Новости – Общество
Общество
Пиво без акций
Фото: Ирина Колесникова / «Коммерсантъ»
В Госдуме хотят запретить скидки и акции на любой алкоголь
12 ноября, 2015 21:02
5 мин
Российские законодатели предприняли очередной шаг по борьбе с пьянством. Депутат от партии «Справедливая Россия» Олег Михеев внес в Госдуму законопроект, предусматривающий запрет стимулирования и спонсорства продаж алкоголя. По словам депутата, такие действия снижают эффект от борьбы с рекламой спиртного и приводят к «глубинной алкоголизации населения».
Под стимулированием продаж алкоголя понимаются всевозможные промоакции в магазинах, а также продажи спиртного по купонам, когда, например, человек распечатывает в интернете купон, затем приходит в паб или бар, где получает, скажем, 50-процентную скидку на выпивку. Олег Михеев отмечает, что большой вред приносят и бесплатные дегустации алкогольных напитков: такие мероприятия, по мнению парламентария, должны проводиться только на выставках, но никак не на территории стационарных торговых объектов. Самая главная опасность, по мнению справоросса, заключается в том, что из-за всякого рода акций, дегустаций и прочих стимуляций на дешевый алкоголь «подсаживается» молодежь.
СПРАВКА
За нарушение запрета скидок на алкоголь предлагается ввести целую систему суровых штрафов. Для граждан — 2000–3000 руб., для должностных лиц — от 5000 до 15 000 руб., для юридических лиц — до 150 000 руб. Весьма ощутимые штрафы в случае принятия законопроекта будут грозить ресторанам и кафе также за неисполнение обязательств по показу антиалкогольной социальной рекламы или, наоборот, за демонстрацию рекламы алкогольной. Здесь должностным лицам придется раскошелиться на 10 000–20 000 руб., а юридическим — на 100 000–200 000 руб.
На первый взгляд, возразить против депутатской инициативы особо и нечего. «Эта инициатива может принести определенную пользу, — говорит Руслан Исаев, президент Независимой наркологической гильдии, врач-психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук. — Но решить проблему молодежного алкоголизма с помощью такого законопроекта едва ли возможно. Алкоголизм как заболевание имеет целый комплекс причин — социальных, психологических и других. Тут нужны более серьезные, комплексные усилия».
Пока же инициатива походит на пиар-акцию. «Этот законопроект, безусловно, популистский, ничего общего с конкретной практикой он не имеет, — отмечает член Общественной палаты РФ, руководитель федерального проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев. — Сейчас пойдет целый шквал законодательных инициатив, касающихся ограничений употребления алкоголя, табака, наркотиков — выборы же скоро (думские в 2016 году. — РП). Есть опасность, что важная социальная проблема из-за таких лоббистских технологий будет "забалтываться". У нас складывается ощущение, что мы многое делаем для оздоровления нашей молодежи, а результат минимальный».
Руководитель Федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев. Фото: facebook.com/Султан Хамзаев
«Вот запретят купоны. И что? Ничего, кроме негатива, и у потребителей, и у малого и среднего бизнеса такая мера не вызовет. Те же самые алкогольные энергетики, которые запретили в 38 регионах России, а сейчас могут снова вернуть на прилавки, гораздо более опасны, чем любые купоны, — продолжает Хамзаев. — Я призвал бы депутатов, коль скоро они выступают с острыми общественно-значимыми инициативами, проводить по ним общественные слушания. Собирать экспертов, выяснять их мнения, эффективно ли то, что предлагается, или это просто болтология».
«Если бы по проблеме стимуляции продаж алкоголя были объявлены общественные слушания, я бы понял, что депутат действительно заинтересован в ее решении. Если бы он обратился в Общественную палату. Или выехал бы в свой регион, потратил две-три недели на встречи, дискуссии, его поддержали бы, а после этого поднял бы вопрос в Госдуме, я бы сказал, что он поступает правильно, — добавляет лидер "Трезвой России". — Именно так обязаны работать депутаты, и у них для этого есть все ресурсы и возможности. А если депутат сидит в полном комфорте в своем кабинете и размышляет со своими помощниками о том, что вот эта идея, наверное, громко "выстрелит" в СМИ, то это популизм и ничего больше».
Впрочем, сам Султан Хамзаев признает, что ограничительные меры иногда приносят пользу. Есть такая категория людей, которые могут совершить ту или иную покупку только при определенном стечении обстоятельств. Например, так называемые «социальные покупатели» — те, кто ориентируется на всякого рода рекомендации, отзывы и советы. Или любители делать «спонтанные покупки», для которых скидка на упаковку пива может действительно послужить стимулом ее купить. Есть, наконец, и принципиальные «охотники за скидками» — эти люди просто-таки гордятся тем, что нигде, никогда и ничего не покупают по полной цене. И, как отмечают маркетологи, значительная их часть — молодежь. Может быть, кому-то запрет алкогольные акции и вправду поможет лишний раз остаться трезвым.
Только вот в масштабах России этих «кого-то» явно не большинство, и география их проживания ограничивается мегаполисами. Где-нибудь на периферии неприкаянные молодые люди будут выпивать по нескольку банок пива за вечер и вне зависимости от акции «четвертая бесплатно».
Поэтому необходима масштабная государственная программа, включающая в себя работу с семьей, школой, другими социальными институтами. «Это титанический труд, результаты которого будут видны не через год и не через два. Потому что, если подросток привык решать свои психологические или социальные проблемы с помощью выпивки, отсутствие акций и купонов его никак не остановит», — резюмирует нарколог и общественник Руслан Исаев.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости