Новости – Люди












Люди
75 лет варварскому вторжению: исторические уроки Германии

Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Фото: Michael Sohn/AP/ТАСС
Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер написал россиянам письмо
22 июня, 2016 16:20
9 мин
Письмо написано специально для России и приурочено непосредственно к 22 июня — дню вторжения фашистских орд на территорию СССР. Текст был послан в газету «Коммерсантъ» и там опубликован. Несомненно, важно, что один из влиятельнейших членов кабинета канцлера Ангелы Меркель посчитал нужным таким образом отметить 75-летие начала самой ужасной и кровавой в истории нашей страны и ныне других государств СНГ войны — Великой Отечественной. Еще важнее, что письмо появилось в период небывалого за последнюю четверть века обострения международной обстановки в мире, ведь многие политики и эксперты говорят о новой холодной войне. Важно и то, что пафос послания порой контрастирует с высказываниями других видных политиков Германии.
«Ранним утром 22 июня 1941 года, ровно 75 лет тому назад, начался настоящий ад», — так начинает политик письмо, сразу определяя всю цепочку своих рассуждений по этой болезненной для немцев теме. «Последствия были ужасными — сначала для подвергшихся нападению, а в конечном итоге и для нападавших, — продолжает Штайнмайер. — В Советском Союзе борьба за выживание против Германии, которая вела свою захватническую войну с небывалой до тех пор жестокостью, стоила жизни более чем 25 млн человек. Еще большему количеству людей эта война принесла голод, страдания и насильственное переселение. На обширных территориях Советского Союза война оставила после себя неописуемую разруху. Самим нападающим судьба в итоге уготовила смерть и насилие, плен и лишения».
Штайнмайер пишет о нечеловеческих ужасах блокады Ленинграда, об ожесточенных боях за Сталинград и Киев, о кошмарных злодеяниях в Бабьем Яру, страшном минском «котле». Все эти события, по словам министра, «и по сей день остаются символами как героического сопротивления, так и ужасов перенесенной на Восток войны, которая смела все достижения цивилизации». И тут же добавляет: «Неисчислимые жертвы среди русских, украинцев, белорусов и многих других народов Советского Союза не забыты как в странах бывшего Советского Союза, так и у нас».
Важность этих слов нельзя недооценить. В наше время, когда имеют место потеря исторической памяти и утрата традиционных нравственных ценностей, постмодернистской и либеральной ревизии подвергаются не только итоги Второй мировой, но и ее ход, цинично переоцениваются жертвы советского народа и роль руководства и генералитета СССР. Происходит это не только в Европе или Америке. С потрясающим и разрушающим душу сожалением мы видим, как метастазы этого апокалиптического сознания расползаются по умам наиболее «передовых» россиян.
Далее министр говорит об отношении к народам нашей страны, пережившим страшную войну: «Мы, немцы, безмерно благодарны россиянам, украинцам, белорусам и другим народам бывшего Советского Союза за то, что они перед лицом злодеяний и преступлений, совершенных от имени немецкого народа, протянули нам руку в знак примирения. А также за то, что из трагического опыта войны и ожесточенной вражды, насилия и варварства, страданий и насильственного переселения смогло вырасти нечто объединяющее нас, что установились партнерские и даже дружеские отношения».
Министр сожалеет о том, «сколько зла могли причинить друг другу люди в современной высокоразвитой прогрессивной и цивилизованной Европе. Этот взгляд в прошлое убедительнейшим образом призывает нас сделать все возможное для сохранения европейского миропорядка, возникшего на руинах, оставшихся после самой страшной войны, которую когда-либо видел мир». И во всей последующей части письма автор сосредотачивается на проблеме неповторения впредь подобного кошмара.
Концептуальным моментом, думается, можно считать отчаянное предостережение Штайнмайера, адресованное, как кажется, всем европейцам: «Не стоит принимать мир в Европе как должное — даже сегодня! Сохранить мир можно, лишь работая над этим изо дня в день! Там, где что-то угрожает миру, нам — тем, кто несет сегодня ответственность,— необходимо взять на себя задачу вынести правильные уроки из нашей совместной истории. Мне хотелось бы, чтобы и в обращении с конфликтами нашего времени мы никогда не забывали, что нас, европейцев, объединяет больше, чем разъединяет».

Всероссийская акция «Свеча памяти» в память о погибших в Великой Отечественной войне
Всероссийская акция «Свеча памяти» в память о погибших в Великой Отечественной войне. Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
В отношении именно Германии это высказывание наиболее верно. Нет другого европейского народа, который так сильно повлиял бы на развитие государственности, науки, культуры и даже русского языка, чем немцы. Равно как и без последовательной позиции России разрозненные германские княжества и герцогства никогда не смогли бы «собраться» в единое национальное и сильное государство. Это признавал еще «железный канцлер» Отто фон Бисмарк, который, кроме того, высказывался в том духе, что если даже между Россией и Германией возникнет война, это ни в коем случае не отменит того реального факта, что на континенте у Германии есть только один объективный стратегический партнер — Россия. Бисмарк был прагматиком до мозга костей и потому учитывал только геополитическое положение стран и векторы исторически сложившихся интересов. Кроме этого, он высказывался так в ту пору, когда сильнейшее движение к гегемонии в мире со стороны англосаксонского мира стало очевидным. Отрадно, что у нынешнего главы внешнеполитического ведомства Германии схожие взгляды.
Но продолжим о немецком политическом фоне, во многом вопреки которому написано письмо министра иностранных дел. Именно 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной войны и в день публикации письма Штайнмайера, его «начальница» Ангела Меркель заявила: «Германии придется значительно увеличить расходы на оборону, чтобы справиться с внешними угрозами». А каковы эти внешние угрозы? Уже более месяца из разных полугосударственных, но множественных источников идет одна и та же «утечка»: Министерство обороны Германии заканчивает новый вариант так называемой «Белой книги». Этот документ обновляется примерно раз в семь лет и являет собой стратегическую военно-политическую концепцию развития бундесвера, в том числе касаясь перспектив внешней политики в ракурсе национальной безопасности. Все говорят в один голос: Россия вместо «партнера» в новом издании стратегии превратится в «угрозу». Немецкие официальные лица наперебой пока опровергают эту новацию, и особенно, как говорят, германский посол в Москве. Но дело-то в том, что немецкая внешняя политика всегда отличалась одним непеременным качеством — последовательностью. И «утечки» в дисциплинированном Bundesministerium der Verteidigung, руководстве Вооруженных сил Германии, крайне редки, а если и случаются, то ради какой-то цели.
О чем это говорит? Несомненно, о том, что Меркель сама находится в жесточайшей турбулентности. С одной стороны, видимо, германская, прежде всего промышленно-политическая элита в своем большинстве настоятельно желает сближения с Россией. Что подтверждает обсуждаемое письмо Штайнмайера и многочисленные высказывания в последнее время самой Меркель о необходимости скорейшего развитии отношений между нашими странами.
С другой стороны, влияние США лично на фрау канцлерин тоже беспрецедентно. Думается, тут прежде всего надо иметь в виду планы Белого дома по скорейшему заключению Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) между США и Евросоюзом. Оно и так отстает от графика: все документы должны были быть подписаны, причем втайне от европейской общественности, еще к концу 2014 года. Немецкий промышленный капитал понимает прекрасно: заключение этой кабальной для всей Европы сделки навсегда лишит Германию тех преференций, которые она сейчас имеет, фактически возглавляя Евросоюз. Некоторые даже называют ЕС «Четвертым рейхом». Даже если не принимать во внимание внутренние дела ЕС и Германии, то для США и реализации ТТИП тесное и только экономическое сотрудничество между Германией и Россией смерти подобно. Ибо наши взаимоотношения оставляют ФРГ огромное поле для маневров во взаимодействии со своими американскими партнерами.
Что делать? Дать понять Берлину, что письмо Штайнмайера в России по достоинству оценено и вызвало самые благожелательные надежды на перспективы сотрудничества не только в политико-экономической сфере, но и в общей работе по снижению напряженности во всем мире. А также сообщить тому же Берлину, что и слова о предполагаемой роли в РФ в качестве «угрозы» для Германии со всей серьезностью тоже услышаны и глубоко проанализированы. А закончить ответ нужно словами, которыми заканчивает министр свое в высшей степени благожелательное и уникальное письмо: «Наш несомненный долг перед жертвами войны, перед солдатами в безымянных могилах, перед стариками, женщинами и детьми, которые подвергались истязаниям и были убиты,— это совместно чтить память об их страданиях, о принесенной ими жертве и ежедневно повторять: "Больше никогда!"»
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости