Новости – Люди












Люди
Не хочу, но одобряю

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Amnesty International: почти половина россиян опасаются пыток в случае ареста, при этом четверть жителей страны допускают, что пытки оправданы для защиты общества
13 мая, 2014 13:32
7 мин
Почти половина россиян (48%) не уверены в том, что в случае заключения под стражу им не грозят пытки. Хотя россияне опасаются пыток больше граждан других стран, ровно четверть из них полагают, что пытки могут быть оправданы при получении информации, которая могла бы защитить общество.
Как следует из результатов нового глобального исследования GlobeScan, проведенного по заказу Amnesty International при участии 21 тысячи респондентов из 21 страны мира в преддверии всемирной кампании «Остановить пытки», среди жителей России пыток не боятся почти столько же людей, сколько в Аргентине и Нигерии. Если в среднем в мире в случае ареста не исключают возможность применения к ним пыток 44% жителей планеты, то в России этот показатель равен 48%. При этом доля россиян, абсолютно уверенных в том, что в колонии или СИЗО они не подвергнутся пыткам, равна 39%, что соответствует уровню, например, Пакистана.
При этом ровно четверть россиян (25%) согласны с тем, что иногда пытки допустимы и даже необходимы, в частности, чтобы получить информацию, которая «могла бы защитить общество». Наиболее похожи на россиян в отношении к этому вопросу, канадцы (также 25%) и южнокорейцы (27%).
Чаще всего эту точку зрения разделяют жители восточноазиатских стран — Китая (74%) и Индии (74%). Чуть реже, чем в этих государствах, говорят о допустимости применения пыток для защиты общественного блага жители африканских стран, например Кении (66%) и Нигерии (64%). В Греции с ними согласны лишь 12% граждан.
С утверждением «четкие законы против пыток имеют решающее значение, поскольку любое использование пыток является аморальным и ослабляет права международных правозащитных организаций», согласились 82% россиян. Такая же цифра стала средней по всему миру. Не согласны с ними лишь 13% граждан России.
Меньше всего верят в возможность избежать пыток в случае ареста бразильцы — среди граждан этой страны не чувствуют себя защищенными от полицейских истязаний 80% населения. Вслед за ними идут мексиканцы (64%) и турки (58%). Наиболее защищенными себя чувствуют жители Великобритании и Австралии, 83% которых абсолютно уверены в том, что в местах лишения свободы к ним не применят пытки.
«Опрос красноречиво свидетельствует, что россияне опасаются пыток. По сути, это серьезное обвинение, выдвинутое в адрес российских властей, которые оказались неспособны справиться с повальной практикой применения пыток в стране», — подытожил глава российского представительства Amnesty International Сергей Никитин.
Несмотря на введение правовых норм, запрещающих издевательство над задержанными, они все еще распространены в постсоветских странах, отмечается в пресс-релизе Amnesty International «Пытки в 2014 году: 30 лет неисполненных обещаний». По оценке правозащитников, единственной страной в восточноевропейском и центральноазиатском регионах, сделавшей успехи в снижении числа случаев жестокого обращения со стороны полицейских, стала Турция. В остальных же странах пытки в диапазоне от избиения, удушья с помощью пластиковых пакетов, использования электрошока, введения игл под ногти, обливания ледяной водой и до изнасилования, по-прежнему распространены. Как отмечается в докладе, чаще остальных российских силовики подвергают истязаниям обвиняемых в причастности к северокавказским вооруженным группировкам. Как пример правозащитники приводят случай Расула Кудаева, арестованного в России в 2005 году по обвинению в участии в вооруженном нападении на Нальчик. «Во время и после ареста его жестоко избивали. Последствия злоупотреблений были видны на его лице, но полиция сказала, что он намеренно упал и ушибся. По его жалобам не было проведено никакого расследования. Обвинение почти полностью основано на принудительно добытых признаниях. Пять лет спустя, уже через девять лет после ареста, суд над ним все еще продолжается», — поясняется в брифинге.
Руководитель «Казанского правозащитного центра» Игорь Шолохов считает, что сейчас о пытках в российских колониях говорить почти не приходится. «Чаще всего их применяют при проверке на причастность человека к тому или иному преступлению, то есть выбивают у него признательные показания. Возможно, сами условия содержания в колониях можно признать пыточными, но я не думаю, что там действительно пытают кого-либо — там отсутствует возможность какого-то отдыха, условия нормального труда и так далее, возможно, это и есть пытки», — прокомментировал он данные Amnesty International «Русской планете».
По словам Шолохова, после ситуации с отделом полиции «Дальний» число обращений о пытках в Казанский правозащитный центр «резко сократилось». Правозащитник прежде всего связывает это с изменениями в руководстве МВД Татарстана и не думает, что полицейские и другие силовики стали более изощренными в издевательствах над задержанными. Эта ситуация реально повлияла, сведений о пытках стало меньше. «Они никогда не оставляли следов. Те люди, которые применяли недозволенные методы следствия, они каждый раз какие-то методы осуществляли, пакетами обвязывали или еще чем-то, подкладывали книги под удар, чтобы не оставлять синяков и других видимых телесных повреждений, чтобы нельзя их зафиксировать и пытаться потом ответственных привлечь к ответственности», — добавил Шолохов.
Содержащийся в исследовании Amnesty International вопрос о том, можно ли пытать людей для получения информации, которая может защитить общество, Шолохов назвал старой историей. «Это как бы такая задачка из школьной программы. На пытки налагается абсолютный запрет, ни при каких обстоятельствах, даже если очень хочется поймать, например, террориста или обнаружить заложенную где-то бомбу, не допускается применение пыток. А цифра в 25%, которую озвучили Amnesty International, говорит о том, что плохо у нас россияне к себе относятся, потому что, в конце концов, пытки могут быть применены и к ним», — пояснил эксперт.
На практике Казанского правозащитного центра не было ни одного случая, когда ответственность за пытки понес бы сотрудник ФСБ. Чаще всего под следствие попадают сотрудники МВД и ФСИН. «Случаев привлечения сотрудников ФСКН тоже не было, однако в Европейском суде сейчас рассматривается жалоба о том, как двоих братьев подвергли сотрудники этого ведомства очень сильному избиению. Наша правоохранительная система не дала их привлечь к ответственности, но сейчас наша жалоба прошла процедуру коммуницирования в ЕСПЧ», — рассказал Шолохов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости