаменитостей – спортсменов, артистов, музыкантов, писателей отвечал первый заместитель Сталина Вячеслав Молотов. К нему поступали сотни заявлений от желающих получить – со скидкой или даже бесплатно - «Победу».

Однако вожделенная резолюция «Согласен» появлялась далеко не на всех заявлениях. К примеру, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб и известный диктор Юрий Левитан стали обладателями машины. А другому Герою Советского Союза, полярному летчику Илье Мазуруку было отказано.

Некоторые известные граждане, получив от ворот поворот, не успокаивались и строчили новые заявления. Такое упорство, в частности, проявлял знатный шахтер, Герой Социалистического труда Алексей Стаханов. Впрочем, он просил не только «Победу», но и земельный участок со стройматериалами для строительства дачи, Хотел, чтобы ему повысили оклад, выделили путевку в санаторий, оказали единовременную материальную помощь…

Тем, кому недоступна была своя «Победа», довольствовались такси - «Победой». Когда машина с черными шашечками на борту весело моргала зеленым огоньком – свободна! - к ней тут же бросались стаи пассажиров.

Кстати, кроме «Побед» в такси использовали ЗИСы и ЗИМы. Они работали и как маршрутки. На них можно было путешествовать не только в пределах Москвы, но и добраться до ближайших городов – Калинина (ныне – Тверь), Рязани, Калуги. Впрочем, состоятельные пассажиры могли на «Победе» махнуть даже в Крым.

«Победы» служили на «скорых», в милиции. В 1958 году был собран опытный образец аэросаней на базе этого автомобиля. Они использовались для доставки почты и небольших грузов на Крайнем Севере, где обычной машине не пройти.

«Победа» стала известной и за границей. Благо, автомобиль был по тем временам весьма комфортным, отличался выносливостью, имел хорошие ходовые качества. Да и долговечной слыла эта машина.

«Победу» отправляли на экспорт - не только в социалистические страны, но и в капиталистические. В 1952 году английский журнал The Motor писал: «Это автомобиль исключительно русский. Самая сильная сторона «Победы» - способность передвигаться по любым дорогам.. На «Победе» не надо бояться быстрой езды по плохим дорогам, даже если автомобиль полностью загружен».

Благодаря «Победе», заговорили об успехах отечественного автомобилестроения и ее серьезном потенциале. Специалисты и просто оптимисты решили, что через несколько лет советские машины составят серьезную конкуренцию лучшим западным образцам. Увы, это оказалось иллюзией…

«Победу», выпуск которой прекратился в 1958 году, и сейчас изредка можно встретить на российских дорогах. Лобастый «старик» с мощной покатой спиной, нисколько не смущаясь, стареется угнаться за своими молодыми собратьями. Иногда человек, сидящий за рулем, и его автомобиль оказываются ровесниками. Это целый сюжет для повествования – как водитель покупал «Победу», как ее холил, лелеял, переживал с ней радости и горести.

Возможно, этот седовласый водитель не раз мог пересесть в современный автомобиль. Но всякий раз отказывался. Ведь «Победа» его давний и верный друг. Так как же можно его предать?

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ