Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Плата за вторую беду

Участок платной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург недалеко от международного аэропорта Шереметьево. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Неоправданно завышенные тарифы за проезд по трассе М-11 наносят ущерб и гражданам, и владельцам дороги
Андрей Полонский
16 декабря, 2015 10:00
9 мин
Давным-давно было сказано, что в России две беды — дураки и дороги. Неизвестно, как с дураками, но с дорогами дело постепенно налаживается. Появляются очень качественные трассы, ничуть не хуже, чем в Европе или, скажем, в Америке. Иные из них — платные. Казалось бы, ничего дурного в том нет — строительство дорог стоит денег, у государства на все дороги денег явно не хватит, а значит, затраты должны быть компенсированы.
Вот тут и начинаются проблемы. На некоторых участках отечественных автомагистралей плата за проезд чуть ли не вдвое выше, чем в Европе, и не ниже, чем в Америке, — даже при расчете по текущему курсу рубля. А ведь дороги построены в России, где вроде бы и строительные материалы, и рабочая сила должны быть дешевле.
Так в чем же дело — и к каким социальным последствиям такие дорогие трассы могут привести?
Собака на М-11
Чуть больше года назад на трассе М-11 Санкт-Петербург — Москва, которая в перспективе должна стать частью трансъевразийской магистрали Санкт-Петербург — Западный Китай, были введены в эксплуатацию два первых участка: от Москвы до Солнечногорска и обход Вышнего Волочка. Особое значение должна была иметь дорога к Солнечногорску мимо Химок со съездами на аэропорт Шереметьево и Зеленоград. Старая Ленинградка, всем известная М-10, стоит почти постоянно; впрочем, днем всегда стоял и Вышний Волочек.
Увы, почему-то особого оживления на М-11 не наблюдалось даже тогда, когда она еще была бесплатной. Впрочем, это известный факт из мирового опыта эксплуатации дорог. Расчеты первоначального потока могут иметь погрешность до 30% — однако в нашем случае, кажется, и эта цифра оказалась значительно превышена. Впрочем, к новым трассам люди должны еще привыкнуть.
Время пришло, и на М-11 возникли первые пробки. Правда, так же быстро они и исчезли — это случилось 23 ноября 2015 года, когда начали собирать деньги за проезд. Система оказалась не готова к естественному, не слишком обильному потоку машин, и многие вынуждены были снова уйти на Ленинградку. Ленинградка тоже встала. Случился очередной московский автомобильный коллапс.
Но это была проблема только одного дня. В скором времени трасса совсем опустела. Тарифы превысили самые смелые ожидания.
Сегодня, чтобы прокатиться на легковом автомобиле от МКАД до Шереметьева в часы пик, нужно заплатить 250 руб. (около 25 руб. за километр), до Зеленограда — 350 руб., до Солнечногорска — 500 руб. (в среднем около 12 руб. за километр).
Такие запросы «хозяев дорог» уже породили заметное общественное недовольство. Жители Зеленограда создали на Change.org петицию «Требуем "усмирить" аппетит ГК "Автодор" и снизить грабительские тарифы на М-11». К 14 декабря петиция набрала уже почти 70 тыс. подписей, и зеленоградцы почему-то думают, что она будет направлена президенту (Change.org — частный американский сайт, не имеющий отношения к российским структурам общественных связей). О необходимости снижать цену проезда заявил и зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков: «С потолка все эти расценки. Если были некие расчеты в получении какой-то доходной части, то они рассыплются в прах в ближайшее время. Наверное, по здравому смыслу необходимо пересматривать эти расценки с тем, чтобы эта трасса пользовалась относительной популярностью и разгружала другие направления».
Пока же М-11 просто простаивает, а «Автодор» становится своего рода собакой на сене. Дорога построена, а радости никакой.
Взяли по максимуму
По словам представителя «Автодора», у них все ходы записаны. Дескать, все сделано в рамках концессионального соглашения, и цены на сегодняшний день даже ниже максимально возможных. В 2010 году Владимир Путин, тогда еще премьер-министр России, утвердил «Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам». По этим правилам, методику расчета платы за проезд утверждает правительство исходя из характера и значения самой дороги. В 2014 году правительство Дмитрия Медведева передало это право местным властям. Но все эти правила, оказывается, не касаются трасс, которые построены в рамках концессионного соглашения, как М-11. В таком случае, сообщили в «Автодоре», при расчете тарифа учитывается необходимость компенсации всех затрат, а также доход инвестора. Понятно, что по части дохода аппетиты могут быть разными.
Автомобили на пункте оплаты проезда первого платного участка от МКАД до Солнечногорска автомобильной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург. Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Строительство одного километра М-11 обошлось строителям в 1,67 млрд руб. Всего на 43 км до Солнечногорска было истрачено 72 млрд руб., из них господдержка составила 23 млрд, и собственные средства инвестора — 10 млрд. Остальное — облигации на 10 млрд и банковские кредиты на 29 млрд. Все это как-то надо «отбить». Вот и «отбивают». Именно такая лексика. Похоже, других слов наши хозяева дорог не понимают.
«Когда тарифы введены, их можно повышать только на инфляционный процент. А понизить можно, как заблагорассудится. Поэтому сначала и берем по максимуму», — пояснил представитель «Автодора», пожелавший остаться неизвестным. Понятно, что социальных последствий этого «максимума» никто не просчитывает.
В Питере беднее
Но вот что удивительно. По затратам на километр строительства М-11 — отнюдь не самая дорогая трасса в России. Куда дороже Западный скоростной диаметр, который строится и наполовину уже введен в эксплуатацию в Санкт-Петербурге. ЗСД почти весь проходит на эстакадах и висит над городом. Здесь самая высокая в Европе цена работ; она наглядна и, казалось бы, оправданна. Стоимость Центрального участка длиной 11,7 км, который должен соединить Адмиралтейский и Приморский районы через Васильевский остров, составляет около 120 млрд руб., или 10,25 млрд руб./км. Однако согласно концессионному соглашению общий тариф здесь не должен превышать 113 руб., то есть 9,6 руб. за километр. На уже введенных в эксплуатацию Северном и Южном участках ЗСД плата соответственно составляет 9,4 и 3,8 руб. за километр. Ясно, что это несколько другие цифры, чем на М-11 от МКАД до Шереметьево, несмотря на то что дорога, повторимся, представляет собой уникальное инженерное сооружение, почти вся проходит на мостах и в туннелях, над городом, портом, через Финский залив. В консорциуме «Магистраль Северной столицы», созданной для строительства ЗСД, считают, что в Питере платежеспособность населения ниже, чем в Москве, но за счет большого потока дорога все равно окупится.
В Европе дешевле
Платные дороги существуют почти в 50 странах мира. Больше всего их в Южной Корее, Аргентине и Франции (до 30% дорожной сети). Но кататься по большей части таких дорог все же значительно дешевле, чем ездить по М-11.
Так, средняя цена на французских autoroutes составляет от 5 до 10 евроцентов за километр (от 4 до 8 рублей при самом смелом курсе валют). В Италии на А-14 протяженностью 780 км, длиннее трассы Петербург — Москва, километр обойдется в 6–7 евроцентов. На самом затратном въезде в Милан придется заплатить в полтора раза больше. Но все равно это окажется в два раза бюджетнее, чем от МКАД до Шереметьево.
А бывает ли круче, чем у нас? Конечно, бывает. Одна из самых дорогих дорог в мире находится в США. В Калифорнии, на полуострове Монтерей, за 27,2 километра пути придется заплатить 9,25 доллара, или 34 цента за 1 км. И все же это не трасса и не автобан, а по сути достопримечательность, своего рода музей под открытым небом. Очень живописная частная 17-мильная дорога петляет вдоль берега Тихого океана, ныряет в леса и рощи, вдоль нее стоят дорогие особняки. Если хочется, можно заплатить десятку за вальяжную автопрогулку, но это исключительно часть вашей культурной программы.
Разжигание розни
Мы рискуем получить печальную картину, если в ближайшее время тарифы на новейших отечественных платных автострадах не будут пересмотрены. С одной стороны, пустынные, мало кому доступные великолепные трассы, с другой — те же переполненные старые, привычные шоссе. Есть только одно «но». К привычному раздражению стоящего в пробке водителя прибавится еще одно, вполне оправданное чувство общественного протеста: «Я тут еле ползу среди грузовиков, а хозяева жизни проносятся там с ветерком за не подъемные для меня деньги». Вспоминается статья 282 УК РФ, «Разжигание розни».
В современной России и так достаточно неравенства и несправедливости. Кому понадобилось к элитным бутикам, элитным ресторанам, элитным кварталам добавить еще и элитные автомагистрали — непонятно.
Надежные башенные краны в Краснодаре по доступной цене.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ